Святая чисто человеческая любовь Иоакима и Анны

Святая чисто человеческая любовь Иоакима и Анны

Навстречу восходящему солнцу Евангелия поднимается вся та светлая радость жизни, какая есть в человеке. При свете этих весенних лучей окрыляется и получает благословение свыше самая человеческая любовь. Иконописец не только знает этот чистый подъем земной любви, он воспевает ему радостные гимны. Это — не ночное соловьиное пение, а солнечный гимн жаворонка с его подъемом в темно-синюю высь. На пороге евангельского откровения, в самом преддверии Нового Завета помещается эта прославленная иконописцем святая, но тем не менее чисто человеческая любовь Иоакима и Анны.

В Богородичных иконах с житием мы находим вокруг главной иконы ряд маленьких изображений, где воспроизводится ряд стадий этой любви. Особенно художественны эти воспроизведения в замечательной иконе новгородского письма XVI века «Введение во храм с житием» (в московской коллекции А. В. Морозова). Здесь в первом изображении мы видим, как первосвященник изгоняет из храма Иоакима и Анну за безплодие. В последующих двух изображениях они оба тоскуют порознь — он в пустыне, а она в лесу: там птицы, вьющие гнезда на древесных ветвях, напоминают ей то самое, о чем она печалится. Но это одиночество в страдании в лесу, как и в пустыне, облегчается видением ангела-утешителя, возвещающего грядущую радость.

Потом эта радость сбывается в зачатии пресвятой Богородицы. Замечательно, что наше иконописное искусство, всегда глубоко символическое, когда приходится изображать потустороннее, проникается каким-то своеобразным священным реализмом в изображении этой сбывающейся в посюсторонней любви радости. На первом плане мы видим Иоакима и Анну, которые целуются; в некоторых иконах за ними изображается на втором плане двухспальное ложе; а возвышающийся над ложем храм освящает эту супружескую радость своим благословением. Иконописец трогательными чертами подчеркивает голубиный характер этой любви.

В двух старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества пресв. Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца, и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. А домашние птицы — гусь и утка, украшающие ту же картину домашнего очага, сообщают ей уютный характер законченной идиллии. Как бы ни было прекрасно и светло это проявление земной любви, — все-таки оно не доводит до предельной высоты солнечного откровения. За подъемом тут неизбежно следует спуск; как бы высоко ни поднимался в небесную синеву этот весенний жаворонок, все же до встречи с солнцем ему далеко; стремительно поднявшись, он вскоре неизбежно ниспадает на землю — клевать зерно и растить птенцов для нового полета и подъема, который опять не доведет до цели.

Чтобы освободить земной мир от плена и поднять его до неба, приходится порвать эту пленительную цепь подъемов и спусков. От земной любви требуется величайшая из жертв: она должна сама себя принести в жертву. Вот почему в нашей иконописи прекрасная идиллия земного посюстороннего счастья не переходит грани между Новым и Ветхим Заветом. Это — как бы пограничное явление — лирическое вступление к последующей новозаветной драме. Самый подъем земной любви навстречу запредельному откровению здесь неизбежно готовит трагическое ее столкновение с иною, высшею любовью: ибо эта высшая любовь в своем роде так же исключительна, как и земная любовь: она тоже хочет владеть человеком всецело, без остатка.  Память святых Иоакима и Анны  отмечается 22 сентября.

Источник: «Два мира в древнерусской иконописи». Евгений Трубецкой М, 1916.

Празднование Иоакима и Анны – 7 августа, 22 сентября, 22 декабря по новому стилю

….Святая Анна была необычайно светлым существом, добрым ангелом. Таинственно зачала она Пресвятую Деву и находилась в уникальных обстоятельствах. Не будучи девственницей, она достигла ступени непорочности скорбями, поношениями за бесплодие и по благословению свыше стала матерью Самой Богородицы.

Дева Мария была даже внешне очень похожа на свою мать, хотя глаза Ее напоминали Ее отца Иоакима. Пресвятая Дева заимствовала смиренный, послушный, кроткий и премудрый нрав от Анны, ее любовь к Церкви, веру и трепет перед святыней Божией. Господь не видел Свою бабушку воочию, но (согласно откровениям боговидцев — св-к И.) часто с улыбкой говорил Божией Матери, как Она, должно быть, похожа на Его бабушку…

Образы святого Иоакима и праведной Анны ценны тем, что через них продолжает освящаться отечество и материнство престарелых (во втором поколении). Институт бабушек и дедушек предан забвению. Между тем дедушка и бабушка обладают особой миссией…

Спаситель наш часто просил Богородицу рассказать о праведной Анне и об Иоакиме. Как Он любил внимать Ее рассказам об Анне, бабушке Своей! Анне был открыт дар Непорочного Зачатия Спасителя. Она его предвидела и благословила…

Родители олицетворяют мир, в который пришел ребенок, а дедушка и бабушка олицетворяют предков или даже весь адамов род. И Спаситель не случайно интересовался жизнью праведной Анны и Иоакима. Пресвятая Дева для Него была как бы сошедшей с неба и предуготованной как Лоно, а Иоаким и Анна — олицетворяли род адамов, который Он пришел искупить… Через святую Анну и праведного Иоакима перешло к нам Благословенное начало, которое явилось как бы мостом между древним Израилем и новым христианским человечеством, родившимся через Матерь Церкви, Пресвятую Деву, и Господа.

Если Господь любил слушать рассказы о Своих ближних, как нам не испросить Пресвятую Деву, Летописицу Церкви, рассказать нам о Своей матери… Богоматери было отчасти даже тяжело говорить о Своей праведной матери. Она бесконечно любила и Своего отца Иоакима и мучительно переживала Свое раннее сиротство. Пресвятая Дева была окружена добрейшими мужами и женами. Трудно представить более мудрого и смиренного человека, чем отец Ее Иоаким, подаривший столько доброты, облекший Ее в молитвенный покров своего отеческого сердца-лона. Трудно представить более святого и доброго покровителя Пресвятой Девы, чем Иосиф Обручник, и более рыцарского и великодушного защитника Своей Матери, чем Господь. Наша царственная Госпожа сподобилась общения самых прекрасных мужей на свете. Иоаким был одним из них, и Спаситель часто просил Пресвятую Деву рассказать о Ее детстве, особенно интересовался подробностями из жизни Анны и Иоакима.

Праведная мать Пресвятой Девы, богородительница Анна, любила Священное Писание и любовь к нему привила Пресвятой Деве. Богоотроковица просила читать вслух Священное Писание уже в возрасте одного года. И как только Марии исполнился один год, праведная Анна начала вместе с Ней чтение Священного Писания. И Божия Матерь не могла остановиться, говоря о Боге, только о Боге: «Мамочка, я хочу слушать только о Боженьке». И слушала исключительно все рассказы, внимая и задавая столь сложные и удивительные вопросы, что они приводили в недоумение праведную Анну.

Анна поражалась премудрости Божией, бывшей на Отроковице. Мария изрекала порой столь глубокомысленные речения и столь непостижимо для человеческого ума комментировала Священное Писание, а иногда и дополняла его образами и лицами, сокрытыми в нем, что Иоаким и Анна приходили в неописуемый восторг, говоря: «Какого ребенка послал нам Господь!..» Поскольку он был рожден непорочным, себе они ничего не приписывали и называли Ее: «Невеста Израилева — истинно Премудрость Божия. И как прекрасно Царство, если из него явился нам такой цветок!..», — говорили они.

Анна смотрела на Марию взглядом полным изумительного умиления. Ее взор был полон неземного умиления. Она смотрела на Пресвятую Деву, как на небесный цветок, упавший из Царствия и видела в Ней воплощенного ангела. Пресвятая Дева говорила Господу, что никогда, ни у одного земного существа не видела подобного взгляда и унаследовала его от Анны. Взгляд, который ласкал сердце нашего скорбного Богомладенца, был заимствован от богородительницы Анны. Пресвятая Дева в духе часто видела праведную Анну с Богомладенцем на руках. Это ли не удивительно!..

Божия Матерь часто, будучи послушницей, живущей в иерусалимской келье, призывала на помощь праведную Анну, и Анна всегда находилась при Ней. А незадолго перед своим Успением Анна сказала, что Пресвятой Деве предстоит особый путь, и она, уходя, остается с Ней и обещает покровительствовать Ей в вечности. «Ты нуждаешься в помощи, которую я смогу на небесах оказать Тебе больше, чем на земле. Я остаюсь с Тобою навсегда».

Впервые Пресвятая Дева услышала это «я остаюсь с Тобой» от Своей матери, — Иоаким и Анна постоянно присутствовали в духе и вместе с ангелами ходили с Пресвятой Девой, и, в частности, оказали очень большую помощь на пути бегства в Египет…

В традиционном христианстве протекшего двухтысячелетнего периода много говорится о приготовлении и избранничестве Марии. Поскольку, согласно пророчествам, наступает век Пресвятой Девы, и Царица является пред лицем человечества, подобает вспомнить и о приготовлении праведной Анны и Иоакима для непорочного рождения Пресвятой Девы, ибо стать матерью Непорочной Дочери невозможно, принадлежа к грешному роду, а значит, совершалось и определенное приготовление Иоакима и Анны, названных Церковью «богородителями». Так и ближние наши во Христе с принесением обетов посвящения, посылаются приготовленные и приготовляющие нас для непорочной жизни. Оттого чутко помогают они нам и наставляют, как свято жить во Христе и удаляют от искушений. Тогда как в ветхой, греховной жизни наблюдается противоположное: самые ближние, как ни странно, оборачиваются в целом искусителями. Благодарю Господа нашего за святых ближних, которых Он мне послал…

А как Отроковица Мария благодарила Отца Небесного за то, что послал таких прекрасных родителей, чуждых греху!.. Пресвятая Дева провела земные дни в раю, не получив ни одной стрелы, ни одного удара. Анна провидела крест своей Дочери, равно как и Пресвятая Дева провидела крест Спасителя. При таинственном Зачатии Анна также дала свое согласие разделять крест Божией Матери и была рано взята на небеса (Пресвятая Дева осталась сиротой) полагая, что оттуда, свыше сможет больше покровительствовать в скорбях своей Дочери, Которой предстоял такой тяжелый крест…

Написать комментарий