Преображение Господне: разъяснение истории праздника

Преображение Господне: разъяснение истории праздника

Ежегодно 19 августа Церковь вспоминает одно из величайших событий евангельской истории – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это событие описано тремя евангелистами - Матфеем, Марком и Лукой. Вот что нам повествует евангелист Матфей: «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, гл. 17, стихи 2- 5).

Господь наш Иисус Христос, будучи совершенным, всесильным Богом, ради нашего спасения стал Человеком, таким же, как каждый из нас. И лишь однажды Господь явил Своё Божество трём наиболее близким ученикам, поскольку они способны были лучше других понять тайны Царствия Божия. Именно в таком сияющем, прославленном образе Он явится в конце времён, чтобы совершить Страшный Суд над всеми людьми - живущими и жившими на земле.

Однако тогда для апостолов событие на горе Фавор имело особое значение. Для них, только увидевших во Христе Сына Божия, Его Крестная смерть должна была стать величайшей трагедией и испытанием их веры, поскольку как же можно распять Бога? Он же всемогущ и может с лёгкостью избежать любых преследований и опасностей! Страдания и смерть Бога Сына были добровольными, а не вынужденными, и именно для доказательства этого апостолам, для укрепления их веры Иисус Христос и преобразился перед ними, явив им Свое Божественное могущество. Преображение Господне было и прообразом Его Воскресения.

Незадолго до этого события Спаситель сказал Своим ученикам, что есть среди них те, кто ещё прежде смерти увидят Царствие Божие. Так Господь говорил об апостолах, которые и стали свидетелями Его Преображения. Вот что пишет преподобный Ефрем Сирин о произошедшем: «И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна, восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его».

В день Преображения Царствие Божие было явлено апостолам здесь, на земле. Именно поэтому Пётр и предложил Господу построить три кущи (шалаша), чтобы остановить это прекрасное мгновение. Ведь в ту минуту он подумал, что Царство Божие уже наступило. Для нас путь в Царствие Божие также начинается в земной жизни. И начинается оно в Церкви и ее Таинствах, в нашем духовном преображении. Именно поэтому праздник Преображения так важен для каждого из нас. Он не только напоминает нам о событиях евангельской истории, но и указывает путь в явленное на горе Фавор Царство.

Написать комментарий