О той самой пропасти между Раем и Адом

О той самой пропасти между Раем и Адом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!



В притче о богатом и Лазаре мы слышали, возлюбленные братья и сестры, что между раем и адом существует пропасть, так что «хотящие перейти» не могут этого сделать, по слову Господа. Либо рай, либо ад — вот два пристанища человеческие после его смерти. Куда же определит нас Господь по кончине нашей? Допустит ли в селения вечного блаженства или низвергнет во тьму кромешную, где вечный плач и скрежет зубовный?

Либо рай — либо ад. Вот, возлюбленные чада мои, и весь наш выбор. Я не оговорился, сказав, что выбор предстоит сделать нам самим. Именно мы, своим волеизъявлением избираем себе вечное пристанище. Мы сами вершим над собой грядущий суд Господень еще здесь, на земле — либо созидая в своей душе райское блаженство, либо собирая горячие уголья грехов для мук адовых. Представ перед нелицеприятным Судией и Господом Иисусом Христом по кончине нашей мы услышим лишь подтверждение нашего выбора: рай — или ад. Спасение — или погибель. И услышав непреложный суд Божий над нами, мы уже никогда не сумеем изменить нашей судьбы. Ибо спасение наше происходит лишь в искреннем, нелицемерном раскаянии. А за гробом нет покаяния. Потому-то и существует непроходимая пропасть между раем и адом.

Итак, возлюбленные чада мои, уже здесь, на земле, мы делаем свой выбор. Куда стремимся мы — в рай или в ад? К Богу или прочь от Него? Вы скажете: «Ну, конечно же, в рай!» Но не обольщайтесь, возлюбленные! Выбор наш совершается не в словах, не в умах, а в сердцах наших. Ум говорит нам: «Я желаю спасения!» — а сердце, коснея в грехах, тянет нас в бездны адовы. Ум говорит: «Верую в истинность Христова учения!» — а сердце творит обратное, либо услаждаясь земными утехами, либо озлобляясь на ближних своих. Ум зовет: «В рай! В селения вечного блаженства!» — а сердце вязнет в заботах мира сего и молчит, ибо не помнит блаженства райского…

Так между умом и сердцем возникает пропасть. Но здесь, на земле, эту пропасть еще возможно преодолеть! Ибо только на земле возможно покаяние. Нужно только пробудить свое сердце, чтобы, очнувшись от греховного сна, оно ужаснулось мерзости собственных деяний и возопило ко Господу своему и Творцу о Его милосердной помощи. Нужно покаянными слезами смыть из сердца весь греховный смрад, изгнать его прочь, очистить одежды души нашей, чтобы, представ пред Господом, она зримо явила истинность нашего выбора: в рай мы стремились или в ад.

Вот какой выбор предстоит нам соделать в себе, возлюбленные братья и сестры! Вот какую пропасть следует устранить в душах наших! Очистим же свое сердце — да не возникнет между нами и Господом та непроходимая пропасть, какая возникла между богатым и Лазарем.

Евангелие очень кратко сообщает о жизни человека, оказавшегося после смерти в аду. Сказано лишь, что был некоторый богатый человек, который одевался в порфиру и виссон и каждый день веселился. А около дома его находится Лазарь — бедняк, ожидавший хотя бы небольших крупиц, падающих со стола богача. Но и в этом ему отказывали. Приходили псы и лизали струпья, которыми было покрыто тело бедного Лазаря. Вот и все, что сказано в Евангелии об этих двух людях.

Так как же возникла погибельная бездна в душе богача? Прежде всего человек потерял веру. Веру в Моисея, в учение его, потерял веру в истину Божию. Так возникла пропасть между его сердцем и Богом. Возникла душевная пустота. И для того, чтобы заполнить эту пустоту, человек, будучи богат, стал ежедневно веселиться, упиваться, забывая обо всем святом, забывая о человеколюбии. Он не думал о приближении своей смерти. Каждый день он веселился, убивая в своей душе все то, что служило к спасению вечному. Но смерть пришла. Пришла неумолимо и отделила душу его от тела. И лишившись ложного прикрытия тленными земными утехами, обнажилась перед Господом вся порочность его души. Обнажилась пропасть, которая легла между Богом и человеком, создавшим себе вот такое плачевное состояние духа! Он не мог уже воспринимать действие благодати Божией, так же, как не может семя, потерявшее росток в себе, пробудиться к жизни. Посмотрите на семя, которое поражено в ростке своем. Кажется, с виду оно семя как семя, а внутри испорчено. Бросается это семя в землю, и человек ожидает, что оно произрастет. Но проходят дни, годы, а семя не произрастает, хотя и почва очень хорошая, и поливается, и удобряется, и солнце согревает… Вот так же произошло и с душою богача, который каждый день веселился со своими товарищами и забывал о Боге, о вечном спасении. Создалась великая пропасть между Богом и человеком. Вместо тишины и покоя в его душе появилось томление и страдание. И, конечно, эта пропасть, которая создалась в душе грешника на земле, легла между ним и раем. И нельзя эту пропасть перейти.

Иное произошло с Лазарем. Бедный Лазарь, который на земле пребывал действительно в печальном состоянии, казалось бы, больше мог допустить грехов, потому что он страдал физически, недомогал телесно, недоедал, недосыпал. Он мог бы возроптать и сказать Господу: «Боже, за что же Ты меня наказываешь? Почему Ты не наказываешь человека, который веселится каждый день и не оказывает милости бедному человеку?» Нет, ничего подобного не произнес бедный страдалец, потому что в нем горела горячая вера, горячая любовь к Творцу своему и Создателю. И то, что он переносил, он воспринимал как подвиг во имя Божие, во имя правды Божией. И поэтому в душе его еще на земле созидался рай. Так что когда он умер, душа его была восхищена ангелами на лоно Авраамово.

Вот, возлюбленные братья и сестры, какой выбор сделали в сердцах своих два этих человека.

Задумаемся и мы о своем выборе. Задумаемся и заглянем в свою душу — не создаем ли мы непроходимую пропасть между нами и Богом? Может, мы своим нерадением, своим невниманием к спасению атрофируем в себе чувство духовного восприятия и становимся неспособными воспринимать действие Божественной благодати? О возлюбленные, если это действительно так, то каких горьких слез мы с вами достойны!

Чада мои, пока мы живем еще здесь, на земле, пока еще над нами простирается долготерпение Божие, пока не поздно, уясним состояние духа нашего. И если сердце наше тянется к Богу, к святости и непорочности, то укрепим в себе этот спасительный выбор! Если же заметим, что в наше духовное состояние вкрадываются маловерие, сомнение и другие пороки, то убоимся мы этого! Убоимся гибельной бездны, в которой оказался богатый грешный человек, и, призывая себе помощь Божественную, да устраним, пока возможно, гибельную пропасть между нами и Господом! Сделаем спасительный выбор не только умом, но и сердцем нашим! Призовем себе в небесные покровители безропотного святого Лазаря, дабы его молитвами Господь укрепил нас на спасительном пути, избавил бы от вечных мук и сподобил блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.


митрополит Иоанн Снычев

Написать комментарий