Да живет царь!

Да живет царь!

Учение Слова Божия о царской власти. Царь царствующих и Господь господствующих с высочайшего Престола Своего указует на всех помазанных от Него властителей и заповедует всем подвластным: «не прикасайтеся помазанным Моим!» (Пс.104:15). Не прикасайтеся властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть «Мои», не прикасайтеся, ибо они суть «помазанные» от Меня. «Касающийся»их «касается зеницы ока» Господня (Зах.2:8). Итак, царская власть есть неприкосновенная святыня; она имеет Божественное происхождение. «Нет власти не от Бога, - учит слово Божие, -существующие же власти от Бога установлены»(Рим.13:1). «Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет» (Дан.4:22), «у Него могущество и премудрость, Он» — и только Он один «лишает перевязей царей, и поясом обвязывает чресла их» (Иов.12:16,18), то есть, «низлагает царей и поставляет царей»(Дан.2:31). «Мною, - вещает Он, - цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч.8:15,16).«И так слушайте, цари, и разумейте! От Господа дана вам держава и сила от Вышняго» (Прем.6:13).

Священное Писание трогательными чертами изображает особенное попечение Божие о царях благочестивых. Силою Господа веселится благочестивый царь, ибо Господь «возлагает на главу его венец из чистого золота» (Пс.20:24). Господь «возносит избранного из народа, святым елеем Своим помазует его, Своею мышцею укрепляет его, сокрушает врагов его, поражает ненавидящих его» (Пс.88:20-22, 24). Сердце царя в руке Господа: куда захочет, Он направляет его (Притч.21:1). Господь дает царю, чего желает сердце его, не отвергает прошения уст его; Он возлагает на него честь и величие, полагает на него благословения навеки, веселит его радостию лица Своего. И царь уповает на Господа (Пс.20:3, 6-8), ибо знает, что Господь услышит его в день печали и защитит его, пошлет ему помощь из святилища и с Сиона подкрепит его; даст ему по сердцу его, и все намерения его исполнит. Царь знает, что Господь спасет помазанника Своего; отвечает ему с святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей (Пс.19:2, 3, 5, 7), что рука Божия найдет всех врагов его, десница Господня найдет всех ненавидящих его; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Господь истребит плод их с земли и семя их из среды сынов человеческих (Пс.20:9-11). Так Господь печется о Своих помазанниках — царях; а вот как изображает слово Божие попечение самих царей благочестивых о народах, вверенных им от Господа. Благочестивый царь — кормилец своего народа (Ис.49:23); в светлом взоре такого царя — жизнь, и благословение его — как облако с поздним дождем (Притч.16:15). Как солнце разгоняет тучи, так и добрый царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими — одним взглядом своим — все злое (Притч.20:8). Мудрый царь вывеет нечестивых (там же, 26), как плевелы; милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой (там же, 28), правосудием утверждает землю свою (там же, 29; 4). Кто любит чистоту сердца, тому царь друг (там же, 29; 11), — словом сказать: такой царь — счастие своего народа (Прем.6:26), и сыны отечества радуются всегда о таком царе своем (Пс.149:2).

Не правда ли, как отрадно читать сии изречения Духа Божия, когда узнаешь в них дорогой русскому православному сердцу образ воистину благочестивейших и христолюбивейших царей наших! Не напрасно же русский народ зовет своего царя-батюшку кормильцем своим: так зовет царя благочестивого и слово Божие! Недаром еще со времени князя Владимира, первого благочестивого государя русского, мы привыкли звать царя красным солнышком, очи царские — очами светлыми; вот и в слове Божием есть такие же уподобления.

Но вот что особенно достойно примечания: слово Божие именует помазанниками Божиими даже и таких царей, которые никогда не были освящены видимым миропомазанием; так, Пророк Исаия о царе персидском говорил: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру» (Ис.45:1). Кир был царь языческий, Кир не знал истинного Бога; однако же Кир был помазанник Божий, — так именует его Сам Бог! Вот как священно звание царя, по учению слова Божия! Вот как возвышает он царя даже такого, который не знает Бога, над прочими людьми! Как же не благоговеть нам пред своим царем, который есть воистину помазанник Божий, освященный от Бога даже видимым образом в Таинстве священного миропомазания?..

Послушаем теперь, как учит слово Божие почитать Царя.

«Отдавайте Кесарево Кесарю, и Божие Богу» (Мф.22:21). Это святейшая заповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не сказал Господь: «давайте», — рассуждает святой Иоанн Златоуст, — а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг. Так и Апостол Христов поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать — подать, кому оброк — оброк» (Рим.13:7). «Всякая душа да будет покорна высшим властям: противляющийся власти противится Божию установлению». Всякий начальник, а тем паче царь есть Божий слуга, тебе же на добро. Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим.13:1, 2,4, 5). «Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа», — поучает святой Апостол Петр:всякому начальству, а царю наипаче: «царю как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым, ибо такова есть воля Божия. Бога бойтесь, царя чтите»(1Петр.2:13-15,17). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью Апостола Петра? — Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на церковь Божию? Не он ли убил Апостола Иакова мечом? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что «такова есть воля Божия», так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветхом Завете: Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч.24:21).Кто раздражает царя, тот грешит против самого себя (там же, 20:2). Слово царское храни (Еккл.8:2). Тайны царевой не нарушай (Тов.12:7). Не оправдывай себя пред Господом и не мудрствуй пред царем (Сир.7:5). Даже и в мыслях твоих не злословь царя: потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою (Еккл.10:20). Тебе ли судить судью твоего? Кто посмеет сказать царю: что ты делаешь? (Еккл.8:4). Тебе ли познать тайны сердца царева, которое в руках Божиих? Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо (Притч.25:3). Наконец, самая важная обязанность верноподданного — молиться за царя. Святой Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей, и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу (1Тим.2:1-3). Слово Божие дает нам и образцы такой молитвы за царя: Господи! спаси царя и услыши ны (Пс.19:10)! Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице помазанника Твоего (Пс.83:10). Более, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву (Пс.71:1). Дни на дни царевы приложити: лета его до дне рода и рода (Пс.60:7). — Да живет царь! (1Цар.10:24).

Троицкие Листки № 100 - 150

Написать комментарий