Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(10-07-2017, 00:07)

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»Учение о спасении по письмам старца Амвросия. Оптинский старец Амвросий воистину был одним из глубочайших знатоков душ человеческих, опытным врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем идущим по пути ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину духовной жизни человека, указывают ему высшую цель – Царство Небесное и пути достижения его.

В письмах преподобного Амвросия каждое слово направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к нему. Спасение души есть не что иное, как очищение её от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувств, подготовление её к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия.

Безконечно разнообразны характеры людей и условия их жизни, но, по мысли старца Амвросия, ни место, ни окружающая обстановка не могут повредить христианину в деле спасения, если он сам будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу. «...Во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие,– пишет старец Амвросий,– и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасёмся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не помогут. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни»[1].

   Человек – свободное существо; по собственному произволению он может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла. «...Насильно никого не приведёшь ко спасению...,– пишет старец. – Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет...»

   Иеросхимонах Амвросий, указывая на необходимость усилий со стороны человека в деле спасения, основное значение в этом деле придавал действию Божественной благодати. Так, в письме к одной духовной дочери он говорит: «Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются... без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на земле есть ещё и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий»[2]. Старец указывал, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. «Дело нашего спасения,– пишет он,– зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу; тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному; «без Мене не можете творити ничесоже»[3].

   В своих многочисленных поздравительных письмах старец часто раскрывал спасительный смысл пришествия в мир Господа Иисуса Христа, Его страданий и воскресения. «Творец видимого и невидимого мира,– пишет он в одном письме,– на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу Отцу вольными страданиями и крестной смертью»[4]. Поэтому тот, кто стремится к спасению, по словам старца Амвросия, должен веровать и надеяться, что получит «прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшего призвать грешников на покаяние»[5].

   Несомненно, что человек, стремящийся к спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. В одном из писем оптинский старец пишет, что вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви невозможно спасение[6].

   Преподобный Амвросий, руководя своих пасомых на пути к спасению, неизменно указывал на исполнение заповедей Христовых как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. «На исполнение заповедей Божиих,– пишет старец,– должно понуждать себя и вопреки нехотению, так как в Евангелии сказано: нудится Царствие Божие и нуждницы восхищают е»[7]. При этом он учил, что «цель... православных, при исполнении заповедей Божиих,– видеть свои недостатки, познавать свою немощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину»[8].

   Из жизненного опыта старец Амвросий знал, что многие из ищущих спасения желали бы обрести его, но только безболезненным путём. Раскрывая в своих письмах такое ложное представление о безболезненном пути ко спасению, он писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный; а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч», дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых. Вообще, спасение наше, по слову Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих»[9]. «Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо,– пишет старец в другом письме,– тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную»[10]. И наоборот, те, которые желают в земной жизни жить радостно, подобно евангельскому богачу, не заботясь о своём спасении, по словам старца, «будут отосланы в муку»[11], «а небо – для вечного блаженства достойных и непротивящихся слову Божию и покаявшихся»[12].

   Как на образец ревности, молитвенного подвига и безропотного перенесения искушений на пути к Царству Небесному преподобный Амвросий указывает на святых. «И о прежних святых пишется,– говорит он,– что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись»[13].

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие


[1] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2-е изд. Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908, ч. 1, с. 41.

[2] Письма к монашествующим, вып. 2, с. 85.

[3]Там же, вып. 1, с. 3.

[4]Письма к монашествующим, вып. 2, с. 30.

[5]Там же, вып. 2, с. 112.

[6]Письма к мирским, ч. 1, с. 220.

[7]Там же, с. 11.

[8]Там же, с. 90.

[9]Письма к монашествующим, вып. 1, с. 30

[10]Там же, вып. 2, с. 32.

[11]Там же, с. 108.

[12]Там же, вып. I, с. 55.

[13]Там же, с. 165.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


В. Катасонов: Санкции США на руку РоссииХристос Воскресе! Мы, православные люди, празднуем величайший в году праздник – Пасху, или Воскресение Христово. Вся неделя, следующая за Пасхальным Воскресением, называется «светлой седмицей». И вот российские СМИ в светлый понедельник огорошивают нас новостью, сообщая, что он, понедельник, на самом деле «черный». Наступил вторник, его также назвали «черным». Затем последовала такая же «черная» среда… Откуда взялся черный цвет? 

Вооруженные силы России приводятся в полную боевую готовностьПо имеющейся информации, объявлена внезапная тревога по всем подразделениям Сухопутных войск, Военно-космических сил и войскам ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. 8-9 апреля большое количество военных кораблей выведено в море. В рамках проведения учебных маневров вышли в море для выполнения поставленных задач и ракетные корабли Черноморского флота. Наблюдается движение боевой техники, включая системы тактического и оперативного развертывания, практически по всей стране. 

Об артистах, с презрением говорящих о русском народе: Их идеология - презрение к русской культуре и ненависть к Православной Церкви«Звездная болезнь» среди кумиров российской публики, похоже, приобретает характер эпидемии. Не успел утихнуть шум вокруг презрительной реплики в отношении русского народа, которую бросил актер Алексей Серебряков, заявивший, будто в России «национальной идеей являются сила, наглость и хамство», как вдруг – новый скандал. «Хамами и ненавистниками» назвал российских зрителей тот, от кого таких слов уж никак нельзя было ожидать – один из наиболее популярных сегодня актеров Данила Козловский.

Что празднуем, или А где же Христос?В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные слова, и вроде обязанность выполнил – не забыл, поздравил. А вот какой смысл картинок, люди не задумываются, главное, чтобы была красивая заставка. За неделю перед Пасхой всех поздравят с «Вербным воскресеньем», потом с «Чистым четвергом», летом будут поздравлять с «медовым», «яблочным» и «ореховым» Спасом. А если вчитаться в пожелания?

Календарь

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Апрель 2018 (127)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Декабрь 2017 (155)
Ноябрь 2017 (150)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Верным чадам Церкви Христовой, держащимся Православного календаря и преданий Святой кафолической ЦерквиНами получены скорбные вести о том, сколь жестокие гонения претерпевают твердо держащиеся преданий Святой Церкви Православной от лжебратии, дерзающей под защитой гражданской власти попирать Божественные законы и глумиться над ними. Выдавая себя за мудрецов и просветителей, эти волки в овечьей одежде дерзнули, поправ страх Божий, взяться за исправление законов Церкви Христовой; ослепленные дымным дмением мира сего, они почитают себя превыше Апостолов и Святых Отцов Церкви, устами коих вещал Сам Господь. Но обуил Бог всю мудрость их. Они даже не знают, о чем говорят, и не разумеют того, что хотят исправлять. И за реформу календаря взялись они, не ведая, что творят. 

Достойный ответ киевскому режиму: Заявление ОВЦС УПЦ по поводу обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею об автокефалииЗаявление Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви по поводу обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». 19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины Постановлением № 8284 поддержала обращение Президента Украины П. А. Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». В связи с этим, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Отдел внешних церковных связей УПЦ обращает внимание на следующее. 

В Неделю святых жен-мироносиц: любовь побеждает страхСегодня, в третье воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование памяти святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это особое празднование, потому что здесь прославляется сила Божия. Сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор.12:9). И благодать Божия действует вопреки человеческой логике и рассуждению. Здесь, на земле, мы обычно рассуждаем так: раз человек святой жизни, значит, у него благодать. Всё это верно. Однако Святое Писание говорит: Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). А как тогда понять эти слова?

© Русь-Фронт
Православие в России