В день памяти Пророка Божия Илии

В день памяти Пророка Божия Илии

Слово в день пророка Илии

Ублажаемый ныне праведник принадлежит, братие, к числу тех великих мужей, кои, как звезды, сияли на тверди Церкви ветхозаветной, до восшествия Солнца правды — явления во плоти Сына Божия. Мы называем сего праведника пророком, за особенную решительность предсказаний его; но еще с большею силою приличествует ему название чудотворца. Как Моисей был некогда дан, по выражению писания, в бога Фараону (Исх. 7, 1); так Илия, можно сказать, определен был на время богом для Ахава и Израиля, уклонившихся к мерзостям языческим. Чего не происходило по гласу Илии? Небо и заключалось и отверзалось, и не давало дождя и проливало целыя реки; огнь ниспадал на жертву и потреблял самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Илии? — Враны доставляли ему пищу; Иордан обнажал лоно свое и преводил его по суху; сам Бог является Илии так, как не являлся никому после Моисея. Конец жизни, состоявшей из чудес, еще чудеснее: Илия возносится на небо на колеснице огненной, как не возносился никто прежде, и, вероятно, не вознесется никто после.

И не смотря на все сие, Илия, по слову Апостола, бе человек подобострастен нам (Иак. 5, 17). Когда подумаешь о сем, братие, то в иное время тотчас возносишься как бы на высоту, а в иное — как бы упадаешь долу. В минуту святаго восторга хочешь возвыситься в мыслях до высоты праведника, распространиться в действиях до его круга деятельности, слышишь внутрь себя голос, что Бог Илиин (4 Цар. 2, 14) есть Бог всех и каждаго, что у Него не одна огненная колесница, а тьмы тем (Псал. 67, 18), — чувствуешь какое-то стремление лететь на Кармил и в Хорив, дабы после огня и бури слышать там глас хлада тонка (3 Цар. 19, 12). А в минуту слабости духа взор невольно поникает долу пред образом праведника, трудно бывает верить, что все это совершено с нашею бренною плотию, думаешь видеть одну картину, начертанную рукою благочестиваго художника; стоишь в мыслях у подошвы Хорива, и не смеешь войти в пещеру, где является Господь. Так бывает при мысли и о других великих праведниках: дух парит к ним и с ними, как с своими, а плоть отрицается от них, как от чуждых, неподражаемых.

Кого слушать: плоть или дух? — Если слушать плоть, то рано или поздно должно приложиться наконец скотам несмысленным (Псал. 48, 21); ибо как бы греховная плоть ни облагороживала, ни возвеличивала, ни утончала и ни украшала образцы свои и наслаждения, они всегда берутся из круга вещей чувственных, тленных и неразумных. Притом, сеяй в плоть, говорит вечная истина, от плоти пожнет истление (Гал. 6, 8). Посему лучше следовать за духом, как бы ни высок был полет его; ибо, сеяй в дух, говорит таже истина, от духа пожнет живот вечный.
Греховной плоти хорошо быть земною и стремиться долу; ибо сама она из праха и разсеется в прах; а духу непременно должно быть небесным: ибо ему надобно, оставив плоть в персти, идти на небо. Но как он взойдет туда, если заранее не приучит себя парить горе, и не отрешится заблаговременно от всего земнаго?

«Чему же именно должно подражать нам в Илии? Ужели и дивным делам его, в коих он являлся превыше всея природы?» А что же, возлюбленный, если бы сказали тебе — подражать и этому? Разве бы сказали неправду? — Что-либо неприличное христианину? — Разве верующим во Христа не обещано знамений? Знамения же веровавшим, говорит сам Спаситель, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их (Марк. 16, 17-18). Много сказано; но не думай, чтобы здесь было перечислено все; и это многое указано только для примера. Ибо послушай, что говорит еще в другом месте сам Спаситель: веруяй в Мя дела, яже Аз сотворих, и той сотворит, и больша сих сотворит (Иоан. 14, 12). Мало ли творил чудес Спаситель? Но вот, обещаются еще большия дела. Кому? верующему, следственно и тебе, если веруеш как должно. Нам кажется это невозможным, потому что мы далеки от высоты совершенства христианскаго; так как человеку, стоящему во рву, все кажется выше его.

Но предоставим колесницу огненную тем, кои могут сидет на ней и не сгарать; поднимем с благоговением по крайней мере милоть Илиину, которая упадает прямо на главы наши: я разумею добродетели чудотворца хоривскаго. Много было в Илии чудес, но еще более добродетелей. Будем подражат добродетелям, когда не можем подражат чудесам. Добродетели лучше чудес; ибо от них и все чудеса, а чудо еще не дает само по себе добродетели. Будем подражать воздержанию Илии, по коему он три года питался горстию муки и чванцем елея; будем подражать святой наклонности к уединению, по коей он едва не всю жизнь провел в пещере; будем подражать смирению, по коему Илии не хотелось иметь даже в Елисее свидетеля своего вознесения на небо. Паче же всего да возлюбим ревность Илиину по славе Бога истиннаго. Говорю: паче всего; ибо святая добродетель сия приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким-либо образом нашей чести? мы выходим из себя: готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры и ея светлейших таинств, а честь Искупителя нашего и будущаго Судии, а честь общия матери нашея Церкви для многих — ничто! Говорите при них что угодно, против всего святаго, они не скажут ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах, может быть полюбят вас за это. Так ли должно быть между истинно-верующими? Не явный ли это знак, что у таких людей нет веры в сердце, что они — тайные язычники? — А мало ли таких!

Посему-то я и приглашаю подражать ревности Илии. — Как подражать? Мечем Илииным? — Нет, он в руках предержащей власти, которая всеми действиями своими доказывает, что она, по выражению Апостола, не без ума меч носит (Рим. 13, 4); а во-первых — примером благим, то-есть личным уважением твоим ко всему священному, во-вторых, словом благим и убеждением, коль скоро будешь остановлять порывы безумия и вразумлять людей буиих и ненаказанных. По крайней мере, не слушай хульных речей, не улыбайся, когда слышишь их, а бежи, если можешь, от говорящаго. Как бы много сократилось нечестие, если бы наказывалось хотя одним — невниманием.

Если будем таким образом подражать небовосшественному пророку в его добродетелях; то наконец и пред нами явится колесница, и мы будем восхищены на небо. То есть, смерть наша, коей мы все так страшимся, будет для нас мирным преселением в обители Отца небеснаго. Аминь. 

Источник: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонскаго и Таврическаго. Том II. Слова и беседы на праздники Богородичные. – Слова и беседы на дни святых. —СПб.: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1872. — С. 127-130. 

Написать комментарий