FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(10-07-2017, 00:07)

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»Учение о спасении по письмам старца Амвросия. Оптинский старец Амвросий воистину был одним из глубочайших знатоков душ человеческих, опытным врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем идущим по пути ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину духовной жизни человека, указывают ему высшую цель – Царство Небесное и пути достижения его.

В письмах преподобного Амвросия каждое слово направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к нему. Спасение души есть не что иное, как очищение её от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувств, подготовление её к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия.

Безконечно разнообразны характеры людей и условия их жизни, но, по мысли старца Амвросия, ни место, ни окружающая обстановка не могут повредить христианину в деле спасения, если он сам будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу. «...Во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие,– пишет старец Амвросий,– и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасёмся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не помогут. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни»[1].

   Человек – свободное существо; по собственному произволению он может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла. «...Насильно никого не приведёшь ко спасению...,– пишет старец. – Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет...»

   Иеросхимонах Амвросий, указывая на необходимость усилий со стороны человека в деле спасения, основное значение в этом деле придавал действию Божественной благодати. Так, в письме к одной духовной дочери он говорит: «Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются... без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на земле есть ещё и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий»[2]. Старец указывал, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. «Дело нашего спасения,– пишет он,– зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу; тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному; «без Мене не можете творити ничесоже»[3].

   В своих многочисленных поздравительных письмах старец часто раскрывал спасительный смысл пришествия в мир Господа Иисуса Христа, Его страданий и воскресения. «Творец видимого и невидимого мира,– пишет он в одном письме,– на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу Отцу вольными страданиями и крестной смертью»[4]. Поэтому тот, кто стремится к спасению, по словам старца Амвросия, должен веровать и надеяться, что получит «прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшего призвать грешников на покаяние»[5].

   Несомненно, что человек, стремящийся к спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. В одном из писем оптинский старец пишет, что вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви невозможно спасение[6].

   Преподобный Амвросий, руководя своих пасомых на пути к спасению, неизменно указывал на исполнение заповедей Христовых как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. «На исполнение заповедей Божиих,– пишет старец,– должно понуждать себя и вопреки нехотению, так как в Евангелии сказано: нудится Царствие Божие и нуждницы восхищают е»[7]. При этом он учил, что «цель... православных, при исполнении заповедей Божиих,– видеть свои недостатки, познавать свою немощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину»[8].

   Из жизненного опыта старец Амвросий знал, что многие из ищущих спасения желали бы обрести его, но только безболезненным путём. Раскрывая в своих письмах такое ложное представление о безболезненном пути ко спасению, он писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный; а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч», дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых. Вообще, спасение наше, по слову Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих»[9]. «Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо,– пишет старец в другом письме,– тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную»[10]. И наоборот, те, которые желают в земной жизни жить радостно, подобно евангельскому богачу, не заботясь о своём спасении, по словам старца, «будут отосланы в муку»[11], «а небо – для вечного блаженства достойных и непротивящихся слову Божию и покаявшихся»[12].

   Как на образец ревности, молитвенного подвига и безропотного перенесения искушений на пути к Царству Небесному преподобный Амвросий указывает на святых. «И о прежних святых пишется,– говорит он,– что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись»[13].

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие


[1] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2-е изд. Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908, ч. 1, с. 41.

[2] Письма к монашествующим, вып. 2, с. 85.

[3]Там же, вып. 1, с. 3.

[4]Письма к монашествующим, вып. 2, с. 30.

[5]Там же, вып. 2, с. 112.

[6]Письма к мирским, ч. 1, с. 220.

[7]Там же, с. 11.

[8]Там же, с. 90.

[9]Письма к монашествующим, вып. 1, с. 30

[10]Там же, вып. 2, с. 32.

[11]Там же, с. 108.

[12]Там же, вып. I, с. 55.

[13]Там же, с. 165.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Создание «цифрового государства» как фабрики по обработке данных17 января 2018 года на Гайдаровском форуме прошла громкая дискуссия «Современные вызовы государственного управления». Выступавшие обсудили, как в современном мире должна измениться модель государственного управления, какие ресурсы нужно задействовать и как должны трансформироваться системы отбора и развития государственных служащих. В «цифровую эпоху» построение государства как платформы - фабрики обработки данных...

7 ожидаемых событий 2018 годаВ наступившем году ожидается целый ряд важных событий. Хотя их результаты сегодня неизвестны, их влияние на будущее России может быть самым серьёзным с долгосрочными последствиями, уходящими далеко за 2018 год. Все события рассмотрены только из числа тех, которые уже запланированы и ожидаются «по расписанию». Все они перечислены в хронологическом порядке, а не согласно их значимости.

Чью волю выполняет депутат Аксаков, предложивший пронумеровать население?В Государственной Думе РФ предлагают растоптать конституционные права и свободы граждан России и покончить с государственным суверенитетом страны. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе заседания нижней палаты парламента заявил о необходимости присвоения людям единого идентификационного номера с момента рождения...

К годовщине встречи в Гаване: 12 февраля в Вене состоится конференцияОтношения между Русской Православной Церкви и "святым" престолом перешли на новый уровень. Об этом рассказал сотрудник папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, передает Благовест-инфо. Он отметил важность встречи папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе в 2016 году - встречи. которая породила в Русской Православной Церкви расколы и разделения. Основным событием 2017 года, по его мнению, стало принесение католиками...

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Январь 2018 (99)
Декабрь 2017 (155)
Ноябрь 2017 (150)
Октябрь 2017 (155)
Сентябрь 2017 (150)
Август 2017 (155)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

РПЦ про Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда, комментируя сравнение президентом РФ Владимиром Путиным коммунизма с христианством, а тела Владимира Ленина в мавзолее с мощами святых, заявил, что это "подмена понятий", которая для людей верующих очевидна. По его словам, многие ритуалы советской идеологии, включая отношение к телу Ленина, преследовали собой цель заменить христианское почитание святых, и советская власть приспособила под свою идеологию "то, что человечество уже давно изобрело". 

А. Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю»Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, выступая на телеканале «Спас», заявил, что понятие «модернизация» – это часть политической технологии, с помощью которого и Церкви, и всей стране пытаются навязать роль вечного «догоняющего». «Ежегодно в январе вспыхивают разговоры о том, что празднование Рождества Христова необходимо перенести на 25 декабря. Я сторонник "старого стиля” и считаю, что России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет», – заявил А. Щипков.

На Украине готовятся к искоренению канонического ПравославияНа Украине появился детальный план создания так называемой поместной православной церкви за счет дискриминации канонического Православия в лице Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На настоящий момент в Верховной раде зарегистрированы три законопроекта, один из которых предлагает отобрать название у УПЦ, другой — легализовать отъем храмов, а третий — согласовывать с нынешней условной украинской властью назначение церковных иерархов. Ни один из этих законопроектов до сих пор не отозван. Во время своего обращения к парламенту Порошенко..

© Русь-Фронт
Православие в России