Приходы бесправны перед епархиями, а священники - перед архиереями

Приходы бесправны перед епархиями, а священники - перед архиереями

Эксперты-религиоведы из Аналитического центра святителя Василия Великого провели круглый стол на тему «Особенности современной жизни приходов Русской Православной Церкви».

Тема далеко не праздная – возможности и церковные полномочия прихожан и рядовых священников, даже настоятелей храмов, согласно текущему уставу РПЦ, серьезно урезаны. Если исходить из того, что главная цель церковно-приходской жизни – создать условия для духовного роста и спасения человеческих душ, то как раз с этим сейчас большие проблемы.

Так что же в современной жизни приходов Русской Православной Церкви препятствует, а что содействует спасению души? Вспомним для начала слова о значимости общинной жизни, которые не раз говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на различных епархиальных собраниях, Архиерейских соборах и т.д.: «Приход является частью большой церковной семьи – малой общиной верных, где люди, собирающиеся вокруг евхаристической чаши, приобретают настоящее духовное единство во Христе. Потому развитие общинной жизни, активное вовлечение в нее верующих – задача актуальная, архиважная для Церкви». Прекрасные тезисы, однако после принятия нового Устава РПЦ в 2000 году приходы, грубо говоря, оказались бесправны перед епархиями. Настоятели храмов дрожат перед архиереями, а участь рядового священника целиком зависит от местного епископа. Что касается имущества приходов, то все оно является непосредственной собственностью Московской Патриархии. В таких условиях неудивительно, что священники начинают бюрократизированно относиться к своим обязанностям (справедливости ради – это касается далеко не каждого), а прихожане все более превращаются в «захожан».

«Создается впечатление, что прихожане не всегда, скажем так, нужны Церкви. Они не всегда могут участвовать в той или иной деятельности. Все чаще община представляет из себя некий клуб, в котором на первое место выходят внутригрупповые, социальные, общинные интересы. Все забывают, что община – это, прежде всего, семья во главе с духовным отцом, которая строится на основе любви, взаимопонимания и поддержки. Многие общины последнее время вообще становятся закрытыми и работают отчасти по протестантской модели. В каждой господствует своя идеологема, система взглядов, не разделяя которую ты туда просто не попадешь. Также проблема заключается в том, что настоятели храмов иногда проявляют себя не в лучшем качестве. Но это уже отдельная тема, которая относится и к современному церковному образованию священников», – отметил старший аналитик Центра святителя Василия Великого диакон Илия Маслов. По его мнению, которое разделяют многие «продвинутые миряне», складывается твердое ощущение, что бОльшая часть мирян отстранена от решений, принимаемых церковной властью. Фактически православное большинство находится в подчиненном, даже унизительном состоянии, считает диакон.

Как в таких условиях говорить о соборности, о церковной полноте – большой вопрос. Все вышеперечисленное является серьезной проблемой для развития самой Церкви, для расширения ее общины. «Одна из позитивных инициатив, которую продвигает наш центр – создание Всероссийского Союза православных приходов РПЦ МП. Миряне, которые постоянно посещают свой храм и заинтересованы в развитии приходов вообще, могут быть объединены единой организацией. Главная ее цель – хотя бы информировать приходы о том, какие инициативы возникают у нашего священноначалия, что происходит там, на верхушке Церкви, а также проводить крестные ходы, организовывать совместные мероприятия и т.д. Есть надежда, что после объединения приходов и их общин с простыми священниками наконец начнут считаться. То есть это определенный ресурс, который можно будет использовать. И вторая инициатива – рассмотреть действующий Устав РПЦ в расширенном составе с участием мирян и клира, чтобы можно было повлиять на его возможные изменения, хотя бы начать диалог об этом», – рассказал Маслов.

*** 

Подводных камней в жизни приходов действительно множество, причем какую сторону ни возьми: образование, экономику храмов – тут сталкиваешься с огромным количеством проблем, требующих немедленного решения. По каждой теме, заявленной на круглом столе, впору было проводить отдельную конференцию. Говоря об экономическом аспекте, очень бы не хотелось, чтобы Церковь в рамках капиталистической модели превращалась в корпорацию, для которой главное – иметь определенную окупаемость. Ведь если смотреть с точки зрения бизнеса, гораздо выгоднее иметь не 1000 жертвователей по рублю, а десять по миллиону – остальные, выходит, не нужны… В идеале церковный бюджет должен быть прозрачным, дабы не вызывать вопросов ни у прихожан, ни у недоброжелателей. Община должна знать – куда уходят финансы прихода, почему та или иная часть отчислена на пожертвования в епархию и т.д. Если православная община представляет собой семью, то, конечно же, она должна быть открытой. Отношения в приходе не следует выстраивать по корпоративному принципу.

«Приходская жизнь имеет исключительное значение для любого христианина, потому что именно в богослужении мы и воцерковляемся. Еще одна наболевшая проблема: мы не первое десятилетие сталкиваемся с попытками модернизировать богослужение. Сейчас в соцсетях разворачивается дискуссия о ревизии или даже возможной отмене Типикона (богослужебного устава Церкви). Мы все прекрасно знаем, что всякие новины активно атакуют нашу церковно-приходскую жизнь, обмирщение проникает в самую сердцевину нашей богослужебной жизни. Проповедь, которая является составной частью богослужения, сейчас в большинстве случаев представляет собой некое морализаторство, импровизацию священника, который говорит обо всем хорошем, положительном – нравственном совершенствовании и т.д. – при этом оставляя за скобками вопросы догматические и экклезиологические. Соответственно, большинство прихожан остаются далеки от постижения догматов и канонов Церкви. Еще одна важнейшая проблема – организационно-управленческий вопрос. Сегодня все больше мирян и клириков говорят о том, что отношения между священноначалием и низовым священством, прихожанами надо менять в сторону соборности. Вместе с количественным ростом архиереев, священников и приходов ощущение соборности из Церкви все больше и больше уходит. На мой взгляд, сегодня уровень бюрократизации Церкви намного превышает тот, что имел место в синодальный период в Российской империи», – отметил диакон Илия Маслов.

Церковная норма участия мирян в избрании священника общины существовала всегда – многие архивы об этом говорят. Конечно, не стоит пытаться вносить какую-то резко демократическую струю в иерархическую жизнь Церкви, но невозможно и отказываться от идеалов соборности, от нормативности устройства общины. Поэтому на круглом столе пришли к единому выводу – ответственность пастыря и прихожан друг перед другом должна быть взаимной. В ходе дискуссии было высказано мнение, что различные поп-концерты в храмах и на территории церковных зданий, происходящие по благословению руководства РПЦ или настоятелей, иные акции совершенно нецерковного духа и по форме, и по содержанию, только наносят урон миссионерской деятельности Церкви и должны быть запрещены. Ведь они разрушают границы между миром и сакральным пространством храма.

Очевидно, что общинная жизнь имеет первостепенное значение – именно в храмах незнакомые люди, регулярно туда ходящие, начинают общаться. И замалчивать актуальные проблемы церковной жизни становится все более опасным при современном состоянии клира и мирян. Особенно – в условиях значительно повысившейся духовно-богословской грамотности последних. Между так называемыми зилотами (ревнителями веры) и либералами в Церкви давно идет противостояние. Зилоты насмерть стоят за соблюдение канонов Святых Отцов и делают ставку на строгую аскезу во всех сферах жизни, либералы, напротив – за всевозможные реформы, «диктуемые временем», в том числе в канонах и догматах православной веры. Тут очень важно найти срединный, «царский путь» – не впасть в разрушительную критику, которая может погубить Церковь, и в то же время перестать твердить, что «все хорошо, никаких проблем в церковно-приходской жизни нет, обсуждать ничего не нужно». Последнее, увы, очень характерно для нашего священноначалия. По итогам плодотворно прошедшего круглого стола в Московскую Патриархию будет направлена аналитическая записка с предложениями широкого обсуждения озвученных тем и возможности внесения поправок в действующий Устав РПЦ по приходам.

Иван Ваганов
http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/svyaschenniki-trebuut-bolshe-prav-v-upravlenii-cerkovu#&hcq=wQpJrhq
Публикуется с сокращениями и литературной правкой редакции "РФ"

Написать комментарий