Нам предстоит заново учиться жить

Нам предстоит заново учиться жить

«Лишив себя …духовных опор, мы превратились в человеческое стадо…
Опошлено и изгажено все, что можно… Дерзкое пустозвонство притворяется мудростью, похоть – любовью…»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

«Какое слово поставлю в начале моего плача? Какую первую мысль из печальных моих мыслей выражу словом?» – писал в 1847 году архимандрит (в будущем епископ Кавказский и Черноморский) Игнатий Брянчанинов…

«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа волны лжи и тьмы, — пророчествовал святитель. – Окружают, со всех сторон готовы поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть…»

Мы с вами, братия, свидетели того, как волны эти чуть было не погубили в пучине своей Отечество наше, соделав все возможное для превращения русского человека в бездумного, безликого раба вещей и денег, разрушительных страстей и низменных устремлений, бессовестных обманщиков и тщеславных властолюбцев.

Да и то сказать – миновало ли лихо? Гляжу вокруг – и думы горькие, безотрадные теснятся в уме, поражая сердце печалью и болью… Страна моя, Русь моя – что с тобою стало? «Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «Поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!..» Зову друзей моих, но они обманули меня… Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды…» (Плач Иер.1; 16, 19. 2; 16).

…Но не обилие скорбей, не число врагов, не тяготы предстоящей брани страшат меня, нет! Страшит меня, что на нелегком пути искреннего и глубокого воцерковления поджидает нас сегодня множество ловушек и препятствий. Вразуми нас, Господи, — сподоби найти слово сильное и властное, дабы убедить людей раскаяться в нерадении своем, оторваться от ядовитой мути современной бездуховности, лукавых лжедуховных подделок и припасть к живоносному церковному источнику веры истинной, спасительной. Православной!.. 

Глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не полностью утратили «образ здравых словес», то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие вполне благонамеренные люди просто не знают, не чувствуют – куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались?

Нам предстоит заново учиться жить. Учиться понимать самих себя и смотреть на мир, свергнув с души отвратительную коросту атеизма, «плюрализма», гордостного высокоумия, бездумного самолюбия, нелепой самоуверенности. Жизнь человеческая – ее смысл и течение – есть тайна Божия, хранимая в благодатных недрах Церкви Христовой, открывающаяся лишь благоговейному трудолюбивому искателю.

Начать ее постижение должно с того, чтобы в окружающем нас вихре событий и явлений, громогласных призывов и разнообразных влияний научиться отличать, истину от лжи – настоящую, спасительную духовность от неумелого подражания или злонамеренной подделки…

В этот вопрос пора внести ясность. Само понятие о духе – и производное от него понятие духовности – имеет древнее церковное происхождение. Светские ораторы и публицисты лишь заимствуют его для своих целей, забывая почему-то упоминать о первоисточнике. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая ее безмерно надо всякой земной тварью.

Совесть – вот первое осязательное проявление духовной жизни.

Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики – кто вложил к вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе нашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а проще сказать – святости, который влечет и манит нас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце наше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?

Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!

«Сообщив духу человека частичку Своего всеведения, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности, — говорит святитель Феофан, Затворник Вышенский, прославившийся высокой жизнью и благодатными дарованиями в конце прошлого века. – Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать, указав – властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызениями. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

Второе проявление духовной жизни есть свойственная нашему духу жажда Бога. Даже у людей неверующих выражается она в естественном стремлении ко всесовершенному благу. Взгляните вокруг, оглянитесь на историю человечества: ничто земное не может удовлетворить этой жажды! Безконечная череда сменяющихся поколений строит и разрушает, созидает, переделывает, обливаясь потом, слезами и кровью, и разрушает вновь – стремясь воплотить на земле недостижимый небесный идеал.

Нет в мире силы, способной погасить всеянную в человека искру духа, если мы сами не отречемся от своего высокого призвания. Сберечь ее и приумножить, так, чтобы в итоге запылал в сердце пламень чистой, всепобеждающей любви – вот в чем смысл жизни, цель нашего земного бытия. Ибо очистив себя таким образом, без труда войдет душа человеческая в рай сладости Божией, в Царствие Небесное – вечное, от сложения мира уготованное Господом для всех, ревнующих о добре и своем спасении.

В помощника и руководителя на этом пути духовного возрастания и совершенствования дана человеку свыше Святая Церковь Православная.

В нашем осуетившемся сознании понятия о духовных сокровищах Церкви почти не сохранились. Искореженный «менталитет» русского человека конца 20-го столетия замусорен и поврежден – стыдно сказать – «идеалами» общества потребления, «общечеловеческими ценностями», парламентским жаргоном и неестественными ужимками «звезд голубого экрана»! Опошлено и изгажено все, что можно… Дерзкое пустозвонство притворяется мудростью, похоть – любовью…

Наша безумная жизнь низвела имена …добродетелей до уровня чуть ли не бранных слов, сделав их в сознании многих людей принадлежностями старомодной жеманности или синонимами безволия, бессилия и жалкого соглашательства.

Не мудрено, что, лишив себя таких духовных опор, мы превратились в человеческое стадо, жалкое и своем религиозно-нравственном скудоумии и одновременно страшное дикостью и свирепостью нравов.

Дивно то, что, пребывая в этом состоянии, мы, похоже, не чувствуем никакой нужды в покаянии – даже не понимаем, что это единственный путь к вере и жизни, единственное средство начать процесс духовного возрождения.

Прислушайтесь, люди!

Покаяние есть величайший дар Бога человеку – второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными – становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения.

…Покаяться – значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя» (Лк.15, 17). Это значит увидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, осознать его, возненавидеть, а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своего существа. Утратив понимание об истинной духовности, мы потеряли и здравое понятие об этом благе.

Плод покаяния – исправление, перемена жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силами души и тела. Кто кается и сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попирая милосердие Божие. «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», — говорит св. Иоанн Златоуст.





                                    Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)    

Написать комментарий