Служитель верный, пастырь добрый

Служитель верный, пастырь добрый

I. Преподобный Серапион (XV в.), память коего ныне, родился близ Москвы. Он рано научился грамоте и с молодых лет имел желание оставить мир и принять иночество, но, повинуясь воле родителей, вступил в брак и принял сан священства. Через год скончалась его супруга, а вскоре за тем и родители, и тогда Серапион, раздав свое имение нищим, вступил в число братии одного монастыря, где вскоре за высоко добродетельную жизнь был избран в настоятели обители. Когда же управление обителью стало тяготить Серапиона, он удалился в Троицкую лавру. Вскоре после прибытия его игумен лавры Симон был возведен в сан всероссийскаго митрополита, а на его место был назначен Серапион. Великий князь московский Иоанн III очень любил Серапиона и нередко пользовался его советами. В 1506 году Серапион собором архипастырей был посвящен в архиепископа Новгородскаго. В этом сане ожидали его большия скорби и огорчения, он был лишен святительской кафедры и заключен в Андроньев монастырь. Это произошло таким образом. Iосиф, настоятель Волоколамскаго монастыря, был тесним волоколамским князем Феодором, который прибегал даже к клевете, чтобы очернить его перед новгородским архиепископом, от котораго зависела тогда волоколамская обитель. Чтобы избавиться от притеснений князя, Iосиф, не испросив предварительно согласия Серапиона, ходатайствовал перед митрополитом Симоном о принятии его обители в свое ведение и под покровительство московскаго князя. Симон охотно принял это ходатайство, и волоколамская обитель перешла таким образом из под власти новгородскаго архиепископа в ведение московскаго митрополита. Серапион, видя в поступке Иосифа нарушение церковных правил, подверг его запрещению священнодействия и этим оскорбились великий князь и митрополит. В 1509 году в Москве был созван собор для разсмотрения этого дела. Серапиона заочно лишили кафедры и заключили в Андроньев монастырь на два года. Серапион написал Симону подробное послание, в котором приносил ему жалобу на то, что приверженцы Иосифа не допустили его явиться лично на собор, как бы следовало по церковным правилам. «Вспомни, святой отец», писал Серапион «с какими обетами я был поставлен, и что ты заповедал мне. Не обещался ли я сохранить заповеди и уставы церкви, никого не боясь, не обещался ли я всегда стоять за правду? Тогда ты дал мне власть вязать и решить, которую я и употребил по праву над Iосифом, когда он нарушил уставы прежде меня бывших архиепископов новгородских». В 1511 году митрополит Симон, чувствуя приближение смерти,пригласил к себе Серапиона и испросил у него прощения. В то же время примирился с Серапионом и Iосиф волоколамский, исходатайствовав перед великим князем Серапиону дозволение переселиться из Андроньева монастыря в Троицкую лавру, где преподобный и провел остальное время жизни своей, подвизаясь в посте и молитве. Скончался 10 марта 1516 года. Мощи преподобнаго Серапиона были открыты нетленными и положены в южном притворе Троицкаго собора.
   II. Из приведеннаго жития преп. Серапиона вы слышали, братие, как строго этот святой муж относился к своим архипастырским обязанностям. Нет нужды говорить о важности служения пастырскаго. Сам Господь Иисус Христос не находил, кажется, довольно слов в языке человеческом, чтоб изобразить пред апостолами всю высоту их пастырскаго служения и всю благотворность его для человечества. Тщетно было-бы пытаться изобразить здесь самое дело служения пастырскаго. Оно так велико и разнообразно, что ему нужно поучаться не только годы, а целую жизнь. Напомню только о том, что св. церковь всегда нуждалась и нуждается в служителях верных, делателях непостыдных, пастырях добрых, преданных священному долгу своему с полным самоотвержением, с неутомимою ревностию, с безкорыстною любовию к Богу и ближним. Жатва многа, делателей же мало, говорит Сам Господин жатвы.

а) Жатва многа. Куда ни посмотришь, везде встречаешь или глубокое неведение, простирающееся даже до того, что христиане не понимают и не знают, почему и для чего они христиане, или упорныя заблуждения ума и воли, не сознаваемыя даже самими заблуждающими, или противные духу Христову, но глубоко укоренившиеся обычаи и привычки. Много нужно ревности и усердия, много искусства и опытности, много благоразумия и терпеливости, много любви и кротости, чтобы быть делателем непостыдным на этом тернистом поле!
    Жатва разнообразная. Сколько людей, столько характеров, друг с другом несходных, столько болезней душевных, одна на другую непохожих, столько многоразличных нужд нравственных, требующих пастырскаго попечения. Сколько нужно прозорливости и осторожности! Сколько духовной разсудительности и опытности! Сколько снисходительности и терпения! Сколько твердости и святой ревности о спасении ближняго, чтобы быть всем вся, да всяко некия спасет!
    Жатва трудная и прискорбная. Не раз придется поливать посеянное слово Божие собственными слезами, – и не дождаться плода, чтобы взять рукояти с веселием. Часто придется исколоть руки до крови, стараясь исторгнуть терния и волчцы. Нужно много любви пастырской и отеческой, чтоб не смущаться всем этим, но всегда трудиться с упованием. Нужно много самоотвержения, чтоб принести в жертву для спасения ближних не только покой телесный, но и здоровье и самую жизнь.
    Жатва не вознаграждаемая ничем на земле. Здесь Сам Господь обещал Своим апостолам только труды и скорби, гонения и озлобления, страдания и смерть. Вся награда на небе и в вечности. Нужно много веры и упования, мужества и терпения, благодушия и забвения всего земного, чтоб претерпеть до конца, чтоб непостыдно предстать пред Господом в страшный день суда и сказать: се аз и дети, яже ми дал еси! Отче, ихже дал еси мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный. 
   б) За то какая высочайшая награда ожидает добраго и вернаго пастыря, который своим терпением и самоотвержением победит все предстоящия ему трудности! Сам Господь Иисус Христос обещает спосадить его на престоле Своем: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Если же, по нерадению или малодушию пастыря, погибнет хотя едина душа, какой страшный суд и осуждение угрожает ему в вечности! Где есть Авель брат твой? – спросит Господь нерадиваго пастыря на страшном суде Своем. Ты произвольно, без принуждения и насилия принял на себя служение пастырское; ты поклялся Мне, пред крестом Моим и евангелием, исполнять свои обязанности со всевозможным тщанием и усердием. Я принял твою клятву и облек тебя Моею благодатию; Я вручил тебе драгоценнейшее сокровище, котораго не стоит мир весь, души, созданныя по образу Моему и омытыя Моею кровию. Возврати Мне сие сокровище. Где есть Авель брат твой? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне: души, погибшия от твоего нерадения о них, проданныя твоим сребролюбием и любостяжанием, соблазненныя примером твоей невоздержной и порочной жизни, – вопиют ко Мне об отмщении и будут вопиять на тебя во всю вечность!
   III. Возлюбленные братие! Молитесь о нас, да небесный Пастыреначальник Господь И. Христос укрепит Своею всесильною благодатию нас, недостойных служителей Его, на трудном и ответственном поприще служения общему спасению. Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрия, арх. херс, т. V, изд. 1890 г.).  



Протоиерей Григорий Дьяченко   

Полный годичный круг кратких поучений,   
составленных на каждый день года    

Написать комментарий