FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(9-03-2017, 00:04)

Вера как единственно прочное и истинное основание народной нравственности

Вера как единственно прочное и истинное основание народной нравственностиВремя, которое мы переживаем, принято называть трудным и тяжелым в жизни нашего Отечества. И это справедливо: не только в отношении к внешним экономическим условиям нашего быта, в смысле понижения народного довольства и благополучия, но и главным образом в отношении к внутреннему духовному состоянию нашего общества, в смысле упадка народной нравственности.

Действительно, современные русские люди по своему душевному настроению и нравственному уровню стоят весьма невысоко. Посмотрите вокруг себя, прислушайтесь к тому, что говорят и что пишут. Какими печальными явлениями наполнена наша жизнь! Справедливо можно сказать, что самолюбие есть главнейший и всеобщий порок нашего времени: оно руководит и движет всеми поступками и действиями людей. Каждый желает добра только себе самому; старается жить только для своего блага и счастья. А так как к тому же стремится другой, наш ближний, то людские желания и интересы могут сталкиваться и препятствовать одни другим. В этом – источник недовольства, вражды и неприязни. Печальные проявления злобных наклонностей человеческих особенно часто приходится наблюдать в настоящее время: преступления против личности стали обычными; грабежи, поджоги уже мало кого и волнуют – к ним привыкли... Отсюда, из-за этого угрожающего положения одних и крайнего себялюбия и замкнутости других, и общественная жизнь на Руси становится тяжелой, удручающей.

Вместе с тем расстраиваются в нашем народе основы и семейного его благополучия: любовь между супругами охладевает, святость брака нарушается, все более и более увеличиваются разводы, значение родительской власти колеблется, уважение и подчинение младших старшим ослабевает... Так в семейную жизнь вторгаются разлад, распущенность и безпорядок.

Неудивительно поэтому, что жизнь при таких условиях для многих становится весьма тяжелой; невзгоды и беды житейские подавляют душу, расстраивают ее спокойствие, доводят до болезненного возбуждения и напряжения. В этом нервном и развинченном настроении людей заключается причина ужасного недуга нашего времени – влечения к самоубийству. Как мало ценится жизнь! По каким ничтожным поводам она безжалостно пресекается! Испытал человек неудачу по службе, не сумел скрыть следов какого-либо безчестного поступка, потерпел семейное горе, возмутился какой-либо обидой и несправедливостью... И вот в результате этих душевных потрясений – преждевременная самовольная смерть. О чем говорит это печальное явление? Говорит о крайнем духовном безсилии человека, отчаянии, упадке веры в себя и в других людей...

Где же выход из этого тяжелого положения, нами переживаемого и всеми сознаваемого? Как поднять и улучшить нашу жизнь общественную и семейную? Для этого ничто так не нужно, как воспитание народа в духе христианской нравственности. Центр тяжести в деле благоустройства и упорядочения нашей жизни заключается в душе человека. На нее должно обратить внимание, ее нужно расположить и настроить к добрым поступкам, создать влечение к правде, честности, человеколюбию и другим добродетелям, от которых зависит мир и спокойствие общества. Без этого внутреннего нашего перерождения нельзя ожидать и внешнего порядка и умиротворения. Без этого все реформы в управлении государством не принесут желаемой пользы. Лечить одно тело, когда вместе с ним болит и душа, нельзя. Когда вянет и сохнет зеленое дерево, неразумно было бы заботиться о его ветвях и листьях, не обращая внимания на его корень. Точно так же, когда бедствия ополчаются на нашу жизнь, когда она омрачается тяжелыми пороками и преступлениями, необходимо прежде всего приняться за душу и ее врачевание.

Но как поднять народную нравственность? Чем побудить людей к доброму и благочестивому поведению, какие средства имеют силу к тому, чтобы сдерживать порочную и грехолюбивую человеческую природу?

Быть может, в состоянии это сделать закон человеческий? Конечно, существующие в государстве законы имеют большое влияние на жизнь народа: они определяют права, обязанности и отношения людей друг к другу. И чем мудрее и справедливее законы, тем больше приносят они пользы и тем успешнее содействуют благоустройству нашего быта. Но когда это бывает? Тогда, когда закон честно и точно соблюдается. А это возможно только при условии, если в людях не ослабело нравственное чувство, если не притупилось сознание святости и обязательности закона. В противном случае что тогда будет значить закон? Следовательно, закон – для того чтобы быть благодетельным для народа – предполагает в нем задатки добра и отзывчивость на тот голос правды, который должен отражаться в законодательстве. Но он совершенно безсилен по отношению к людям явно порочным и утратившим в своей душе чувство совести и ответственности за свои действия.

Иногда думают, что многие непорядки в нашей жизни зависят от невежества народа; от того, что он мало развит и мало знает; что следует только поднять образование, и жизнь наша сама собой войдет в правильное русло. Нет! Одно образование не может сделать людей благочестивыми и добродетельными. Оно имеет влияние главным образом на наши умственные способности. А разве в одном уме – сила и спасение? Разве умный и образованный по тому самому есть и лучший человек? Жизнь говорит совершенно другое: образованный и умнейший человек часто бывает порочным и дурным. О том же свидетельствует история древних дохристианских народов: у них процветали науки, искусства, торговля и проч., но в это же время господствовали самые необузданные пороки и преступления, которые и довели их до окончательной гибели.

Правда, может побуждать и располагать человека к добру его собственная совесть. По крайней мере, она не мирится с грехом и своими душевными внутренними терзаниями в состоянии предостеречь нас от нравственных падений. Но когда совесть имеет такую силу противостоять греху? Когда она говорит внутри нас громко и властно? Тогда, когда говорит и действует не сама по себе, а от имени Бога, как Его голос в нашей душе. Но отделите совесть от религиозной основы, порвите связь ее с верой в Бога и в будущее воздаяние, и совесть потеряет всю силу своего влияния; голосу ее не будет повиновения и послушания. Для неверующих и безбожных что она значит? Это, по их мнению, – ложный предрассудок, следствие нашего неправильного воспитания, пустой обличитель, которого нужно заставить молчать. Притом же совесть действует в человеке различно, в зависимости от его душевно-нравственного настроения: в одних людях слабее, в других сильнее. Постоянные грехи могут усыплять и этого невидимого стража в нашей душе, заглушать его голос и делать его нечувствительным. Значит, одна совесть не может улучшить человека и направить его жизнь по пути правды и святости.

Еще менее могут сделать это другие средства, иногда указываемые для поднятия народной нравственности. Говорят: можно побудить человека вести себя хорошо и старательно исполнять свои обязанности любовью к славе и чести от других людей. Но какое это шаткое и слабое основание доброго и безукоризненного поведения! Разве все люди могут стремиться и надеяться приобрести себе славу и почести в обществе? Слава выпадает только на долю некоторых, а добрыми и нравственными должны быть все. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48), – говорит Христос всем людям, а не только избранным. Притом же христианину внушается искать на земле не чести и славы, а служить благу и счастью других из любви к Богу и ближним, безкорыстно, ничесоже чающее (Лк. 6, 35); заповедуются усиленные труды в борьбе с греховными навыками и влечениями, а слава за это обещается не в здешней земной жизни, а в будущей, вечной. И как часто желание славы не только не возвышает и не улучшает человека, а, напротив, портит его! Не любовь ли к славе заставляет людей совершать поступки недостойные и непохвальные? Не заражает ли она человеческого сердца самолюбием, гордостью и высокомерием? Очевидно, указанное побуждение к добродетельной жизни не только не ведет к желаемой цели, а, наоборот, сопровождается вредом и порчей для души.

Можно, говорят, вести умеренную и воздержную жизнь ради собственного своего благополучия и спокойствия. Порок – сам по себе зло; он ведет ко многим неприятным последствиям: осуждению от людей, расстройству здоровья, потере имущества и другим бедствиям. Поэтому возможно будто бы удаляться от греха из страха перед ним.

Что сказать на это? Конечно, возможно и естественно. Но будет ли это жизнь действительно добрая и христианская? Если мы станем избегать греха только из страха перед его вредными последствиями, то, значит, мы будем жить не для Бога и не по заповедям Божьим, а для себя и по простому расчету и выгоде. Какую же цену будет иметь наша жизнь перед Богом? Так жить могут и не знающие Бога язычники...

Притом же, если человек будет сообразовывать свое поведение только с правилами умеренности и воздержания, то на самом деле станет ли он нравственно добрым и безукоризненным? Без сомнения, руководствуясь такими побуждениями, он стал бы избегать пороков явно для него гибельных и опасных. А почему он считал бы для себя необходимым воздерживаться от таких грехов, вред от которых не сознавался бы им со всей ясностью и очевидностью? Значит, и указанные побуждения недостаточно сильны для того, чтобы поднять и улучшить народную нравственность.

Итак, все доводы, которые могут быть продуманы человеческим разумом для того, чтобы расположить и побудить людей вести благочестивую жизнь, в действительности не в состоянии этого сделать. Настроить свое поведение согласно строгим правилам нравственности – дело для человека чрезвычайно трудное; это – величайший подвиг, требующий особенных усилий и напряжений. Это значит как бы поднять руку на себя самого, объявить решительную борьбу против своей грехолюбивой природы; расстаться со страстями, с которыми мы сжились, сроднились... Поэтому и побуждения к такой перемене должны быть сильные, настоятельные. А т. к. все люди обязаны быть нравственными и добродетельными, то и побуждения к этому для всех должны быть ясными и убедительными. Каждый человек – образованный и простой, богатый и бедный, молодой и старый, мужчина и женщина – должен ясно и твердо сознавать, почему он обязан воздерживаться от худых поступков и жить добродетельно. Где же и в чем найти такие побуждения?

Единственно – в вере в Бога. Вера и имеет своим назначением воспитывать людей в добре, внушать им правила честного, хорошего поведения и удерживать от дурных поступков. Она изрекает свои предписания от имени Бога как Его непреложный и безусловный закон, причем старается внушить человеку, что он во всякое время находится под всевидящим оком своего Творца, Которому известны все его мысли, желания и действия и Который некогда потребует отчета о прожитой жизни. Все наши мысли и чувства она старается поднять и направить к высшему, небесному миру; учит жить более для безсмертного духа, чем для тленного тела. Внушает побеждать в душе низкие и самолюбивые желания и возгревать в себе чувство братской любви ко всем людям, даже врагам и ненавистникам; предписывает постоянно бодрствовать над собою и обуздывать страсти и греховные порывы...

Вот в этих-то наставлениях и заключается единственно правильное и самое надежное средство повлиять на народ и улучшить его нравственность. Недаром еще древние законодатели защищали даже ложную языческую религию и считали ее необходимой для людей в тех видах, чтобы они страхом божества удерживались от преступлений.

Правда, против сказанного можно слышать такое возражение: предписания веры слишком высоки и трудно исполнимы для слабого человека. Что же? Разве все трудное для нас должно быть отвергнуто и признано необязательным только потому, что оно трудное? И разве можно рассуждать так: хорошим человеком быть трудно, а потому и не надобно им быть; худым же сделаться легче, а следовательно, и нужно быть таким?! В самих предписаниях веры, в евангельских требованиях, преподанных нам Христом Спасителем, заключается благодатная помощь, ободряющая и укрепляющая человека в деле их исполнения. Учение Христа – это не простые и холодные слова, а дух и жизнь (Ин. 6, 63); это – сила Божия ко спасению всякому верующему(Рим. 1, 16). При том же основании сущность евангельских истин есть любовь. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди(Ин. 14, 15). Потому узнают вас, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою (Там же. 13, 35). А там, где любовь руководит и движет поступками людей, разве может идти речь о какой-либо трудности и слабости? Не облегчает ли это величайшее и прекраснейшее чувство всякий наш труд и подвиг? Не вызывает ли оно человека на особенные и чрезвычайные дела ради того, кого и что он любит? Доказательством этого служат первые времена христианства: какие чудеса терпения, самоотвержения и мужества совершали святые мученики за имя Христово! То же подтверждает и история подвижников Христианской Церкви: ради любви ко Христу они отказывались от всяких благ мира, разрывали самые дорогие семейные союзы и совершали такие подвиги воздержания и самоумерщвления, для которых нет повелений и в Евангелии...

Так, вера Христова, сообщая нам ряд совершенно правильных и непогрешимо верных предписаний относительно жизни и поведения, в то же время подает и благодатную помощь для укрепления нас в добре и благочестии. Как же не дорожить этим Богодарованным средством для улучшения и облагораживания наших нравов?! Как не выступать в защиту веры и не приглашать к повиновению ее голосу даже в целях спокойствия и благоустройства нашей земной жизни?! Поэтому-то, ввиду крайнего упадка народной нравственности в наше время и господства среди русских людей всевозможных пороков и преступлений, мы решаемся предложить вниманию читателя несколько бесед о вере как основании добронравственной и благоденственной жизни народа. Но т. к. вера в мире не одна и т. к. все люди исповедуемую ими веру считают единственно правильной и истинной, то мы в своих беседах коснемся вопроса о достоинстве различных вер и кратко укажем их заблуждения и недостатки. Затем скажем несколько слов о Христианстве как истинно Божественной религии на земле, и о Православии как единственно безошибочном, чистом и совершенном исповедании веры Христовой. Наконец, кратко отметим то высокое благотворное значение, которое имело Православие в истории нашего Отечества.

Протоиерей Иоанн Морев «В защиту веры, и особенно Православной»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Полковник СБУ испугалась обилия православной литературы в Святогорской лавреПравославные монастыри распространяют литературу, которая критикует НАТО и Евросоюз, а молитвы имеют «пророссийскую направленность», - такое неожиданное открытие сделала для себя полковник СБУ Юлия Лапутина. «Все знают, что в Святогорской лавре есть такие книжки, что если их почитать, то волосы дыбом встанут — там и анти-НАТО, и анти-ЕС. У нас был пример: с собой сейчас нет, но есть икона… они меняют тексты молитв на пророссийские.

Система «Контингент обучающихся» - удар по национальной безопасности РоссииВ условиях все усиливающейся когнитивной войны и введения все новых санкций Запада против России, на фоне непрерывного наращивания сил НАТО у наших государственных границ, вопреки всякому здравому смыслу и практическому опыту (в том числе, зарубежному), в Российской Федерации по сей день не прекращаются попытки внедрения электронных систем, построение которых противоречит Конституции Российской Федерации, положениям Стратегии национальной безопасности...

Гендерная политикаВ одном из детских садов Швеции не стало ни мальчиков, ни девочек. Детский сад не закрылся — его по-прежнему посещают те же 33 ребенка. Но только теперь у них нет пола — они просто «друзья», передает Associated Press. Работники детского сада тщательно избегают местоимений «он» и «она». По-шведски «он» — han, «она» — hon. Вместо них воспитатели используют бесполое слово hen. В классическом шведском языке это слово отсутствует, но в жаргоне некоторых гомосексуалистов и феминисток оно используется.

Украина грозит объединиться с США и завоевать РоссиюМинистр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Украина готовится к открытому военному вторжению регулярных войск Российской Федерации и в связи с этим официальный Киев ведет переговоры с союзниками о военной помощи. Климкин 23 марта в интервью сайту Лига.нет пояснил, что "мы ведем переговоры на случай всех возможных сценариев российских действий. Вдаваться в детали в рамках публичного интервью я умышленно не буду...

Календарь

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Март 2017 (150)
Февраль 2017 (141)
Январь 2017 (155)
Декабрь 2016 (154)
Ноябрь 2016 (150)
Октябрь 2016 (155)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Молодое поколение россиян – за возрождение монархии!Леонид Петрович Решетников – генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке, глава Совета общества «Двуглавый орел», историк (кандидат исторических наук), (до 4 января с.г.) директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) разъясняет ситуацию с недавним опросом ВЦИОМ, результаты которого либеральные СМИ позволили себе истолковать как свидетельство того, что россияне якобы являются противниками монархии. ...ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, который они провели среди более 6 тысяч человек. 

Народ России - за монархию!По новейшим данным социологического опроса, проведенного центром ВЦИОМ, граждане России от 18 до 34 лет считают монархический строй наиболее приемлемым для России. Опрос был проведен после заявлений главы Крыма Сергея Аксенова о необходимости вернуть монархический строй, спровоцировавших достаточно бурные обсуждения. Результаты говорят сами за себя – 68% российской молодежи поддерживает идею возрождения монархии. Как отметил директор департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов, советское поколение (воспитанное при советской безбожной, богоборческой и антимонархической власти) действительно выступает резко против такого строя, а молодежь «считает эту форму правления вполне допустимой». 

«Матильда» губит души и может погубить РоссиюО том, к каким последствиям может привести демонстрация кощунственного, святотатственного фильма режиссера А. Учителя «Матильда», чем эта кинолента может повредить России в целом и каждому отдельному человеку, рассуждает В.П. Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств. О фильме «Матильда» сказано уже немало. Сторонники показа этой грязной богохульной стряпни заявляют, что о ней нельзя судить, пока она не вышла на экраны. Эти люди никогда не смогут понять духовного смысла всей опасности совершающегося ввиду своего душевного устроения...

© Русь-Фронт
Православие в России