Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(10-07-2017, 00:07)

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»

«Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч»Учение о спасении по письмам старца Амвросия. Оптинский старец Амвросий воистину был одним из глубочайших знатоков душ человеческих, опытным врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем идущим по пути ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину духовной жизни человека, указывают ему высшую цель – Царство Небесное и пути достижения его.

В письмах преподобного Амвросия каждое слово направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к нему. Спасение души есть не что иное, как очищение её от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувств, подготовление её к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия.

Безконечно разнообразны характеры людей и условия их жизни, но, по мысли старца Амвросия, ни место, ни окружающая обстановка не могут повредить христианину в деле спасения, если он сам будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу. «...Во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие,– пишет старец Амвросий,– и это происходит от нашего произволения. Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасёмся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не помогут. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни»[1].

   Человек – свободное существо; по собственному произволению он может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла. «...Насильно никого не приведёшь ко спасению...,– пишет старец. – Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет...»

   Иеросхимонах Амвросий, указывая на необходимость усилий со стороны человека в деле спасения, основное значение в этом деле придавал действию Божественной благодати. Так, в письме к одной духовной дочери он говорит: «Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются... без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на земле есть ещё и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий»[2]. Старец указывал, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. «Дело нашего спасения,– пишет он,– зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу; тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному; «без Мене не можете творити ничесоже»[3].

   В своих многочисленных поздравительных письмах старец часто раскрывал спасительный смысл пришествия в мир Господа Иисуса Христа, Его страданий и воскресения. «Творец видимого и невидимого мира,– пишет он в одном письме,– на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу Отцу вольными страданиями и крестной смертью»[4]. Поэтому тот, кто стремится к спасению, по словам старца Амвросия, должен веровать и надеяться, что получит «прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшего призвать грешников на покаяние»[5].

   Несомненно, что человек, стремящийся к спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. В одном из писем оптинский старец пишет, что вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви невозможно спасение[6].

   Преподобный Амвросий, руководя своих пасомых на пути к спасению, неизменно указывал на исполнение заповедей Христовых как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. «На исполнение заповедей Божиих,– пишет старец,– должно понуждать себя и вопреки нехотению, так как в Евангелии сказано: нудится Царствие Божие и нуждницы восхищают е»[7]. При этом он учил, что «цель... православных, при исполнении заповедей Божиих,– видеть свои недостатки, познавать свою немощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину»[8].

   Из жизненного опыта старец Амвросий знал, что многие из ищущих спасения желали бы обрести его, но только безболезненным путём. Раскрывая в своих письмах такое ложное представление о безболезненном пути ко спасению, он писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный; а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч», дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых. Вообще, спасение наше, по слову Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих»[9]. «Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо,– пишет старец в другом письме,– тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную»[10]. И наоборот, те, которые желают в земной жизни жить радостно, подобно евангельскому богачу, не заботясь о своём спасении, по словам старца, «будут отосланы в муку»[11], «а небо – для вечного блаженства достойных и непротивящихся слову Божию и покаявшихся»[12].

   Как на образец ревности, молитвенного подвига и безропотного перенесения искушений на пути к Царству Небесному преподобный Амвросий указывает на святых. «И о прежних святых пишется,– говорит он,– что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись»[13].

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие


[1] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2-е изд. Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908, ч. 1, с. 41.

[2] Письма к монашествующим, вып. 2, с. 85.

[3]Там же, вып. 1, с. 3.

[4]Письма к монашествующим, вып. 2, с. 30.

[5]Там же, вып. 2, с. 112.

[6]Письма к мирским, ч. 1, с. 220.

[7]Там же, с. 11.

[8]Там же, с. 90.

[9]Письма к монашествующим, вып. 1, с. 30

[10]Там же, вып. 2, с. 32.

[11]Там же, с. 108.

[12]Там же, вып. I, с. 55.

[13]Там же, с. 165.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


ЕСПЧ присудил Pussy Riot компенсацию по делу о Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить компенсацию трем участницам Pussy Riot по делу о кощунственной акции в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года. То есть за открыто высказанное пренебрежение к России, ее святыням и вере и весьма мягкие, даже вынужденные ответные меры, принятые в связи с этим, ЕСПЧ решил компенсировать ущерб не пострадавшей стороне, а самим провокаторам, устроившим эту кощунственную акцию. 

Сенсационная утечка персональных данных в «Сбербанке»Конфиденциальные данные 110 миллионов граждан России оказались в зоне уязвимости.  Всего 10 дней назад в Москве прошел Международный конгресс по кибербезопасности с участием известных специалистов ведущих мировых IT-корпораций. Организатором этого представительного форума выступил «Сбербанк», а председатель его правления Герман Оскарович Греф был одним из самых активнейших участников. 

Царские останки или величайший подлог: О том, что подтверждена «подлинность» останков Царской СемьиСледственный комитет РФ, в лице своего официального представителя Светланы Петренко, накануне 100-летия убийства Царственных Страстотерпцев Государя Николая Александровича и Его Семьи, опубликовал на своём сайте сообщение под названием «В Следственном комитете Российской Федерации продолжается расследование уголовного дела об убийстве членов Российского Императорского дома в 1918 году». 

Скоро это коснется каждого: о цифровой экономике и тотальном контролеСегодня мало кто понимает суть происходящего в России. Футбол и пенсионные проблемы отрывают умы людей от процессов, которые носят поистине революционный характер. Прежде всего, это внедрение так называемой «цифровой экономики». Пагубность этого явления люди еще до конца не осознали, в том числе и сами строители «нового дивного цифрового» мира. Новые цифровые технологии несут угрозу не только каждому отдельному гражданину, но и самому государству...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (88)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Впечатления от Екатеринбургского крестного хода в 100-летие убиения Царской СемьиНа Ганину Яму в столетие Русской Голгофы прошел стотысячный Крестный ход. Русь Святая во главе со святым Царем Мучеником Николаем. Русь Святая собирается на Урале. У Царской Голгофы. Здесь Белгород и Тобольск, Томск и Москва, Питер и Владивосток… Здесь Киев и Русь Киевская. Молитвенницы в беленьких платочках из самого Киева приехали. Иконки дарили с образом Матери Божией «Призри на смирение» и Собором Киево-Печерских святых… Невиданная мощь духовная – необозримый строй православных с молитвой идет по ночным улицам Екатеринбурга. По дороге, которой вывозили святые тела Царственных Мучеников. Крестный ход по этой дороге на Ганину Яму в Екатеринбурге. 

Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформВ ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, был рассмотрен вопрос о замещении должности ректора Московских духовных школ. Новым ректором Московской Духовной академии и семинарии назначен архиепископ Петергофский Амвросий, который освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию выражена благодарность. Преосвященному Амвросию...

Цареубийство не закончилось: к 100-летию предательства Царской СемьиЦареубийство не закончилось, оно продолжается каждый день в именах цареубийц на наших улицах, в памятниках палачам и их возвеличивании, в Матильдах, карикатурах и пасквилях! В алтаре России лежит икона антихриста-Ленина. Цареубийство не закончилось. Обезглавив Царя, каббалисты обезглавили русский народ и сегодня наш народ продолжает вымирать, русские деревни стали призраками, русская идея под запретом, младенцы умирают в абортах, русские дети все глупее под нерусским образованием. Само слово «русский», которым так гордились и возвеличивали наши предки стало экстремизмом. Цареубийство не закончилось. Вместо Царского престола...

© Русь-Фронт
Православие в России