Упрек бывает спасителен

Упрек бывает спасителен

   Если Бог властен над волей человека, то именно Он и делает упрек спасительным.

   Итак, не подобает сомневаться, что человеческие воления не могут противостоять воле Бога, Который «сотворил на небе и на земле все, что восхотел» (Пс.134:6), и уже создал то, чему только предстоит быть (Ис.45:11), – противостоять так, чтобы не сделал Он желаемого Им. Ведь даже и из самих человеческих волений, когда желает, Он делает то, что желает.

 Я вспомню лишь некоторые свидетельства из весьма многих: разве когда Бог пожелал даровать Саулу царство, настолько во власти израильтян было подчиниться этому мужу или не подчиниться (а это, разумеется, находилось в их воле), что могли они противостать Богу? Однако исполнил Он это не иначе как через волю этих людей, без сомнения, имея всемогущую власть склонять человеческие сердца, куда Ему угодно. Ибо написано так: «И отпустил Самуил народ, и пошел каждый в место свое, и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли сильные, сердец которых коснулся Бог, с Саулом. А сыны пагубные сказали: Кто спасет нас? Он? И презрели его, и не поднесли ему даров» (1 Цар.10:25–27). Разве скажет кто, что не предстояло пойти с Саулом кому-либо из тех, чьих сердец коснулся Бог, чтобы они шли с ним, и разве пошел кто из пагубных, сердец которых Господь не коснулся, чтобы поступили они так?

 Точно так же о Давиде, которого Бог с большим успехом, [чем Саула], поставил на царство, говорится так: «И ходил Давид, преуспевая, и возвышался, и Господь был с ним» (1 Пар.11:9). После того как предпослано это, немногим ниже сказано: «И Дух объял Амасая, главу тридцати, и сказал он: «Твои мы, Давид, и с тобою будем, сын Иессеев. Мир, мир тебе, и мир помощникам твоим, поскольку помогает тебе Бог» (1 Пар.12:18). Разве мог он сопротивляться воле Божией и не выполнил ли скорее волю Того, Кто через Духа Своего, Которым был он исполнен, произвел в его сердце [такое движение], что он пожелал этого, и так сказал и сделал? Также и немного ниже говорит то же Писание: «Все эти мужи воины, держа строй, со спокойным сердцем пришли в Хеврон, чтобы поставить Давида над всем Израилем» (1 Пар.12:38). Разумеется, по своей воле поставили они Давида царем. Кто не видит этого? Кто станет это отрицать? Ведь сделали они от души и по доброй воле то, что сделали «со спокойным сердцем», и однако же совершил это в них Тот, Кто делает в людских сердцах то, что желает. Поэтому Писание и говорит выше: «И ходил Давид, преуспевая, и возвышался, и Господь Всемогущий был с ним». Отсюда ясно, что Господь всемогущий, бывший с ним, подвиг их поставить Давида царем.

А каким образом подвиг? Разве связал некими телесными узами? Изнутри подействовал, сердца объял, сердца подвиг и привлек их теми их волениями, которые Сам произвел в них. Итак, если Бог, когда желает поставить царей на земле, более властвует над волей людей, чем они сами, то Кто другой делает так, что упрек бывает спасителен и в порицаемом сердце появляется исправление, дабы приобрел человек Небесное Царство?

Блаженный Аврелий Августин      
"Об упреке и благодати"      

Написать комментарий