Увещание

Увещание

преподобный Феодор Студит
Великое оглашение 

Оглашение 2
О пагубном бесстыдстве[11], а также о том, чтобы с благодарностью переносить болезни

Особая благодать монашества
   Отцы мои и братия. Бог ввел нас в мир для того, чтобы мы, служа Ему добрыми делами, становились наследниками Царства Небесного (см. Мф. 25:34). Нам же, монахам, Он, кроме того, даровал еще особенную великую благодать. Благодать эта состоит в том, что, избрав нас из всего мира (см. Лк. 6:13; Еф. 1:4), Он поставил нас пред лицом Своим для служения Своему могуществу. Поэтому пусть каждый из нас смотрит и наблюдает за тем, живет ли он сообразно со своим званием (см. Еф. 4:1; 1 Кор. 7:17, 24), к которому он призван, не стремится ли он к чему-либо другому, кроме угождения Богу. Ибо диавол многими способами и потихоньку не перестает водить нас всех за собой посредством деяний, слов, мыслей, приражений извне, даже тогда, когда мы не соглашаемся идти за ним. Посему будем следить за собой, будем избегать заглядывать друг на друга, [избегать] этого великого вреда – бесстыдства.

«Лакомки-очи»
   Не будем завязывать между собою болтовню, вызывать друг у друга улыбки, возбуждать друг в друге блудную любовь, не позволим своим лакомкам-очам любоваться красотою лиц, что вот-де у того оно – гладкое, у того – белое, а у того – румяное, у того такое телосложение, у того сладкая речь, красивая походка. Все это стрелы, копья и мечи диавола. Проразумевая все эти его обманы и обольщения, возлюбим душевную красоту и сольемся в духовной любви. Те, кои поставлены в распорядители (см. Рим. 13:2), хотя по внешности они должны держать себя повелительно, но по расположению пусть будут рабами своим подчиненным: таким путем они, по словам Господа, окажутся первыми[12] (Мк. 10:43-44). Состоящие в подчинении должны все делать так, как будто им приказывает Сам Бог, - таким образом они станут блаженными и рабами Господа.

Все виды монастырских работ и послушаний спасительны
   От здоровых Бог требует посильной работы: если не скрывать ее ложными отговорками[13], то у нас ее достаточно для каждого. Но, с другой стороны, не следует из-за этого хвалиться собою, как будто вы исполняете что-то особенно важное, дабы не услышать: проклят человек, который надеется на силу мышцы своея (ср. Иер. 17:5). Больные должны проявлять благодарственное и ласковое расположение к тем, кто за ними ухаживает, - пусть они довольствуются тем, что им дают[14], хотя бы то был даже один хлеб, ибо вы сами так обещали. Горе вам, если вы после такого обещания ропотом вовлечете себя в погибель! Вам же, ухаживающие за больными, если вы со страхом и трепетом исполняете свою работу, будет за то великая награда[15]. Что мне сказать о келарях? И они, если хорошо выполнят, что им приказано, возрадуются с первомучеником Стефаном. Равным образом и хлебопек, если он в полном порядке, усердно и строго выполняет свое служение, будет чистым хлебом[16] для Господа. Ты, огородник, если ведешь себя безмолвно, спокойно и смиренно, пожнешь благоплодие рая и станешь его жителем. Вместе со всеми упомянутыми лицами и даже предпочтительно пред ними пахарь[17], если он изо всей силы отдается работе, здесь станет столпом и утверждением (см. 1 Тим. 3:15) всего братства, а там будет пахать землю кротких (см. Пс. 36:11; Мф. 5:5), вечно живые колосья бессмертия с которой пропитают его во веки веков. И вообще, каждый, что бы он ни делал, - работает ли он в виноградниках, выжимает ли вино, плотничает ли, несет ли послушание привратника, служит ли на трапезе, шьет ли обувь, делает ли вообще что другое, - раз он исполняет свое дело по совести, ради одного только этого самого добра, удостоится той же участи.

Увещание
   Мужайтесь, божественные мои братия, христоподражающие отроки и богорожденные отцы, стойте, утверждайтесь, ожидая ежедневно смерти, чтобы жить вовеки. Избегайте увлечения дурными мыслями, равно как многословия при работе, ибо оно многогреховно, а также смеха, потому что он блуден, многоядения и пресыщения, так как они порабощают страстям. Горе наш помысл, долу взор! Будем чисты и телом, и сердцем, будем тверды в надежде, свежи душой, как юноши, не будем бояться ничего на земле, кроме одного лишь Бога. И если мы так настроим себя, то будем вовеки ликовать с Ангелами и радоваться со всеми святыми.

Если духовные дела в порядке, то успеется и все остальное
   Прибавлю сюда еще одно замечание. Некоторые мне доносят, что мы не успеваем исполнять одновременно и телесные, и духовные дела.

Одно только дело, одна забота
   Если мы не успеваем в телесных делах, то это не влечет еще никакого зла, потому что раз духовные дела в порядке, то успеется и все остальное. Но если у нас дело идет наоборот, то это мне кажется смешным, что мы, оставив всякую заботу о настоящем деле, хлопочем о второстепенном. У нас одно только дело, одна забота, одно дневное и ночное занятие – это добродетель, вера в Бога, любовь друг к другу, порядок в жизни, безмолвие, благоговейное настроение, верность мне, смиренному, терпение, смирение, полная упорядоченность нашей души. Остальное же, если мы успеваем его выполнить, хорошо; если же нет, то распрощаемся с ним. Если же, наоборот, мы ради винограда, смокв и других плодов, а также ради пшеницы, вина и масла, ради того, что относится к чреву, наслаждению, что имеет в виду плоть и делает ее враждебной, свирепой и коварной для души, - если мы ради всего этого будем оставлять то, что нам заповедано Богом, то горе нам и ни с чем не сравнимый плач как здесь, так и в будущем веке. Я верю и считаю истинными словами неведущего лжи (2 Кор. 5:21) Господа нашего Иисуса Христа, Который в Евангелии ясно взывает и вопиет каждой душе: ищите прежде Царствия Божия… и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33). И это так будет всем надеющимся на Него, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
_________________________________________________________________________________________________________
11   Слово παρρησία, как пишет Лерой, часто употреблявшееся святыми отцами Пустыни и в монашеской литературе, имеет двойственный смысл – как положительный, так и отрицательный. В положительном смысле это слово означает доверие, открытость и добрую свободу в общении, но чаще у преп. Феодора это слово приобретает значение отрицательное – в смысле чрезмерной вольности в обращении, отсутствия уважения и почтения. Кроме того, этим словом он называет и содомию. См.: Преп. Феодор Студит. Великое оглашение I, 12; 14; 17; 29; 33; 37; 41; 48; 61; 64; 68; 77; 87; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 4, 52, 54; 15, 164 (TSGC. Р. 140). - Ред. 
12   Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 30 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 195; Преп. Макарий Великий. Великое послание, 6, 5–6; Свт. Григорий Нисский. Об установлении христианском 6, 5. - Ред. 
13   Ср.: Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, 31 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 372–373. - Ред. 
14   Ср.: Преп. Феодор Студит. Великое оглашение I, 4. - Ред. 
15   Во французском издании TSGC в этом месте добавлено: «садовник также достоин похвалы, и его часть вместе со святыми. Трижды блажен повар, если он со страхом и трепетом совершает свою работу, как апостолы Божии». См. также: Преп. Феодор Студит. Эпиграммы 14, 8 // Преп. Феодор Студит. Творения. Т. 3. - Ред. 
16   Ср. Св. Игнатий Богоносец. Послание к римлянам, 4. - Ред. 
17   Преп. Феодор придает особое значение труду пахаря (см.: Преп. Феодор Студит. Великое оглашение I, 44), упоминает особую тяжесть его труда среди прочих монастырских занятий (см.: Он же. Великое оглашение I, 13) и его особые заслуги перед братством (см.: Он же. Великое оглашение I, 47) (см.: TSGC. Р. 144). – Ред. 

Написать комментарий