Библейско-богословская комиссия опубликовала проект нового Катехизиса

Библейско-богословская комиссия опубликовала проект нового Катехизиса

22 июля 2017 г. на официальном сайте Русской Православной Церкви появилась новость о выходе в свет проекта нового Катехизиса для обсуждения некоторых его глав. 

«Идея создания современного Катехизиса впервые прозвучала на Архиерейском Соборе 2008 года, ― уточняется на сайте Патриархия.ру. ― В постановлении "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" было сказано: "Признано важным начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви". Через год после проведения Священный Синод поручил Синодальной богословской комиссии (позднее ― Синодальная библейско-богословская комиссия, председатель ― митрополит Иларион (Алфеев)) начать подготовку современного Катехизиса Русской Православной Церкви (журнал № 62 от 27 июля 2009 года).

В работе над текстом Катехизиса, ― сообщается далее, ― принимали участие ведущие богословы Русской Православной Церкви как из числа членов Синодальной библейско-богословской комиссии, так и из числа приглашенных к участию профессоров духовных академий, специалистов в различных областях богословской науки. Работа над первой версией текста Катехизиса была завершена в январе 2016 года.

На пленарном заседании 29 января 2016 года Синодальная библейско-богословская комиссия единогласно приняла проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Затем он был представлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 2-3 февраля 2016 года. Собор постановил направить проект Катехизиса, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией, на отзывы "постоянным членам Священного Синода, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям, которые выразят пожелание принять участие в рецензировании текста" (Постановления, п. 16). С учетом поступивших отзывов редакционная группа Синодальной библейско-богословской комиссии подготовила новую версию текста, который ныне выносится на общецерковное обсуждение.

Катехизис имеет следующую структуру:
Предисловие
I. Основы православного вероучения
II. Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви
III. Основы православного нравственного учения

IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека
VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

После публикации содержания на Патриархии.ру следует важное уточнение: «Синодальная библейско-богословская комиссия принимает отзывы только на части I-III. В качестве частей IV-VI в Катехизис вошли общецерковные документы, уже принятые Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви. Эти тексты не подлежат обсуждению.

Отзывы на проект Катехизиса можно присылать на адрес электронной почты catechism@theolcom.ru. Желательно, чтобы в них содержались конкретные предложения по исправлению или улучшению текста. Отзывы принимаются до 1 ноября 2017 года», ― этими словами заканчивается новость на официальном сайте РПЦ, а для перехода непосредственно к тексту проекта дается ссылка на pdf-файл с грифом: «Запрещается публиковать текст целиком или по частям».

При этом вполне естественным является тот факт, что «закрепленные» в своем содержании части нового Катехизиса вызывают особое внимание у знакомящихся с проектом, и более всего, в силу экуменических тенденций в среде священноначалия, ― раздел «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Там, наряду с осторожно составленными, но обтекаемыми формулировками о «единстве христианского мира» и порой взаимоисключающими, все же приписывается еретическим сообществам наименование «церковь», высказывается мысль о «частичной благодати» у отпавших от Православия «инославных сообществ», однако самое сомнительное положение следует в конце проекта нового Катехизиса под названием «Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием». Приведем его полностью:
   «Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в "измене Православию". К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения.... Участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на Православном Предании, на решениях Священных Синодов Поместных Православных Церквей и всеправославных встреч... Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности».

Весь этот абзац требует особого анализа ― от вопросов к критериям достоверности информации до приемлемости канонических прещений «подсудимым». Однако предпоследний постулат данного утверждения не выдерживает даже поверхностной критики. Утверждая, что участие в экуменическом движении основывается на православном предании, составители Катехизиса лукавят. Существует позиция ряда Святых Отцов и подвижников XX века, обличающая истоки и суть экуменизма как «всеереси» нашего времени.

Вот только один из этих аргументов ― небольшая цитата пространного доклада святителя Серафима (Соболева):
 «Присутствие православных представителей на экуменических конференциях говорит лишь о том, что православные христиане стали отступать от своего Православия. Трудно сказать, где более православные экуменисты отступают от Православной Церкви ― в своих ли писаниях, или же присутствуя на экуменических конференциях? Это присутствие является в своей сущности изменой нашему православному догматическому учению о Церкви, выраженному в девятом члене Символа веры». 

Показательно и заключение этого святого отца относительно сути и цели экуменического движения, напрочь игнорируемого составителями нового Катехизиса:
   «За ним <экуменическим движением> стоят исконные враги Православной Церкви ― масоны. А также ясно отсюда, к какому соединению в своих истоках стремится это движение на своих экуменических конференциях. Их устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других через отступление православных от своей веры и их экуменической дружбы с еретиками, в особенности с протестантами. А это смешение равносильно уничтожению Православия». 

Источник: ИА "Информ-религия" 


Написать комментарий