Не подобает, чадо, хвалити чужие веры

Не подобает, чадо, хвалити чужие веры

Преподобный Феодосий Печерский
Послание великому князю Изяславу
о вере варяжской или латинской 

В первой половине XI века западная церковь окончательно отпала от Церкви восточной. Тогда православные греки глубоко оскорблены были гордыми посланниками папы не только в вере своей, но и в своих народных чувствованиях. (Как глубоко оскорблены были в то время греки папскими послами, для уразумения этого достаточно прочитать грамоту отлучения, составленную кардиналом Гумбертом в Константинополе, в которой православным грекам приписываются все когда-либо бывшие ереси. – Примеч. сост.). Тогда же и в самых писаниях той и другой стороны стали замечаться резкие отзывы о противной стороне. Такого именно настроения известное у нас послание преп. Феодосия († 1074) к великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской, замечательное тем более, что представляет собою самый первый опыт в обличительном роде, написанный собственно русским. 

Повод к написанию послания подал сам великий князь Изяслав, как видно из начала некоторых списков: «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимерова, игумена Печерского Феодосия о латине. И рече Изяслав: скажи ми, отче, веру варяжскую»; или: «Воспрос благовернаго князя Изяслава о латынех. Прииде некогда благоверный и великий князь Изяслав, сын Ярославль, внук Володимеров к святому отцу нашему Феодосию». Что же побудило великого князя Изяслава спрашивать знаменитого игумена о вере варяжской? 

В 1068 году великий князь Изяслав, выгнанный народом из Киева, бежал в Польшу. Король польский Болеслав II приняв Изяслава со всеми знаками искреннего дружелюбия как несчастного государя и близкого родственника, охотно согласился помогать ему. Весною 1069 года Изяслав вместе с Болеславом явился в русских пределах. С помощью поляков он опять сел на своем престоле. Поляков распустили на покорм по волостям, где жители начали тайно убивать их за то, вероятно, что они, как победители и латинцы, мало уважали веру побежденных и делали насилия им. (На это указывают слова послания Феодосия: «Исполнилася наша земля злыя тоя (т.е. латинския) веры; аще узриши некия иноверныя с верным прю деющи, лестью хотяща отвести от правыя веры, помози правоверным, аще им поможеши, то яко овча избавиши от уст львовых». – Примеч. сост.). Вследствие этого Болеслав возвратился в свою землю. Недолго сидел на своем престоле Изяслав; в 1073 году, поссорившись с братом своим, Святославом Черниговским, он задумал снова бежать в Польшу и искать помощи у латин. В этом положении совесть не могла не безпокоить набожного князя недоумениями о вере тех, с которыми хотел он снова вступить в сообщение; уважение же, какое имел князь к преп. Феодосию, могло заставить его искать разрешения сомнениям у великого игумена, – тем более, что митр. Георгий тогда был в Греции (Полн. собр. русск. летоп. І. 78–79). 

Послание преп. Феодосия можно разделить на две части: в первой он исчисляет князю разные отступления латин от Православной веры и их недобрые обычаи; а во второй предлагает правила, как должен вести себя князь по отношению к латинской вере и ее последователям. <…> Изложив отступления латин от Православной веры и недобрые обычаи их и сказав, что земля наша «исполнилася злыя тоя веры», преп. Феодосий дает наставления как держать себя по отношению к латинской вере и ея последователям. <…> Кроме этих общих наставлений, преп. Феодосий, обращаясь собственно к великому князю Изяславу, заповедует: «Ты же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали…» <…>. 

В этом послании ясно высказана мысль, что в варяжской или латинской вере нельзя спастись и что не следует иметь общение с латинами в делах, касающихся веры. Так учил преп. Феодосий, а он был таким лицом, пред которым благоговела вся Россия! 

То же учение о латинской церкви было и у прочих иноков Киево-Печерского монастыря, в котором преп. Феодосий был игуменом в продолжение двенадцати лет, а из этой обители вышли лучшие люди того времени, которые рассеялись в качестве проповедников Христианства язычникам, основателей монастырей и в сане епископов, распространяя то учение, которому научились в обители. Учение о латинской церкви преп. Феодосия отразилось во всей полноте в летописи преп. Нестора. Прочитайте один рассказ его о том, что внушено было великому князю Владимиру о латинах при крещении его в Корсуни (Там же. 49–50); а летопись Нестора читала и списывала тоже вся Россия. 



   Слово ми есть к тобе, княже Боголюбивый!  
 
   Аз Федос, худый раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистей и правоверней вере рожден, и воспитан в добрей наказанья правоверным отцем и матерью, наказываюче мя добру закону, вере же Латыньстей не прелучайтеся, ни обычая их держати, и компанья их бегати, и всякаго ученья их бегати, и норова их гнушатися, и блюсти своих дочерей не давати за них, ни у них поимати, ни брататися, ни поклонитися, ни целовати его, ни с ним из единаго судна ясти, ни пити, ни брашна их приймати. 
   Темже паки у нас просящим Бога ради ясти и пити – дати им, но в их судех; аще ли не будет у них судна, в своем дати; потом измывши, дати молитву: занеже не право веруют, и не чисто живут: ядят со псы и с кошками, и пьют бо свой сец; ядят лвы и дикие кони, и ослы, и удавленину, и мертвечину, и медведину, и бобровину, и хвост бобров, и в говенье ядят мяса, пущаюче в воду; а 5 неделю поста во вторник чернеци их ядят лой и в суботу постятся, и постившеся вечер ядят молока и яйца. 
   А согрешают, – не от Бога просят прощенья; но прощают попове их на дару. А попове их не женяться законною женитвою; но с робами дети добывают, и служат невозбранно; а епископи их наложници держят, и на войну ходят, и оплатком служат. 
   Икон не целуют, ни мощей святых; а крест целуют написавше на земли, и вставше попирают его ногами, мертвеца кладут на запад ногами, а руце подон подложивше; женяще же ся у них, поймают 2 сестре; а крещаются во едино погруженье, а мы в 3; мы крещающеся мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот; имя же не нарицают святаго, но кого прозовут родители, в то имя крестят. А глаголют Духа Святаго исходяща от Отца и от Сына. 
   Ина многа злая дела суть у них; развращенная погибель полная вера их. Его же ни жидове творят, то они творят. Много же и в Савьску ересь вступлют. Мне же рече отец мой: ты же, чадо, блюдися кривоверных, и всех их словес; занеже исполнилася и наша земля злыя тоя веры; да кто спасая спасет душю свою, в правоверней вере живучи. Несть бо иноя веры лучше нашей, яко же наша чиста и свята вера правоверная. Сею бо верою живущи грехов избыти и муки вечныя гознути, но жизни вечныя причастнику быти и бес конца со святыми радоватися; а сущему в иной вере или в Латыньстей, или в Арменьстей, несть видети им жизни вечныя. 
   Не подобает же, чадо, хвалити чужее веры. Аще хвалит хто чужю веру, то обретается свою веру хуля. Аще ли начнет непрестанно хвалити и свою, и чужу, то обретается таковый двоеверец: близ есть ереси. Ты же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали. Ни свойся к ним; но бегай их, и подвизайся в своей вере добырыми делы; милостынею милуй не токмо своея веры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима: аще ли ти будет жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых, – всякого помилуй, и от беды избави я, яже можеши: и мзды от Бога не лишен будеши. 
   Бог бо и сам ныне поганыя набдит, яко же и крестьяны. Поганым же иноверцем в сем веце попеченье от Бога, а в будущем же чужи будут добрыя детели; мы же, живуще в правоверней вере, зде есмы набдими Богом, а в будущем веце спасаеми Господом нашим Исус Христом. Рече же ми отец мой: чадо, аще ти ся случить умрети по святей сей вере и Господа ради, то умри с дерзновеньем за веру Христову: святии бо по вере умроша, да живи суть о Христе. Ты же, чадо, аще узриши некия иноверныя сверным прю деющи, лестью хотяща отвести от правыя веры, ты же ведая не скрый в себе, но помози правоверным; аще им поможеши, то яко овча избавиши от уст львовых; аще ли умолчиши, то, яко отъем у Христа, предаеши их сатане. 
   Аще ти речет прец: сию веру и о́ну Бог дал есть, ты же, чадо, рцы: то ты кривоверен, мниши Бога двоевера, то не слышиши ли, окаянне, развращене злыя веры? Писанье глаголет: «един Бог, едина вера, едино крещенье» (Еф.4:5), – рече Господь: тако бо лепо есть нам искончати всю правду (Мф.3:15); да ее все исполнив, толи вознесеся, и ученики посла на проповеданье. Ты же по проповеданью Апостольскому толико лет держав правую веру, совратился еси на зловерье по наученью сотонину. Не слышите ли Апостола Павла глаголюща: аще ангел пришед с небесе благовестить вам, а не яко же мы благовестихом, да буди проклят?
   Вы же отринувше проповеданье Апостольское и святых отец исправленье, и приясте неправду и веру развращену, полну многия погибели; того ради от нас бысте отвержени; того ради им с вами недостойно сужитья приймати, ни к Божественным тайнам обще приступати, – ни им к нашей, ни нам к их: зане мертвым телом служите, мертва Бога призывающа. 
   А мы служим живым телом, самого Господа жива видящи, одесную Отца сидяща: и паки придет судити живым и мертвым. Вы же есте мертвии, мертву жертву здеваете: а мы живу Богу живу жертву приносим, чисту, непорочну, и живот вечный обрести. Тако бо писано: воздастся комуждо по делом его, о Христе Исусе, о Господе нашем, Емуже слава. 
   
Аминь.

Написать комментарий