Побуждения для христианина к терпению скорбей

Побуждения для христианина к терпению скорбей

Поучение святителя Иннокентия Иркутского. Слово Божие, указывая на пример Иисуса Христа, научает нас, что христианину непременно нужно терпеть много скорбей в жизни.

В Евангелии читается: се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником; и осудят Его на смерть, и предадят Его языком. И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют, и убиют Его. (Мк.10:33). Чему поучают нас, братья, эти слова Господа? Тому, что как Сын Божий путем креста и страданий вошел во славу Отца Своего, так и мы непременно тем же путем должны идти в Царство небесное. В мире скорбни будете (Ин. 16, 33), учит Господь. Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2 Тим. 3, 12), говорит св. апостол Павел. Но, конечно, вы согласитесь, что для того, чтобы путь скорбный имел цену в очах Божиих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где мы возьмем терпение?..

а) Во-первых, в примере Самого Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был в убогих яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чужую, далекую страну. Всю жизнь Свою Он не имел где приклонить главы. За неисчислимыя благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и, наконец, распяли на Голгофе между злодеями. Будем чаще представлять Его, нас ради обнищавшего, принявшего зрак раба, отягченного клеветами, проникнутого скорбию за грехи наши до глубины души, покрытого ранами, удрученного поруганиями, распятого, всеми оставленного, и все это принявшего за наши грехи, и — тогда, увидя всю ничтожность своих скорбей в сравнении с скорбями Спасителя, мы меньше будем унывать и ослабевать в них, нам легким покажется предлежащий подвиг спасения.

б) Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. Инии из них, говорит апостол Павел, избиени быша, не приемша избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиена быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир. В пустынех скитающеся и в горах, и вертепах, и пропастех земных. (Евр. 2, 35-38). И все это они переносили с радостью. Радуюся во страданиях моих, писал тот же апостол. (Кол. 1, 24). Они, сказано об апостолах, после того, как их били в синедрионе, «идяху, радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян. 5, 41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, мы не можем не увидеть, что наши терния суть розы в сравнении с их страданиями. А чрез это исчезнет наше малодушие, умолкнет ропот, и в нас родится дух мужества и терпения.

в) Третье побуждение к терпению мы можем получить из размышления о пользе терпения для нашей души. Область терпения велика, — она захватывает всю жизнь человека. В особенности в часто постигающих всех и каждого болезнях человек может ощутительно заметить пользу терпения. Болезни с терпением переносимыя приучают нас к преданности промыслу Божию, отучают нас от излишнего и вредного пристрастия к земле и плоти, укрощают страсти, служат средством к угашению праведного на нас движимого гнева Божия за наши беззакония и т. д. Святые так и смотрели на болезни.

Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «оставил меня Господь н не восхотел в нынешний год посетить меня»!

Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложенного ему братом в утешение яства, сказав: «поверь, брат, тридцать лет желал бы я провести в этой болезни».

Думаем, что эти люди не переносили бы так благодушно страданий, если бы не надеялись за терпение их получить от Господа более воздаяний, чем за другие добрые дела.

Здесь нельзя не привести следующего мудрого наставления одного нашего пастыря, показывающего всю пользу терпеливого перенесения болезней.. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обезсиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Гопода Иисуса Христа, нас ради претерпевшего Крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; оне очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни Господь с тобою: с ним есмь в скорби (Пс. 90, 15), что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя — во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви».

г) Наконец, четвертое ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми, и что будет время, когда Господь навсегда отрет слезы наших очей (Апок. 7. 17). Св. Андрей Христа ради юродивый видел себя в чертогах царских перед царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища моим служителям, претерпевшим все до конца».

Будем же, братья, помнить, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то вмале наказани бывше, великими облагодетельствовани будем; и что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. Аминь, аминь, глаголю вам, говорит Он, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Претерпевый до конца той спасен будет. В терпении вашем стяжите души ваша, братие — христиане! (Ин. 16, 22). Аминь.

Священник Григорий Дьяченко

Написать комментарий