Память преподобных Андроника и Саввы Московских

Память преподобных Андроника и Саввы Московских

Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва[1]. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца.
В 1356 году святитель Алексий был в Царьграде[2]. На обратном пути его настигло бедствие. На Черном море поднялась страшная буря: волны катались, как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в страшной пучине. Все, бывшие с митрополитом, отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно; он дал обет соорудить храм во имя того святого, которого память будут праздновать в день высадки пловцов на берег. Господь услышал молитву святителя: настала тишина, и корабль благополучно пристал к берегу 16 августа. Итак, святитель стал теперь должником Всемилостивому Спасителю. Скопившиеся в его отсутствие дела по управлению Церковью замедлили исполнение сего обета.
Прошло пять лет. Митрополит нередко посещал своего пустынного друга, преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. В одно из таких посещений святитель сказал игумену:
— Возлюбленный! Хочу просить у тебя одного благодеяния и надеюсь, что твоя любовь не откажет мне в этом.
— Мы все готовы служить твоей святыне, — смиренно отвечал Сергий, — ничто тебе не возбранено в моей обители.
— Хочу, — продолжал митрополит, — исполнить мое давнее обещание — построить монастырь в честь Нерукотворенной иконы Спасителя.
И святитель рассказал о том, что было с ним на Черном море.
— Доброе дело затеял ты, — сказал пустынножитель, — помоги тебе Господь выполнить его! А чего потребуешь от сына твоего — все готово для тебя.
— Уступи же мне своего возлюбленного Андроника в настоятели для этой обители, — сказал тогда митрополит.
— Твоя воля, — отвечал Сергий.
Святитель, наделив обитель Пресвятой Троицы милостыней, тогда же взял с собой в Москву преподобного Андроника.
  Место было избрано в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе, то самое, на котором князь Всеволод Юрьевич встретил полчища Батыя кровопролитным боем. Сам преподобный Сергий приходил благословить это место. В 1361 году обитель была окончена строением. Великий старец не раз приходил сюда к любимому своему ученику и подкреплял его в подвиге своими беседами. Однажды великий подвижник зашел сюда поклониться образу Спаса[3] пред отправлением в дальний путь, в Нижний Новгород (в 1365 году), и при прощании долго беседовал с Андроником. Впоследствии на месте их разлуки поставлена часовня. Это на пути во Владимир.
Точно так же после того святитель Алексий и великий князь Димитрий останавливались в обители Андроника пред иконой Спасителя, когда святитель в 1371 году провожал великого князя до Оки, на пути его к хану. В обители преподобного Андроника, при самом ее открытии, установлено было и общежитие. Духовная жизнь процветала здесь под надзором святого ученика Сергиева. Здесь воспитались его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил[4], которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой лавре. И поныне стоит на правой стороне царских врат Троицкого собора чудотворная икона Пресвятой Троицы, написанная Андреем.
Преподобный Иосиф Волоколамский[5] говорит об этих святых иконописцах, что «они отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати. В самый праздник Светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство»[6]. Оба блаженные иконописца умерли около 1430 года.
После сорокалетнего настоятельства преподобный Андроник скончался 13 июня 1395 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. Драгоценная икона Спаса на убрусе поставлена в иконостасе этой церкви.
Преемник Андроника, Савва, по отзыву Пахомия Логофета[7] (знавшего лично современных блаженному Савве старцев), «великий в добродетелях», скончался между 1410-1420 годами. Мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника. Самая память обоих святых совершается в один день, 13 июня.
Прим.
1 Преподобный Андроник был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.
2 Святой Алексий занимал митрополичью кафедру в Москве от 1354 до 1378 г.
3 Этот образ Спаса Нерукотворенного был принесен Святителем Алексием из Царьграда.
4 Даниил Черный и Андрей Рублев — иноки Московского Андроникова монастыря — были знаменитыми иконописцами того времени. Иконы, писанные ими, пользуются большой известностью и до нашего времени. Из числа сохранившихся образцов их кисти особенно замечательна храмовая икона в Троицком соборе Сергиевой лавры. Память преподобного Андрея Рублева 4/17 июля.
5 Преподобный Иосиф Волоколамский, родившийся в 1440 г., постриженник преподобного Пафнутия Боровского, 18 лет бывший его учеником, в 1479 г. основал свой монастырь Успенский в 18 верстах от города Волоколамска и дал сему монастырю строгий общежительный устав. Известен преподобный Иосиф как писатель, горячо обличавший ересь жидовствующих и защищавший права общежительных монастырей на владение населенными землями. Скончался 9 сентября 1516 г. Память 9/22 сентября и 18/31 октября.
6 Духовная грамота преподобного Иосифа, гл 10.
7 Пахомий был родом серб, инок Афонской горы, появился в Москве около 1440 г., двадцать лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг; около 1470 г. архиепископ Новгородский Иона вызывал его к себе для составления житий новгородских святых.

 Троицкий патерик 

Написать комментарий