Преображение Господне: разъяснение истории праздника
Ежегодно 19 августа Церковь вспоминает одно из величайших событий
евангельской истории – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Это событие описано тремя евангелистами - Матфеем, Марком и Лукой. Вот что нам
повествует евангелист Матфей: «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и
возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его,
как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и
Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь
быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну
Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака
глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его
слушайте» (Евангелие от Матфея, гл. 17, стихи 2- 5).
Господь наш Иисус Христос, будучи совершенным, всесильным Богом, ради нашего
спасения стал Человеком, таким же, как каждый из нас. И лишь однажды Господь
явил Своё Божество трём наиболее близким ученикам, поскольку они способны
были лучше других понять тайны Царствия Божия. Именно в таком сияющем,
прославленном образе Он явится в конце времён, чтобы совершить Страшный Суд
над всеми людьми - живущими и жившими на земле.
Однако тогда для апостолов событие на горе Фавор имело особое значение.
Для них, только увидевших во Христе Сына Божия, Его Крестная смерть должна
была стать величайшей трагедией и испытанием их веры, поскольку как же можно
распять Бога? Он же всемогущ и может с лёгкостью избежать любых преследований
и опасностей! Страдания и смерть Бога Сына были добровольными, а не
вынужденными, и именно для доказательства этого апостолам, для укрепления их
веры Иисус Христос и преобразился перед ними, явив им Свое Божественное
могущество. Преображение Господне было и прообразом Его Воскресения.
Незадолго до этого события Спаситель сказал Своим ученикам, что есть среди
них те, кто ещё прежде смерти увидят Царствие Божие. Так Господь говорил об
апостолах, которые и стали свидетелями Его Преображения. Вот что пишет
преподобный Ефрем Сирин о произошедшем: «И взирали друг на друга: пророки –
на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, началовожди
Завета Ветхого началовождей Завета Нового.
Святой Моисей увидел освященного Симона.
Домоприставник Отца увидел приставника
Сына: один рассек море, чтобы народ прошел
среди волн, другой поставлял сень, чтобы
создать Церковь. Девственник Ветхого Завета
увидел девственника Завета Нового, Илия –
Иоанна, восшедший на колесницу огненную –
припадшего к персям Пламени. Так гора
стала образом Церкви, и Иисус соединил на
ней два Завета, какие приняла Церковь, и
дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих
Заветов: один принял тайны Его, а другой
явил славу дел Его».
В день Преображения Царствие Божие
было явлено апостолам здесь, на земле.
Именно поэтому Пётр и предложил Господу
построить три кущи (шалаша), чтобы остановить это прекрасное мгновение. Ведь в
ту минуту он подумал, что Царство Божие уже наступило.
Для нас путь в Царствие Божие также начинается в земной жизни. И
начинается оно в Церкви и ее Таинствах, в нашем духовном преображении. Именно
поэтому праздник Преображения так важен для каждого из нас. Он не только
напоминает нам о событиях евангельской истории, но и указывает путь в явленное
на горе Фавор Царство.