Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(2-05-2017, 00:02)

В горах и пещерах

Схимитрополит Серафим (Мажуга) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Фото начала 1980-х.
Епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев).
В ГОРАХ И ПЕЩЕРАХ. АСКЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ МОНАШЕСТВУЮЩИХ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ НА ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ

С середины 1970-х до середины 1980-х годов мне доводилось встречаться и быть в близком знакомстве и общении с некоторыми подвижниками Русской и Грузинской Православных Церквей. Расскажу о владыке Зиновии – ныне прославленном святителе схимитрополите Серафиме (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко). С ними я долгое время общался и очень многое слышал из их уст. После моего знакомства с владыкой Зиновием и отцом Виталием я неоднократно бывал в Тбилиси, и всё, о чем буду говорить, почерпнуто из личных бесед. 

Вынужденные покинуть родную Глинскую пустынь, они ушли в Грузию и там совершали свои подвиги. Будучи представителями Русской Православной Церкви, они органично и глубоко духовно влились в Грузинскую Православную Церковь, принеся тем огромную пользу тысячам и тысячам православных жителей как России, так и Грузии. Это были аскеты и настоящие схимники, пещерники и молчальники, проведшие годы в горах Абхазии и много рассказывавшие о своем пребывании там. 

Вот что, например, я слышал от владыки Зиновия. Будучи послушником, он помогал братиям, которые уходили в горы. Это было небезопасное дело. Монашествующие старались уйти как можно дальше, потому что их часто преследовала милиция, даже военные на вертолетах. Владыке Зиновию приходилось передвигаться с большими грузами: надо было как-то обихаживать пустыньки, доставлять строительные материалы, продукты питания и многое другое. Однажды во время такого похода он не успел к ночи вернуться в свой скит, где его ждали братия, и заночевал в пути. Облюбовал себе место и, когда уже задремал, в полночь услышал страшный рев. Когда он выглянул из своего убежища, то увидел огромного медведя, который в ярости рвал землю, выдирал деревья и по кругу ходил возле того места, где находился владыка Зиновий. Владыка говорил, что он очень крепко, как никогда, молился в эту ночь святителю Николаю. И только под утро, с рассветом, медведь исчез. В страхе владыка вышел из своего убежища. Как оказалось, он занял берлогу этого медведя. Свирепый зверь буквально оставил траншею вокруг этого места, но, милостью Божией, владыка уцелел. И впоследствии говорил, что он до конца жизни будет благодарить святителя Николая за то, что не стал жертвой зверя. 

Владыка Зиновий страдал от тяжелой болезни. У него были изранены ноги, из них все время сочилась кровь, и они постоянно были обернуты бинтами. Тем не менее, он вида не подавал. Очень немногие знали о его страданиях. Он всегда, возглавляя службу, мужественно стоял от начала до конца и потом медленно возвращался в келью. По размерам келья его была крайне маленькой. Лишь условно ее можно было называть кельей, но, несмотря на это, после службы все приходили на обед и общались с ним. Все почитали за большую честь, если владыка давал часть своей пищи, второго блюда, кому-то из тех, кто присутствовал. И каждый ждал этого момента. В этой древней монашеской традиции был глубокий смысл, поэтому для многих это было большой радостью и запоминалось до конца жизни. 

Скромность его обитания выяснилась и позже, когда священники, которые служили в храме благоверного князя Александра Невского (в то время в Тбилиси это была улица Калинина, дом 69), позаботились о владыке Зиновии и построили ему небольшой дом со всеми удобствами. Однажды после службы, кажется, это было на день его ангела, все вместе пошли, чтобы показать ему новое место обитания. Святитель обошел всё, благословил, поблагодарил и… возвратился в свою келью. В этой келье он принимал многочисленных паломников. И я позволю себе такую нескромность – рассказать о том, что где-то в середине 70-х годов я поехал к нему спросить о монашестве. Приехав, долго размышлял, когда же мне к нему лучше обратиться. Владыка Зиновий всегда отправлял приезжавших в паломническую поездку. Посещали святыни преподобных Давида Гареджийского, Шио Мгвимского, места обитания Зедазнийских старцев и другие, в том числе Ольгин монастырь – тогда он еще не был открыт, там подвизались несколько русских монахинь. Конечно, посещали Мцхету и Сигнахи, место упокоения равноапостольной Нины. В этом был глубокий смысл. Владыка погружал любого паломника в святоотеческое предание, для того чтобы человек проникся любовью к святым грузинской земли. 

Вместе с тем, многие понимали, насколько близка, родственна и дружелюбна Грузия и ее Православная Церковь к русским паломникам. Это сразу объединяло, и уже не было ни у кого никаких иных воззрений на то, как им быть в этой стране: просто они чувствовали себя дома. И это происходило благодаря такому, если так можно выразиться, благочестивому обычаю, который всем прививал владыка Зиновий. 

…А я всё думал, когда же начать с ним разговор. Он, как всегда, благословил поехать в паломническую поездку. Потом мы служили, и после службы владыка предложил мне часть своей трапезы. Я, конечно, этому обрадовался, но опять думаю: а когда же спросить. И когда мы остались вдвоем, он, ничего не сказав, снял четки со своей руки и сам положил их мне на руку. Я был безмерно счастлив. Из этого я понял, что он всё прекрасно видел, и всё знал. 

И свидетельств тому являлось очень много, поэтому те, кто бывал у него, часто и не задавали вопросов, а он сам тихим голосом кратко говорил, что и как делать тому или иному паломнику, который приехал к нему за советом. Это был старец, настоящий подвижник благочестия и православной веры. И он, так же, как и отец Виталий (Сидоренко), с которым они были дружны, был духовником и другом грузинских патриархов. 

Отец Виталий вообще был уникальным человеком, обладавшим редким смирением. Он совершал редчайший подвиг странничества по земле. Много раз его забирали в милицию, нередко избивали до полусмерти, отобрали паспорт, и он долго был без документов. И всё это время он хранил невероятную любовь ко всем. Никогда не возмущался, никогда никого не осуждал, кротость его просто поражала. Всегда улыбался при встрече, и так же, как владыка Зиновий, прекрасно знал всё о человеке. Своеобразие исповеди у него заключалось в том, что он поносил себя на чем свет стоит и обвинял себя во всех ужасающих грехах. И многие, кто впервые, или редко к нему приезжали, думали: это же надо, какой грешный человек! А потом проходило время, и через неделю, две, месяц – человек вдруг вспоминал, что, оказывается, это всё говорилось о его личных грехах. Это было удивительно и поучительно для многих. 

Со мной тоже был такой случай. Однажды я шел к отцу Виталию и по дороге продумывал свою речь: хотел рассказать о некоторых своих трудностях. Когда пришел, он посадил меня пить чай. Я пью чай, а он мне – моими словами, моими мыслями – всё переизложил… Это был молитвенник. У него посреди комнаты (а он жил в разных местах России, в том числе некоторое время и в Сергиевом Посаде, на квартире у одного священника) был металлический лист, и на нем горели свечи. Он молился отдельно о каждом человеке, записанном в синодик, а синодик у него был огромнейший. И еще отец Виталий обладал редчайшим даром: он брал на себя недуги людей. К нему приходил человек, жаловался на болезнь… после посещения старца болезнь проходила, а отец Виталий часто буквально корчился в муках. Это непередаваемо языком, но это то, что было присуще подвижнику. 

Владыка Зиновий был духовником отца Виталия, а отец Виталий был духовником владыки Зиновия. И они задолго до своей кончины, в середине 1970-х годов, приняли схиму, но просили до времени этого не говорить, об этом знал очень узкий круг людей. Но дело не в самой схиме. Дело в том, как они этот подвиг возвеличили во время гонений… 

Это были два уникальных светильника Земли Русской и Земли Грузинской. Поэтому уместно сказать о том, какая русская диаспора была в Тбилиси и во всей Грузии в это время. Тысячи людей ехали к ним для того, чтобы покаяться, утешиться, исправиться. Владыка Зиновий и отец Виталий объединяли вокруг себя не только русскую диаспору, но и многих православных грузин, в том числе духовенство. 

…Мне не довелось встретиться с отцом Серафимом (Романцовым) и отцом Андроником (Лукашем) – также выходцами из Глинской пустыни. Они в то время уже покоились на кладбище, где я впоследствии неоднократно совершал панихиды. Поражает то, что в труднейшие годы гонений, когда преследовался каждый православный человек и даже мысль о Православии преследовалась, – были такие замечательные подвижники, которые внесли свой совершенно непостижимый духоносный вклад в историю русского и грузинского монашества, в историю наших двух Церквей. Честь и слава этим уникальным подвижникам благочестия, по сути – святым, они были и носителями многих дарований. Но самое главное – это были истинные, духоносные старцы, без которых немыслима православная жизнь.
________________________________________________
По материалам СМИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Патриарх Варфоломей снова намекнул на возможность признания украинской автокефалииК сожалению, беззаконие вполне может свершиться, Перед Вселенской Патриархией стоит обязательства и ответственность вернуть народы Украины и Македонии к истине и каноническим рамкам Церкви. Об этом лицемерно заявил патриарх Варфоломей в день своих именин, 11 июня, во время Литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре. На самом деле этими елейными словесами он пытается обосновать свое беззаконное вмешательство...

Бильдербергский клуб: мировое правительство или анахронизм?Где принимаются действительно важные для судеб мира решения. Раз в год мировые СМИ обязательно вспоминают о Бильдербергском клубе. Это, как правило, бывает в начале июня. Сейчас как раз (с 7 по 10 июня) в Италии, в Турине, проходит его очередное 66-е заседание. Этот клуб, давно вызывающий интерес журналистов, не является формальной организацией. Он представляет собой неофициальную ежегодную конференцию примерно из 130 участников...

Уничтожить российское образование не позднее 1 сентября: анонсировано введение новой образовательной системыНесмотря на подписанный Президентом в мае Указ о реформировании системы образования, который оценивается обществом в целом положительно, в России осуществляются действия, призванные уничтожить отечественное образование и придать ему неожиданные формы. В Москве анонсировано введение новой образовательной системы – реализация целого ряда образовательных псевдопроектов, которые призваны осуществить «кардинальный слом» существующего порядка...

«На обычных условиях»: римский папа предоставит индульгенцию участникам Всемирной встречи семейРимский папа Франциск в специальном декрете Апостольской пенитенциарии объявил, что предоставит полную индульгенцию участникам IX Всемирной встречи семей, которая будет проходить с 21 по 26 августа 2018 года в Дублине. Полная индульгенция, отмечается в документе, будет предоставлена «на обычных условиях», которые включают исповедь, причащение и молитвы о нуждах римского папы. Любой человек может получить полную индульгенцию, по учению римо-католиков...

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (100)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

«Мы не доживем!»: пенсионная реформа необоснована и нелогична - как пирамиды МММ16 июня 2018 года, под прикрытием всемирного ажиотажного футбольного зрелища, кабинет министров РФ внес в Госдуму непопулярный проект закона о повышении пенсионного возраста. Заявленной целью законопроекта является «увеличение благосостояния населения». В тот же день председатель Госдумы Вячеслав Володин направил поступивший из правительства законопроект в профильные комитеты палаты. Ожидается, что Совет ГД рассмотрит документы 18 июня и направит их для обсуждения в регионы в течение месяца. «В соответствии с процедурой, после рассмотрения на Совете, проекты федеральных законов перед рассмотрением в первом чтении будут направлены...

Люди о пенсионной реформе: «Если задача правительства сократить население, то объявите об этом прямо!»Большинство россиян не поддерживают планы по повышению пенсионного возраста, реформу одобряют 8% граждан, следует из исследования холдинга «Ромир», сообщает РИА Новости. Наибольшее понимание идеи правительства проявила только молодежь 18-24 лет. Более чем половину россиян устраивают нынешние параметры пенсионной системы. В среднем россияне полагают, что пенсионный возраст для мужчин должен наступать в 59 лет, говорится в исследовании. Усредненный результат по оптимальному пенсионному возрасту для женщин, согласно опросу, составляет 54 года.

Неделя 3-я по Пятидесятнице:
Толкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды.

© Русь-Фронт
Православие в России