Душе Святый, Утешителю, пролей любовь Твою в сердца наши!
Прав. Иоанн Кронштадтский. Беседа о причащении Святых Таин. Пред вами, христоименитое стадо, в этой чаше божественное Тело
и божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, — и вы приготовились говением
и исповедию к принятию сих святых, безсмертных и животворящих Таин. — Чтобы
достойно принять оные, требуется от каждого из вас: 1) детская простосердечная
вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое тело и самую
пречистую кровь Спасителя, — что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце
свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух, как сказано: уди есмы тела
Его, от плоти Его, и от костей Его (Ефес. 5, 30); ядый Мою плоть, и пияй Мою
кровь, во Мне пребываетъ, и Аз в нем (Иоан. 6, 56); и — прилепляяйся же
Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17); ибо въ этой частице тела и
крови Христа Бога, которую вы принимаете, обретается весь Иисусъ Христос, какъ
душа въ теле. Требуется отъ вас во 2-х, совершенное, непоколебимое упование
на милосердие Спасителя, что Онъ, какъ божественным огнем, попалит и очистит
кровию Своею все грехи ваши; поэтому всякий из вас, сознавая свое
недостоинство принять божественныt Тайны, предай себя совершенно милосердию
Господа, чтобы Он Сам Своею благодатию сделал вас достойными принятия
Своих святых Таин; каждый будь благонадежен; никто не колеблись, не
малодушествуй, не унывай, представляя свое окаянство, непотребство; от чаши
подается всем милость Владыки и великое прощение и очищение грехов. Только веруйте
и уповайте. Требуется в 3-х, великая, горячая, ангельская любовъ
причастников к Спасителю; на любовь Господа всякий из вас должен отвечать
любовию: ибо, скажите, какая любовь Божия к нам грешным открылась в том,
что Сам Бог, воплотившись для нас, пострадав, умерши и воскресши, дал намъ
в пищу и питие Свое божественное Тело и Кровь, а чрез то соединился с нами
самым тесным союзом, срастворился или смесился с нами, сделавши нас
общниками Своего божественнго естества! Какая мать, какой отецъ любили такъ
когда-либо своих детей, как возлюбил нас Господь? — И для чего Господь
соединяется с нами в святых Тайнах? — Для того, чтобы очистить нас от
скверны грехов, от скверны, которой нет отвратительнее и убийственнее, —
чтобы сообщить нам святость Свою, жизнь Свою божественную, мир, отраду,
радость, легкость, сладость, свободу, которых нет ничего дороже, желаннее на
свете; — чтобы нас очищенных от грехов, измененных, обновленных взять к
Себе на небеса, на вечную жизнь, на вечное блаженство: ибо с грехами, со
страстями никто не можетъ быть в раю: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать
живот вечный, говорит Господь, и Аз воскрешу его в последний день (Иоан. 6,
54).
Итак, имеющие причаститься божественных Таин,
воспламените сердца ваши любовию к Спасителю. Душе Святый, Утешителю,
Сокровище благих, пролей любовь Твою в сердца наши!
Требуется отъ вас — 4) изменение сердечное. Доселе многие
из вас любили грех, все же — волею и неволею — предавались греху; теперь
постарайтесь всемерно возненавидеть его: ибо грех — порождение диавола,
противление Богу; постарайтесь все измениться в самой глубине души. Вы имеете
вкусить тело и кровь божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа Иисуса
Христа: будьте же и сами агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными
воле Божией, Церкви, воле родителей, начальников, старших. Вы примете тело и
кровь Спасителя, а Он — весь любовь, и Ему противна вражда и злоба:
постараемся же и мы жить во взаимной любви; обиды прощайте, злом за зло не
воздавайте, или досаждением за досаждение. Приступаете к Господу, Царю
небесному, к небеси всех нас ведущему; — постарайтесь помышлять о горнем;
старайтесь приобрести небесные нравы; оставьте пристрастие к земным вещам,
которые тленны и порабощаютъ и тлятъ души; возлюбите горнее отечество, горний
град Иерусалим, где Божия Матерь и все святые, и куда все мы должны
стремиться; все оставьте нечистоты и страсти греховные; всякий покажи изменение
к лучшему, всякий покажи исправление; всякий принеси какой-либо благий плод добрых
дел Владыке; всякий сотвори плоды достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас
измени, Сам обнови!
Наконец, для сохранения нами этого небеснаго дара —
пречистых тела и крови Христовых — требуется от нас — 5) внимание к себе, к
своим помыслам, к своему сердцу, ко всем его чувствам и склонностям, обуздание
греховных его пожеланий и стремлений,
также воздержание в пище и питии; воздержание от празднословия, сквернословия,
божбы и всякой лжи; словом: — всякий береги себя от всего, что противно Христу,
Спасу душ наших; помните, что чрез причащение Господь обожает вас, делая вас
божественными; божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине.
Вы чада Божии и Христовы: какое же житие подобает чадам Божиим?
Всех вас да сподобит Господь достойно и благоплодно принять
божественные Тайны. Кто ест и пьет божественное Тело и божественную Кровь
недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29), говорит св. апостол
Павел. Итак, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем.
Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна
Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов,
поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография
В. Ерофеева, 1894. — С 69-72.