Память сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов

Память сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.

После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361–363). Наступило еще более трудное время – началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363–364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия – святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364–378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий – в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.

Святые мученики Зинон и Зина жили в городе Филадельфия (Аравия), которую в древности называли Еманом. Преосвященный же Филарет объяснял, что эту местность была северной частью Переи или Заиорданской страны в Палестине, носившую название Декаполь.

Зина был верным слугою Зинона, истинным христианином. Его самым горячим желанием было принять страдания за веру во Христа.

Во время правления игемона Максимиана, святый Зинон продал все свое имущество, а вырученные деньги бедным; рабов своих он отпустил на свободу. Когда до Зинона дошло известие, что игемон оказывает великую честь идолам, то он пришел со своим слугой к правителю. Зина отказался покинуть господина и последовал вслед за ним. Явившись ко двору игемона, Зинон сам увидел, что тот действительно очень заботится о почитании ложных богов и сам усердно предается служению идолам, и обличил его в этом.

Разъяренный Максимиан тот час велел бить святого ремнями из воловьей кожи. В то время, когда мученика истязали, Зинон вытянул руку и что было силы ударил локтем в стену идольского храма. С Божией помощью святой своим ударом разрушил и уничтожил языческий храм. За содеянное Зинона сперва повесили и без милосердия стали строгать ножами его тело его, а полученные раны натирать уксусом и солью, а потом четырьмя клиньями забили в колодку ноги его.

Узнав о мучениях своего господина, на место истязания пришел его слуга Зина и стал умолять святого Зинона не прогонять его, а дать возможность остаться с господином и перетерпеть мучения за Христа. Узнав об этом, игемон велел и Зине забить в колодку ноги.

Через некоторое время, оба святые мученика были приведены к игемону. Жестокий Максимиан велел им отречься от Христа, но когда увидел , что мученики тверды в своей вере, то предал их жестокому избиению, причем святому Зинону обожгли кроме того раскаленными железными прутьями грудь и ту часть ее, где находится сердце. Затем святых повесили на дерево, а к ногам их привязали тяжелые камни и огнем сожгли им мышцы, а затем бросили в яму с огнем и стали лить на огонь масло, но так как святые мученики чудесным образом остались невредимыми и даже не опаленными огнем, то им, наконец, отсекли мечом головы.

Написать комментарий