«Дунь и плюнь на сатану». Крещение

«Дунь и плюнь на сатану». Крещение

Таинство Крещения

   В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
      1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
      2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
      3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
      4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
      5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
      6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
      7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

   Таинства Православной Церкви делятся на:
      1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
      2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

   Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
      1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
      2) необязательные для всех — Брак и Священство.

   Совершители Таинств.
   Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).

 
   КРЕЩЕНИЕ дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность.
   Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.  После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания.
   Что есть духовное рождение в Таинстве Крещения?
   Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.
   Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота. и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры. в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания.

   Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молитвам, Господь может даровать им различные блага. Можно ли поэтому сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам всей Церкви, в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (Лк. 18:15-16) и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери. Благодать действует и на подсознание человека.

   В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещений обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

   Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Христиане по личному духовному опыту знают какова сила носителя зла – диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: «Бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28), имея помощником Самого, Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.

   По словам святого Кирилла Иерусалимского, «вода по освящении становится для крещаемого …гробом и матерью». Гробом потому, что войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью – потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.

   Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу. В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви.

   Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.

   Крещение подобно новому и сверхъестественному рождению. Рождению через смерть. Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой. Как Христос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой прославленной жизни, так и крещаемый после троекратного погружения в купель выходит оттуда иным. Все ветхое отвергнуто, начинается новая жизнь.

   Для древних христиан была очевидной мысль, что Крещение это таинство абсолютного обновления. Узнав о том, что некоторые братья и сестры, некогда принявшие Христа, грешат, искажают Предание, ап. Павел недоумевающее пишет: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6: 4-6). Вот это «невозможно» является ярким свидетельством того, что в древности принятие Крещения мыслилось совершенным обновлением, преображением.

   К Крещению готовились долгие годы, человек, приступающий к таинству изучал основы веры, Священное Писание… Затем над желающими принять Крещение совершался обряд заклинания. Из него изгоняли злых духов. И после всего этого совершалось Таинство. Сегодня, когда на вопрос: что нужно для того, чтобы креститься?.. в храме часто отвечают: «сто рублей и полотенце», нужно признать, что для многих это Таинство потеряло свой возвышенный мистический смысл. Крещение для многих превратилось в обременительный обряд, после которого зато разрешается носить нательный крестик.

   Мало кто понимает, что Крещение – это возможность реализовать себя, стать таким, какими нас хочет видеть Бог, приобщиться вечности. Крещение – дверь в Царство Небесное, почему же мы, некогда войдя в эту дверь, топчемся у входа?..

   Это как обладать неким богатством, сокровищем, но спрятать его, схоронить и всю жизнь влачить полуголодное существование. И так в нищете и умереть. Если мы слышим о таком человеке, мы его осуждаем или посмеиваемся над ним. Но не такие ли и мы, дорогой читатель? Имеем небесные богатства, сокровища благодатной жизни, но избегаем Церкви, промениваем пир в Доме Отчем на сухой паек преходящих и мелких земных удовольствий.

   Сегодня Таинство Крещения совершается во всех храмах, в определенное время. От крещаемых требуется иметь веру и желание жить благочестивой жизнью. Взрослый, желающий принять Св. Крещение, должен помнить, что в момент крещения он произнесет страшные и ответственные слова отречения от всего злого и бесовского. «Дунь и плюнь на сатану» – с такими словами к крещаемому обращается священник. И акт дуновения и плюновения – это не просто дань уважения седой старине. И сегодня эти слова и действия – вызов сатане, жест презрения и насмешки. Когда после крещения человек отходит от купели с усмешкой на губах, он не понимает, что только что объявил войну сатане. Новокрещеный, увлеченный жизнью и развлечениями, может об этом скоро забыть. Но этого никогда не забудет диавол.

   Приходящим к крещальной купели говорят: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?… После крещения жизнь у человека становиться сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, – рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия. Креститься и не жить жизнью Церкви – это все равно что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании? Многие из приходящих к крещению честно отвечают: «не готовы» и уходят от купели.

   Итак, первым и непременным условием принятия крещения должно быть желание вести бескомпромиссную борьбу не на жизнь, а на смерть с врагом рода человеческого – диаволом.
   Второе. Приходя к крещению, нужно иметь хотя бы основы религиозных знаний. Что такое православие, зачем нужна Церковь, что значит быть христианином.
   Приходя к крещальной купели, нужно взять себе в помощники, проводники по путям духовной жизни людей опытных, молитвенных, церковных. Они называются крестными или восприемниками.
   Мнение, что крестные отцы нужны лишь младенцам – предрассудок. Все мы, по большому счету, младенцы в вере и духовной жизни. А значит, всем нам нужны восприемники.
   Наконец, если вы духовно готовы называть себя учениками Христовыми, готовы взять свой крест и следовать за Спасителем, обратитесь в храм, где вам назначат день крещения, день духовного рождения.

Написать комментарий