УЧЕНИЕ ШМЕМАНА – РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ СЕКТАНТСТВО

УЧЕНИЕ ШМЕМАНА – РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ СЕКТАНТСТВО

Христианства нет и не может быть без Православной Церкви. Мифическое утверждение о возможности существования какого-то христианства вне Православной Церкви придумано врагами Божиими – западными еретиками. «Именно протестантизм открыто провозгласил эту величайшую ложь: можно быть христианином не признавая никакой Церкви», - пишет священномученик Илларион Верейский в своем фундаментальном труде «Христианства нет без Церкви».

Однако и независимо от протестантской ереси многие сейчас приходят к отрицанию Церкви, усваивая себе западное мировоззрение, враждебное Православию. Все больше в СМИ, в литературе и кино, набирает силу дух гордого самолюбия, который несовместим с началами Православной Веры и нравственности. О христианстве говорят много, но истинные понятия о подлинном учении Христовом встречаются редко. Торжествует точка зрения на христианство, как на одну из разновидностей философских учений, типа гуманизма, коммунизма или ницшеанства.

«Эта подделка Церкви христианством, как тонкий яд, проникает в сознание даже церковного общества. Она - тонкий яд, потому что скрыт он под цветистой оболочкой риторики о недостатках «исторического христианства» (то есть Церкви?), об его будто бы несоответствии какому-то «чистому», «евангельскому» христианству, - говорит тот же святитель. - Евангелие и Христос противопоставляются Церкви, которая почему-то называется «исторической», как будто есть или была когда-нибудь другая «неисторическая», Церковь! Воистину, здесь сатана принял образ ангела света. Он показывает вид, будто правду Христову хочет очистить от неправды человеческой».
Все, сказанное святителем Илларионом в полной мере относится к литературному творчеству протоиерея Александра Шмемана. Вот откровенное признание из Дневника писателя: «Всегда то же самое: я люблю Православие, я не люблю, не могу любить Православной Церкви…». (Дневники, с. 248). Будто существует какое-то Православие вне Православной Церкви. Здесь злой дух ереси, обитавший в Шмемане, пытается показаться ангелом света, но все равно остается злым, нечистым духом.

Еще святой Апостол Павел писал о таковых, что кто отступил от чистосердечной любви, от доброй совести и нелицемерной веры, тот уклоняется в пустословие, желая быть законоучителем. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. (1 Тим. 1, 5-7).

Вообще же следует отметить, что едва ли не все современные рациональные сектантские течения, которые существуют внутри церковного организма Русской Православной Церкви, имеют своим фундаментом данное протестантское учение. Эти течения пока еще не сформировались в открытые сектантские сообщества, отделенные от Церкви, однако открытое отпадение их от Тела Христова лишь вопрос времени. Уже сейчас у них существует определенная доктрина, которая не совпадает с учение Православной Церкви. Они чрезвычайно активны в различных видах СМИ. Свои маргинальные сектантские взгляды они пытаются сообщить как можно большему кругу людей, надеясь через это избежать церковного осуждения. Они регулярно проводят круглые столы, конференции, лекции, в которых зачастую ссылаются на своего кумира Шмемана и на своих единомышленников, присваивая им для большего веса пышные и громкие титулы. Но все, что хвалят и рекламируют они и их покойный гуру является далеко не похвальным. Этому явлению уже давно найдено точное определение – российское рационалистическое сектантство.

 

Александр Павлов 

Написать комментарий