Чтение Евангелия - духовная пища

Чтение Евангелия - духовная пища

Тщательно прилежи к чтению Священного Писания, это извлечет тебя из порочной жизни, так как Евангелием и учением Православной Церкви совесть изощряется наподобие острого ножа. Она начинает примечать в нас и самые малые погрешности. Где есть Св. Библия, оттуда изгоняется всякая диавольская сила.
Незнание Св. Писания – великая стремнина и глубокая пропасть. Незнание Божественных законов – великое предательство своего спасения.
Чтение Писания – великая защита от греха, это духовная пища для души. Чтение Евангелия дает человеку спасительное зрение грехов своих и путей спасения.
Св. Тихон Задонский знал на память Евангелие и Псалтирь. Св. Евангелие неисчерпаемо! И всегда ново в назидании – потому, что его начертала не рука человеческая, а Дух Святый, Который водил и управлял этой рукой.

Поелику сей Дух знает все, испытует самые «глубины Божии», то, несмотря на крайнюю простоту и безыскусность речи Евангелия, она устроена так премудро, что никогда не теряет силы и сладости, а, напротив, становится тем поучительнее, чем более роднится с нею наше сердце.
Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие – «огнь поядаяй есть».
Священное Писание – вот область ума, Слова и Духа – Бога Троицы; в нем Он проявляется явно: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот», – сказал Господь.
Писание свв. отцов – вот опять выражение мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа.
В слове Божием мы видим лицом к лицу Бога и себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, людие! Но не дерзайте сами толковать Евангелие и книги Священного Писания, а обращайтесь к свв. отцам Церкви, которые истолковали его.
Велика сила Божественного Писания, и велико богатство мыслей, сокровенных в словах его… Ибо таково свойство Писания – в немногих словах его часто можно найти великое множество мыслей.
Божественное Писание показывает нам, как праведники часто падали и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий (в добре) не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, а пребывающий во грехах не отчаивался, зная, как многие (грешники) раскаялись и успели достигать самой высокой степени добродетели.
Никогда не исчерпать смысла Писаний. Это источник, не имеющий предела.
Великая польза бывает от чтения Божественного Писания: душа окрыляется, делается возвышенною, освобождается от нечистых, порочных помыслов и наслаждается великим миром и спокойствием.
Любите слушать и читать слово Божие, жития и поучения святых: в них найдете правила и примеры святой, угодной Господу Богу жизни.
Сразу много не читайте ради того, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет. Если во время чтения или размышления какая-либо мысль вас принесет пред лице Господа, закройте книгу и оставайтесь с этой мыслью день и более. Тайная мысль есть один из поворотов ключа в душе.
Читайте до тех пор, пока сердце ваше придет в умиление.
Когда читаете духовные книги, то читаемое надо относить к себе, всегда иметь себя на переднем плане, а не рассуждать о других, об их грехах.
Где найти священные книги, которых нет в продаже? Священные книги надо переписывать, как это делали все истинные христиане.
Но неполезно набирать много книг. Книгомания – тоже страсть неполезная.
Чтение священных книг очень полезно, чтобы просветить наш ум и собрать его в себе самом, но ищите спасения более в творении добрых дел, чем в чтении книг.
Небрежение или нежелание чтения Божественных книг есть голод для души. Желудок без аппетита – знак серьезной болезни. Если вы имеете отвращение к слову Божию, то ваша душа подвержена тяжкой болезни.
Любовь к Богу рождается от беседы с Ним.
Какие тернии, по преимуществу, заглушают доброе семя слова Божия? Житейские заботы, мирские удовольствия, привязанность к богатству.
Люди, испортившие свой вкус от чтения худых, душетленных книг, читают Евангелие с принуждением и скукою. И чтение Евангелия в том случае, как лекарство, может показаться даже весьма неприятным. Но когда, несмотря на это, продолжают читать, то неприятность постепенно исчезает…
Отчего нам часто тяжело и не хочется слушать слова о спасении души и мы больше болтаем о суете житейской? Это значит, что не только присутствие Божие, но и мысль о Боге тяготит и давит нас, как тяготило гадаринцев присутствие Иисуса Христа. Отчего тяготит нас сознание или напоминание о том, что христианин должен быть чужд рассеянной, шумной жизни, что он должен вести жизнь скромную, богобоязненную, чистую, что он должен быть настолько милосерд, чтобы для блага души забывать себя? Отчего большая часть христиан только однажды в год приступает к принятию Св. Таин? Оттого, что нам тяжело быть в присутствии Господа. Он как будто мешает нам. Исполнилось желание гадаринцев, тяготившихся Его присутствием. Но с чем они остались? Уйдет и от нас Христос, если Его присутствие тяготит нас. Тогда совсем покроет нас тьма греховная, кромешная.
Писание обыкновенных, светских людей – большей частью проявление падшего человеческого духа с его греховными привязанностями, привычками и страстями.
Читаешь светский журнал: легко, приятно читается, легко всему верится. Но возьмешь духовную книгу – станет тяжело на сердце и берет сомнение. Многие в этом признаются. Отчего это бывает? Не от свойства книг это бывает, а от свойства читающих, от качества их сердца и, главное, от диавола, врага человеческого, врага всего священного.
Когда читаем светские сочинения, мы не трогаем его, и он нас не трогает. Как примемся за священные книги, начнем думать о своем исправлении и спасении, тогда мы идем против него, раздражаем его, мучим его злобу, и вот нападает на нас и взаимно мучит нас. Что делать? Не бросать же доброго дела, а надо терпеть и в терпении спасать свою душу. «В терпении вашем стяжите души ваша», – говорит Господь.
Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, прося: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтоб услышать или прочесть мне словеса Твои и исполнить волю Твою: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18); уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое!»
Всегда так моли Бога, чтоб просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих.

Cхиигумен Савва (Остапенко)
 
 

Написать комментарий