FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(4-03-2017, 00:01)

Об апокалиптических настроениях и ожиданиях конца света

Новая статья известного писателя-агиографа и публициста Валерия Павловича Филимонова во дни Великого Поста посвящена теме вечности - автор предлагает читателям задуматься о преходящей жизни каждого из нас на земле, в этом мире, о неизбежном Суде Господа нашего Иисуса Христа и Его втором пришествии и кончине мира, предупреждая о том, что пренебрежение этой темой может закончится для христианина трагично.

Как это ни печально, но в среде православных христиан наблюдается весьма легкомысленное отношение к вопросам, связанным к кончиной земного мира и личной кончиной каждого из нас, – время как стремительно и неумолимо приближается тот момент, о котором говорится в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). На наших глазах сжимается оно до предела. Мир сей, который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), все ускоряет стремительный бег к своему грозному и неотвратимому концу: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10), – говорит нам Слово Божие.

Тем не менее часто можно услышать разговоры «о неумеренных апокалиптических настроениях и ожиданиях конца света, аналогичных наблюдавшимся у христиан на протяжении веков». Как правильно относится к этому?

Безусловно, любая попытка вычислить конкретную дату конца этого земного мира противоречит словам Самого Господа нашего Иисуса Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36) и «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).

В то же время святитель Феофан Затворник Вышенский, великий светильник духовной мудрости, рассуждает: «Тать в ночи подкрадывается, когда его не ждут. Так и день Господень придет, когда его не ждут. Но когда не ждут Грядущего, то и не готовятся к сретению Его. Чтоб мы не допустили такой оплошности, Господь и заповедал: "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет” (Мф. 24, 42). Между тем, что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться, нет. Смерти еще ждет иной, а дня Господня – едва ли кто. И будто правы. Отцы и праотцы наши ждали, – и не пришел день. Как не видим ничего, почему бы надо было подумать, что он придет в наши дни, то и не думаем, и не ждем. Что дивного, если при таком нашем расположении день Господень ниспадет на нас, как тать. Мы похожи будем на жителей города, которых обещался посетить начальник губернии, ныне – завтра. Ждали они его час, ждали другой, – ждали день, и потом сказали: верно не будет, – и разошлись по домам. Но только что разошлись и предались покою, – он тут и есть… То же и с нами будет. Ждем ли, не ждем, день Господень придет, и придет без предуведомления. Ибо Господь сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время” (Мк. 13, 31-33). Но не лучше ли ждать, чтобы не быть застигнутыми врасплох? Ибо это не пройдет нам даром!»

Кто из людей знает: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом? Именно поэтому человек должен всегда ожидать смерти, чтобы она не застала его врасплох. Нужно всегда помнить, что день сегодняшний может оказаться днем последним.

Вспомним слова из покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу:

«Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих...

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго...

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильние и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго...

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние».

Глубочайший смысл в этих дивных стихах. Память смертная и покаяние – это основа основ православного делания. Почему же многие забывают об этом?

Вспомним жизнь первых христиан – с безграничным самопожертвованием отдавались они служению Богу, явившемуся во плоти и оживотворившему дух человеческий в его высших стремлениях. В их просветленном сознании непрестанно горела мысль о конце преходящего мира сего. Достижение блаженства вечной жизни было воистину главной целью их земного странствования.

«По мысли святых отцев, живущий на земле христианин должен не ублажать себя, а наоборот трезвенно внушать себe мысль об опасности своего положения. "Над тобою – меч правды, под тобою ад, готовый пожрать тебя, впереди – смерть, сзади – множество rpехов, по правую и левую стороны – толпы злобных врагов: тебе ли быть в безпечности?”» – вот какие образы внушает нам напечатлевать в своем сознании великий подвижник и наставник христианского благочестия – отец Русской Церкви святитель Тихон Задонский.

<…>Дух антихриста, господствующий ныне в мире, отвлекает от спасительных помышлений о Втором Пришествии Христовом, Страшном Суде и кончине этого земного мира даже православных христиан.

«Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24, 44) – предупреждает нас Сам Спаситель.

Однако люди, живущие по духу мира сего, слышать этого не желают. Они даже насмехаются над теми, кто указывает им на происходящие апокалиптические события. Они хотят вечно жить на этой, полной беззаконий, земле, которую святитель Игнатий (Брянчанинов) справедливо называет преддверием ада. Они жаждут комфорта и наслаждений, полны желания «сделать себе карьеру» и построить на земле очередное «светлое будущее всего человечества».

«Они, как безсловесные животные, водимые природою» (2 Пет. 2, 12), всецело приносят себя в жертву земной суете, забывая о главном – соединении в духе со Христом и спасении безсмертной души.

К величайшему сожалению, дух мира поработил и многих, именующих себя православными. Как часто можно услышать сегодня от таких людей взаимоисключающие друг друга слова: «Не запугивайте нас концом света! Не мешайте нам жить духовной жизнью!»

Или не читают они утренних и вечерних молитв, где говорится: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся... Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю...»?

А при чтении Великого покаянного канона разве не вспоминаем о грядущем Страшном Суде? «Душе моя, душе моя востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй... Судия мой и ведче мой, хотяй паки приити со ангелы судити миру всему, милостивым Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе...»

Но всерьез мало кто задумывается, что за все придется давать ответ на Страшном Судищи Христовом: «Обымет трепет всех человеков, когда встанут они пред лице Судии, – живописует святитель Игнатий (Брянчанинов),– обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить Вселенную. Они воскликнут горам и утесам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?” (Откр. 6, 16-17)».

Не помогут тогда никому земные звания и должности, ни деньги, слава и награды, ни родственные связи и научные знания. Одно только знание будет нужно тогда – знание Христа, благовествующего: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). А вот этого знания, знания высшей Истины у поклонившихся духу мира сего как раз-то и не будет!

«Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на Суд, – продолжает святитель Игнатий, неизвестны день и час, в которые, по повелению Сына Божия, прекратится земная жизнь каждого из нас и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Будем бодрствовать и приготовляться к Страшному Суду, ожидающему нас на гранях Вечности для невозвратного решения нашей участи навеки». Неслучайно великий святитель Божий говорит в своих творениях не раз говорит: «Для каждого из нас переход в вечность недалек...»

«Кто же без Господа знает, что в завтрашний день будет он жив и здоров? И ежели Господь хощет сегодня в который-либо час отделить душу от тела: кто же может воспротивиться, и еще продолжить жизнь свою? Никто! Поэтому надобно быть готовым к переселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако, по воле Господней, все может быть... Ведь это правда, что сегодня на троне, а завтра во гробе; сегодня в диадеме, а завтра в могиле; сегодня с друзьями, а завтра с червями. Некто, севши за стол, лишь протянул руку взять хлеб, – получил смерть», – вот духовное рассуждение истинного богослова, просвещенного Духом Святым Божиим, затворника Задонского Георгия Алексеевича Машурина.

Каждое мгновение мы должны быть готовы к сретению Спасителя и ответу на Суде Божием, ибо день Господень приидет как тать в ночи. В этом заключается вся эсхатология для истинного православного христианина. В противном случае можно уподобиться девам неразумным и услышать от Господа: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25, 12).

Посему уместно всегда держать в уме слова из покаянного канона: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя...»
 

Валерий Павлович Филимонов,

русский писатель-агиограф и публицист,

академик Православного богословского отделения

Петровской академии наук и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Волна расколов из-за непоминовения архиереев докатилась до КритаПагубная практика - когда ревностные пастыри вместо того, чтобы бороться с экуменизмом и обновленчеством в ограде своей Поместной Церкви, напротив, покидают ее - дошла и до Крита, где в минувшем 2016 году состоялся т.н. условно всеправославный собор. Четыре священнослужителя полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата): протоиерей Гавриил Мазанакис, священник Эммануил Саррис, священник Спиридон Даманакис...

Цель вируса - не средства клиентов, а деньги в банкоматеВнедрить безналичный расчет и электронные карты-кошельки оказывается не так и просто, тем более в России, известной своими умельцами и изобретателями. Правда, в этот раз российской практике предшествовали аналогичные происшествия в мире. Так, в России появился новый вирус, атакующий банкоматы, который использует бесконтактный метод проникновения. Цель вируса — не средства клиентов, а деньги в банкомате. С помощью вируса любому, кто наберет определенный код...

Афонские святые о правильном отношении к животнымВ 22 правиле Святогорского устава сказано: «Монахам не заводить животных собственно для себя». Первым, в 996 году, для братии Великой лавры их завел святой преподобный Афанасий Афонский. С тех пор и по сегодняшний день животные живут на Святой Горе. Мы собрали случаи из жизни, а также изречения афонских святых - преподобного Паисия Святогорца и Силуана Афонского о роли животных в жизни человека и том, как правильно относится к ним.

От Крыма к Царьграду"Россия, - не устают кричать на все лады, - колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы. Это - одно обвинение. Другое состоит в том, что Россия будто бы представляет собой нечто вроде политического Аримана, какую-то мрачную силу, враждебную прогрессу и свободе..."Согласитесь, обвинения один в один с сегодняшними. С одной лишь существенной разницей...

Календарь

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Март 2017 (116)
Февраль 2017 (141)
Январь 2017 (155)
Декабрь 2016 (154)
Ноябрь 2016 (150)
Октябрь 2016 (155)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Лайт-катехизис митрополита Илариона (Алфеева): краткие заметки блогераВпервые о создании нового катехизиса зашла речь на Архиерейском соборе 2008 года, и тут же, в 2009 году была собрана группа по работе над катехизисом во главе с небезызвестным реформатором митрополитом Иларионом (Алфеевым). Уже в 2016 году, также на Архиерейском Соборе, было принято решение не обсуждать катехизис в публичном пространстве и вообще оградить его от дискуссий ревнителей грифом «строго конфеденциально». Содержание документа и правда долго оставалось тайной, но в феврале прошлого года в сеть все же просочился черновой вариант отреформированного катехизиса. В итоге же изданный "Катехизис" митрополита Илариона оказался книжицей всего лишь в 250 стр. 

О причинах ритуального убийства Царя и об интересе госадминистрации США к теме Царских останковПочему ритуально был убит русский Царь? На этот вопрос в кратком интервью отвечает генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке Леонид Петрович Решетников, глава Совета общества "Двуглавый орел", историк (кандидат исторических наук), (до 4 января с.г.) директор Российского института стратегических исследований (РИСИ).
- Леонид Петрович, 100-летие события, подлейшего в мировой истории, заговор свержения православного Государя в России. После жестокой расправы всю Царскую Семью, Царственных мучеников, зверски издевались, скинули в яму, заливали кислотой... В чем смысл сакрального уничтожения этих следов?

Константинополь готов создать на Украине т.н. объединенную церковьКонстантинопольский Патриархат поможет Украине создать т.н. объединенную Церковь. Об этом заявил Предстоятель Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей на встрече с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом, прошедшей в Стамбуле 15 марта, сообщает Kmu.gov.ua. «Мы молимся, чтобы украинский народ объединился в одной Церкви. Материнская Церковь Константинополя поможет вам получить такую объединенную Церковь. Мы можем быть оптимистами относительно будущего», – сказал Патриарх Варфоломей. Глава правительства Украины, в ответ, дал высокую оценку Вселенскому Патриархату и лично Патриарху Варфоломею относительно поддержки единства...

© Русь-Фронт
Православие в России