ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ...

ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ...

Часто вспоминается "Евросоюзное промывание мозгов", развёрнутое в начале 90-х годов телерадиовещательным концерном "Юлейсрадио" (Yleisradio). Его мощный поток начинался с самого утра, в программах утренних теленовостей и радиопередач. Агрессивная реклама Евросоюза была поистине ужасной, и она агрессивно продолжалась на рекламном канале МТВ (MTV), в телерекламе Арто Туоминен (Arto Tuominen) каждое утро изо дня в день завывал, как пожарная сирена " EUU-EUU-EEUU-EEUUU!" (EU – EuropanUnioni= Евросоюз, прим. перев., perevodika.ru). Когда же открывал любую газету, то первое слово, написанное огромными буквами, было EU (ЕС). Как только включал радио – то же самое... Это было такое же ужасное явление, как и "Ужасный рыгальщик" (рыгающий человек – см. ссылку на видео ниже) в пошлых скетчах с киноактёром Пентти Симесом (Pentti Siimes) в "безысходном" национальном Spede-шоу (скетчевая развлекательная телепрограмма, разработанная Спеде Пасененом, Spede Pasanen – псевдоним комика, режиссёра развлекательных передач Пентти Олави (Pertti Olavi))для телеканалаMTV – прим. перев., perevodika.ru), когда отовсюду вылезала морда "Страшного рыгальщика", из телевизора, из зеркала, из-под стиральной машины и чёрт знает откуда... – отовсюду вылезал громко рыгающий человек.

 

Как давний торговец алкогольными напитками и "утешитель страждущих душ" – я 2002 дня проработал продавцом в государственной компании по продаже алкоголя "ALKO" ("АЛКО") – могу с уверенностью гарантировать, что последним доводом и аргументом для сомневающихся в необходимости вступления Финляндии в Евросоюз стал факт того, что водка и пиво будут намного дешевле. Была всеобщая и страшная истерия, некоторые покупатели стращали меня, что "ты потеряешь работу, когда придёт Евросоюз, и водку можно будет купить в любом, даже молочном магазине". (В Финляндии раньше продажа крепкого алкоголя была разрешена только через госкомпанию "АЛКО" – прим. перев.)

 

Многое можно вспомнить из тех истеричных времён, но оставим что-нибудь и для будущего. В те годы особенно врезалось в память мелькание эмблемы "АЛКО" – бренд в те годы - и создавалось впечатление, что "АЛКО" выступает услужливым сторонником, служкой на том поле боя, полностью позабыв об ответственной алкогольной политике. С другой стороны это и не удивительно, так как госкомпания шла в фарватере госвласти, дрейфующей в "правильном направлении".

 

Ниже примеры того, как понизились цены на алкоголь:
- водка «Коскенкорва» (Koskenkorva) старая цена 87 марок, новая цена 82 марки;
- виски "Три льва" (Kolmen leijonan viski) старая цена 193 марки, новая цена 143 марки;
- коньяк "Монополь" (Monopol-konjakki) старая цена 215 марок, новая цена 155 марок;
- кофейный ликёр (kahvilikööri) старая цена 46 марок, новая цена 40,20 марок;
- крепкая водка "Руска" ("Ruska", väkevä viini) старая цена 66 марок, новая цена 60,20 марок.

 

Цены на крепкие напитки были снижены очень сильно. Снижение цены было сильным, но ещё большим было психологическое воздействие на людей, так как такое существенное понижение цен по сути своей было впервые в этой стране. И народ, живший в тисках кризиса, испытал удовлетворение (восторг) от того, что правительство хоть раз впервые сделало что-то "полезное и доброе". Министр финансов iiro viinanen (с маленькой буквы у автора статьи, Ииро Виинанен – прим. перев.) в те дни приобрёл статус "святого".

 

О, тот весёлый и радостный день, 1 июля 1994 года, когда произошло снижение цен на крепкий алкоголь. На вино и на пиво цены были "чисто косметически" выровнены - повышены. Да, тогда в этом "празднике жизни" участвовали все: и "крупные потребители" алкоголя, и обычные граждане, и лощёные бизнес-джентльмены, и простые интеллигенты, и финские шведы с благородными корнями в строгих костюмах в полоску, и изящные дамы из высшего света (многие из тех, кто прогуливает своих породистых и дорогих собачек по улицам Хельсинки) – все они с восторгом рассматривали длинные цветные полки, заставленные алкоголем с новыми ценниками, и у всех, буквально говоря, текли слюни изо рта... Единственный товар, на который не были повышены цены в вино-водочных отделах и магазинах, были бумажные и пластиковые упаковочные пакеты...

Хотел бы подробнее описать некоторые нюансы, но это требует отдельного рассказа.

Главное же, когда я писал эту статью, в голове стучало: не будет добра от игры с чёртом в карты, и хорошую добычу получил "зелёный змей"...

 

Сегодня алкоголь опять на полках "АЛКО" и цены на него пересмотрены в сторону повышения. Чиновники Евросоюза усиленно рассматривают и разрабатывают мероприятия по введению трезвого образа жизни и по протрезвлению граждан. У нас в Финляндии возникла и развивается огромная и до конца непознанная, и неосознанная алкогольная проблема, которая тлеет в т.н. старших возрастных группах (после 40 лет), ей подвержены практически все категории граждан этой возрастной группы: элегантные господа, благородные шведскоговорящие элитные финны, дамы высшего света, обычные граждане, простые работяги и выброшенные на обочину общества люди – абсолютно все слои общества "финских евросоюзян". Цена этой проблемы ужасна, её невозможно представить и описать словами. Нам предстоит увидеть в ближайшие 15 лет в возрастной группе 65-74-летних практически полное отсутствие людей без проблем с алкоголем. Оплата специального медицинского лечения потребует поистине огромных денег. На фоне этих сумм "пакеты помощи" Греции и Ирландии в рамках ЕС покажутся "смехотворными репарациями".

 

Другая причина широкого распространения алкогольных проблем в Финляндии – либерализация в 60-х годах условий продажи пива средней крепости (содержанием 2.25 - 3.7 процента спирта), а также последующее, произошедшее много позднее "полутайное - полуявное" повышение его крепости. Или без такого повышения крепости пива нас не приняли бы в Евросоюз? При полном молчании пиво средней крепости за счёт повышения содержания алкоголя превратили в крепкое пиво или т.н. пиво в экспортном исполнении.

Большая часть людей из указанных выше возрастных групп – любителей пива, умеренно пьющих, культурно пьющих и просто пьющих, подвержены высокому риску деменции или возникновения слабоумия. А это огромная проблема для нашей медицины.

 

Печально констатировать тот факт, что эта часть населения находится уже на той стадии, когда она практически полностью потеряна для родственников, семьи и общества.

Ещё более тревожная ситуация среди вытесненных из общества 15-25-летних, число которых просто огромно и точно никогда не подсчитывалось. Каждый из них это потерянный человек для общества. Люди без будущего. Очень многие из них погибают насильственной смертью или смертью от алкоголя, не достигнув сорокалетнего возраста. Если же они доживают до сорока лет, то, как правило, у них уже есть все признаки начинающегося или явного алкогольного слабоумия.

 

P.S. Многие из "алкашей" старых времён, которые были покупателями в вино-водочных магазинах в 1960-1980 г.г. были заслуженными военными ветеранами, уважаемыми людьми, многие из них инвалиды войны. И, как правило, они находили человеческое отношение и участие в АЛКО. Мой старый начальник в магазине АЛКО часто напоминал мне об этом. Но позднее на деятельность АЛКО сильно начал влиять и повлиял гуманный человек Хейкки Коски (Heikki Koski) (1975г. - министр внутренних дел, 1975-1982 начальник розничных продаж АЛКО, 1982-1994 - генеральный директор АЛКО).

Сравнение цен на алкоголь в Таллинне и в Финляндии (приводит читатель с форума, в ответ на эту статью, он же отмечает всё увеличивающееся количество водочных туристов в Эстонию - прим. перев.)

Поездка на пароме в Таллинн и обратно стоит 44 евро.

 

Alko (Финляндия)

Superalko (Эстония)

Марка напитка

55,92

12,91

Джин-тоник 24x33cl, Hartwall 5,5% vs. A. Le Coq 5,6%

61,92

12,91

Пиво 24x33cl, Koff Export 5,2%

110,90

43,46

Водка 10x50cl, Kossu 38% vs Vergi 40%

 

 

Михаил Крылов


Написать комментарий