Ещё раз о несовместимости христианства и социализма

Ещё раз о несовместимости христианства и социализма

За последние сто с лишним лет священниками, богословами, философами было много сказано о несовместимости социализма и христианства. Христианскому осмыслению подверглись и различные теоретические построения социализма, и его практические воплощения в истории. Однако, экономический аспект разбирался чуть реже, чем остальные, явно антихристианские, элементы социалистического учения. Сегодня же о нём вообще стали забывать, умалчивать или даже оправдывать. Данная статья призвана напомнить о христианском отношении к экономической политике социализма.

В сущности, дело экономической политики государства состоит в установлении определенных экономических отношений между гражданами и граждан с государством. Предметом же экономических отношений является собственность, будь-то денежные средства, доли в предприятиях, недвижимость или какие-либо вещи. Поэтому базовым вопросом любой экономической политики является отношение к собственности.

Отношение к собственности при социализме предельно ясно: основополагающим принципом всех социалистических учениях является уничтожение частной собственности[1].

В теории, большинство социалистических учений требуют «обобществления» собственности, т.е. принудительной ликвидации частной собственности. На практике же, государства, проводящие социалистическую экономическую политику, принудительно отнимают частную собственность и делают её государственной. Процесс уничтожения частной собственности может быть полным, а может частичным; может быть завершенным, а может находиться в состоянии реализации. Практически любые меры прямо или косвенно направленные на ограничение, уменьшение, изъятие частной собственности являются частью этого процесса. Собственно, большинство актов вмешательства государства в экономику и сводятся к таким мерам. Понимая это, можно разглядеть реализацию социалистической политики даже в таком государстве, которое формально её не проводит.

А каково же отношение к собственности в христианстве? «Не кради <...> Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:15;17).  В этих библейских заповедях изложена базовая позиция христианства в экономике — неприкосновенность частной собственности [2, 3]. При этом нельзя забывать, что Бог Библии нигде и никогда не давал право или указание государству на вмешательство в экономические взаимоотношения своих граждан, в экономику как таковую. Согласно Библии, единственное, чем должно заниматься государство, — это правосудие и безопасность. Именно на реализацию этих функций вынужденно допускается взимание минимального целевого налога. И здесь нет противоречия: христианство бесспорно сохраняет институт частной собственности, однако человеческая жизнь цениться выше собственности, причём любой — и частной, и мифической «общественной», и государственной.

Таким образом, любая социалистическая политика, состоящая в принудительном отъёме частной собственности, т.е., если говорить совсем по-простому, в грабеже, очевидно является преступным попранием восьмой заповеди Декалога «не кради». А началом этой политики, корнем социализма, который часто называют чувством «социальной справедливости», является ничто иное, как смертный грех зависти, т.е. нарушение десятой заповеди [4]. Для потерпевшего, чьё имущество отнято, не так уж и важно кто его отобрал: представители государства или обычные бандиты. Этого факта не скрыть никакими пафосными словами социалистической пропаганды — они всегда были и остаются лишь попытками оправдания грабительской политики. Можно пытаться объяснять почему грабёж оправдан, можно грабёж называть более приятными для слуха словами (экспроприация, коллективизация, национализация и т.п.), но от этих слов сущность явления не меняется, как и не меняется христианское отношение к нему.

Алексей Алексеев
http://www.segodnia.ru/content/185802

____________________________________________________________________

[1] Шафаревич И.Р. Сочинения. В 3 т. Т.1. Социализм как явление мировой истории. - М.: Феникс, 1994. С.221

[2] Деян.5:4; 1Кор.6:10; Еф.4:28; Тит.2:10; Мф.19:18

[3] Проф., протоиерей Е.Аквилонов. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям: речь в «Союзе русского народа». // Христианское чтение. Спб., 1906. No 1. С.58

[4] Священномученик Иоанн Восторгов. Христианство и социализм // Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1913. С. 137-147

Написать комментарий