Добродетельная жизнь - сама по себе счастье
Святые
отцы о добродетельной жизни
Добродетельная жизнь
сама составляет величайшую честь и счастье, даже если бы мы терпели за нее
наказание.
Добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость.
Для человека, искренне любящего Бога,- (доброделание) вожделеннее Царства, потому что истинное Царство состоит в том, чтобы доброй жизнью приобрести благоволение и милость Господа.
Научимся заботиться о добродетели и высоко ценить
угождение Богу. Не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о
жене, ни на попечение о детях, ни на что-нибудь другое и думать, будто этим мы
можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни.
Если душа занята добродетелью и не развлекается ничем внешним, она запечатлена печатью истины.
Только утвердившаяся в нас забота о добродетели есть нечто постоянное. Ибо кто преуспел в чем-либо высоком, например: в целомудрии, скромности, благочестии или в чем-то другом из возвышенных евангельских заповеданий, тот при возрастании в них имеет не мимолетное и не неустойчивое, но непоколебимое, длящееся всю жизнь удовлетворение.
Кто желает добродетели, тот приобретает то, чего
возжелал. Потому-блажен взалкавший целомудрия, ибо исполнится чистоты. А
насыщение ею производит не отвращение, но усиленное желание; и насыщение и
желание взаимно возрастают в равной степени. Ибо за желанием добродетели
следует приобретение желаемого, и приобретенное благо приносит в душу
непрекращающуюся радость. Таково свойство этого блага, что не только в
настоящем, но на все времена доставляет действительную радость. Преуспевающего
в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в
настоящем, и ожидание воздаяния, которое вижу не в чем ином, как в той же
добродетели, так как она и есть дело преуспевающего и дается как награда за
преуспеяние.
Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так
расцветает сердце при добрых делах.
Добродетель должна быть безкорыстна, если желает
быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро.
О добродетели знаем мы от апостола, что у нее один
предел совершенства - не иметь предела.
Но мы, которые удостоились "бани возрождения" (Тит.3:5), совершаем добрые дела не
ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты.
Мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а
оттого, что не хотим, и ясным доказательством этому служит то, что многие из
подобных нам по природе людей сияют добродетелями.
Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду.
Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот не говорит ничего лишнего.
Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и защищенным на всю жизнь, то представь, как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, малыми и великими, сделал Должником своим Бога.
Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить Господа; а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа тому, кто побудил их славить Его.
Облагодетельствованные (тобою) враги будут для тебя
сильными ходатаями на суде (Божием), и ты загладишь множество грехов.
Хорошо делать добро друзьям, еще лучше-всем
нуждающимся; но лучше всего-даже врагам. Первое исполняют и язычники,
второе-повинующиеся Божественному закону, а третье-ведущие образ жизни,
достойный неба.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при
многих добродетелях смиряется человек.
Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом,
чтобы не уснуть малопомалу в смерть или чтобы во время нашего сна враг не
посеял худых семян. Святитель Григорий Богослов
Сколько бы мы ни приумножали добродетель сегодня,
это служит лишь обличением нашего прежнего нерадения, а не поводом к получению
воздаяния. Преподобный Марк Подвижник
Как идущий со светильником светит тем, которые
вместе с ним, так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу.
Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он
голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня
оставлено исполнение правды.
Живые отличаются от мертвых не только тем, что
смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе.
Если они этого не исполняют, то... ничем не лучше мертвых.
Кто пропускает случай сделать добро, тот не только
лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему
нуждающегося, а он говорит: "Приходи после". Хотя он говорит
человеку, но это всеравно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго
человека, а отказавший ответит за себя.
Все добродетели связаны между собой, как звенья в
духовной цепи, и одна от другой зависят.
Блаженны миротворцы, которых Господь назвал сынами
Божиими. Они и "с ненавидящими мир"
бывают мирны (Пс.119:6). За то и Бог в них обитает: ибо в мире "жилище Его" (Пс.75:3).
Вершина добродетелей - любовь.
И какая из добродетелей достойна первенствовать
между плодами Духа, как не любовь, без которой прочие добродетели не считаются
добродетелями и от которой рождаются все блага? И в законе и Евангелии ей
предоставлено главенство: "Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением
твоим... и ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22:37,39; Втор.6:5).