Любите Божественную Литургию!

Любите Божественную Литургию!

Переступив порог храма, мы часто смущаемся своим незнанием и боимся совершить ошибки, оскорбив Создателя в Его доме. Но Спаситель уже знает нас и призывает к Себе. А теперь и нам пора прилежно и благоговейно изучать законы Его. Чтобы лучше понять и постичь смысл главного православного богослужения - Божественной литургии, мы обратились к книге проповедей священномученника Русской Православной Церкви архиепископа Серафима (Звездинского)"Хлеб небесный".
 +++   +++   +++
Сегодня я побеседую с вами, как и обещал, о Божественной литургии. Христос говорит: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое...И дальше: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф.26, 26-28)...Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьёв, озёр, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

И в духовном мире есть и звёзды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звёзд — песнопений хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей — в Божественной литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза — Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей — обряды, но всех их ярче блистает бриллиант — Божественная литургия. Все источники, все ручейки — таинства наши сливаются в глубочайшем святейшем таинстве Божественной литургии.

У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его — обряды Церкви, язык уст Христовых — Евангелие Христа. Очи Его — таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его — Божественная литургия. Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: «Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека ещё более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии». И вот почему: в литургии Христос отдаёт Себя верным — Тело Своё и Кровь Свою Животворящую.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело, Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они перед нею.

Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь. Когда они ехали в дальний путь, они брали с собой Святые Тайны, вместе с крестом хранили они их на груди. Наши предки всегда начинали день с посещения литургии; только отстояв её, они начинали свои дела житейские. Вот как люди, христиански настроенные, ценили Божественную литургию. Много названий дано ей. Первое — «Пасха» называли её древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Божественной литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение. Второе название — «трапеза», потому что здесь предлагается нам небесный хлеб, Тело, Кровь Христовы Животворящие. Третье — Евхаристией, благодарением, называют её. Четвёртое — общением; вот ещё одно название литургии, потому что мы в таинстве причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела. Пятое — обедней называют литургию у нас в том же смысле, как название «трапеза»; «обедня» — обед, пир, на который Господин зовёт Своих рабов через слуг Своих.

Рабы — это мы, и как много среди нас таких, которые на зов Царя отказываются идти, уходя то на торжище, то на поле или не желая оставить дом, потому что «жену поят». Слуги Господа — архипастыри и пастыри — зовут, но зова их не слышат, как не слышат и звона церковного — зова Христова, голоса Христова — святого Евангелия. Мало того, что не слышат, но и другим мешают ходить, смеются над ними, издеваются, глумятся. Не видят эти люди, как они нищи и убоги, жалки, несчастны, окаянны, — солнца Божьего лишают они себя. Бриллиант драгоценнейший топчут они в заблуждении своём.

Дорогие мои, паства моя богодарованная, любите Божественную литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; считайте потерянным днём в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией. Пусть среди вас не будет толстовцев, штундистов, адвентистов и других сектантов, отвергающих святую чашу и глумящихся. Пусть очи ваши видят всегда Божественную чашу, пусть уши ваши всегда слышат: «Приимите, ядите». Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы.

Написать комментарий