Можно ли молиться за неправославных?

Можно ли молиться за неправославных?

К вопросу о церковном поминовении католиков и протестантов. 18 февраля 1847 года синодальный обер-прокурор, граф Н. А. Протасов, предложил Святейшему Синоду отношение Великого Князя Михаила Павловича о сообщении сведения относительно постановлений, которые должны быть соблюдаемы насчет церковного поминовения иноверцев-христиан православными священниками там, где нет иноверных священников (ксендзов и пасторов). Ссылаясь на указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 года, разрешающий священникам православного исповедания, при неимении вблизи иноверных священников, провожать тела умерших чинов инославно-христианских исповеданий в ризах и эпитрахили и опускать в землю с пением «Святый Боже» и пр., Великий Князь спрашивал, между прочим, и о том: могут ли полковые священники совершать по таковым чинам домовые панихиды и включать их в церковное поминовение в родительские субботы? «Не имея в виду постановлений, определяющих сии случаи, – пишет Князь, – я был, однако же, личным свидетелем погребения по обрядам Православной Церкви генералов христианского иноверческого исповедания (перечисляются примеры); кроме сего, по покойным генерал-адютантам Веймарне 1, Веймарне 2 и д.т.с. Рюле, также лютеранского исповедания, совершаемы были православными священниками (в г. Видзохе) домовые панихиды».

Спрошенный по этому предмету, Московский митрополит Филарет конфиденциальным письмом, от 25 февраля 1847 года, на имя графа ответил отрицательно.«Вера и молитва веры, – писал святитель,– споспешествуют спасению. Если бы сии люди поверили благодати и молитве Православной Церкви, то присоединились бы к ней. Если же не присоединились, то это признак, что не имели веры. Без веры не полезна молитва. Молитва учреждена в Церкви не как благовидный обряд, но как духовная помощь и орудие к привлечению благодати Божией, милующей и спасающей. Что касается, в особенности, до лютеран и реформаторов: они, по догматам своих вероисповеданий, не верят молитвам за усопших. Не странно ли было бы навязывать им духовную помощь, которой они не требуют и которой они и существования не признают? Какую цель могут иметь молитвы о таких усопших, разве глумление лютеранских и реформатских догматиков? Надобно также принять в рассуждение и то, что ослабление церковных правил, по снисхождению к иноверным, более или менее причиняет смущение и соблазн православным ревнителям церковных правил и дает раскольникам повод к укоризнам на православную Церковь. Но образность не смущать и не соблазнять своих, без сомнения, выше обязанности делать угождение чужим».

Святейший Синод определением от 10–15 марта 1847 года постановил: «Полковое православное духовенство по таковым (т. е. иноверно-христианским чинам) не может совершать домовых панихид» (См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Моск. Том дополнит. СПб., 1887. № 56).
 
+ + +
Свои соображения Московский Владыка основывает на следующих апостольских и соборных правилах: 1) Апостольское правило 10-е: «Аще кто с отлученными от Церкви помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». 2) Антиохийского собора правило 2-е: «Да не будет позволено имети общения, ниже сходится в домы и молитися с находящимися вне общения церковного. Чуждающихся собрания одной Церкви не приимати и в другой Церкви». 3) Лаодикийского собора правило 6-е: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Толкование:«Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити; аще и великий Василия Уалента Царя, еретика суща, к исполнению верных прият, – не было бо еще сего Собора, и се правило не было изложено». 4) Лаодикийского собора правило 33: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». В толковании на сие правило в пример отщепенства приводятся овдиане, иже убо веру имеют, якоже и соборная Церковь, и со всеми на месте не молятся, и хулят епископов, богатства ради и проч.

«Если апостольское правило не позволяет молиться с принадлежавшими к Православной Церкви, – замечает митр. Филарет, – но отлученными от нее за тяжкий грех или за упорство в каком-либо неправославном мнении, которые могут еще покаяться и возвратиться в Церковь, то кольми паче правило сие имеет силу к устранению от общения церковных молитв тех, которые никогда не принадлежали к Православной Церкви, и не будут принадлежать к ней, каковы жившие и умершие вне Православной Церкви?»

«2-е правило Антиохийского Собора запрещает молиться с находящимися вне общения церковного. Очевидно, что римско-католики, лютеране, реформаторы находятся вне общения Православной Церкви. Следственно, правило запрещает молиться с ними».

«33-е правило Лаодикийского Собора запрещает молиться с отщепенцем. Толкование сказывает, что здесь разумеются даже и такие люди, иже веру имеют, якоже и Соборная Церковь, но, упорству, в некоторых особенных мнениях отделяются от нее. Из сего с тем более полною силою происходит заключение, что под сие правило подходят римско-католики, лютеране, реформаторы».

По словам преосвященного Феофана (Говорова, затворника), «в церкви поминать можно только принадлежащих Церкви. Как она (лютеранка) не принадлежит Церкви, то поминать ее там не следует». – «Еврейку-лютеранку надо предоставить воле Божией благой» (Письма в Боге почившего еп. Феофана. Тамбов, 1897. С. 197).«Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших? – читаем в другом письме того же святителя. – В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них <…>, в церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы отграничивается пребыванием тех, о коих идет молитва <…>. Предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве» (Там же. С. 348).

Из книги протопресвитера Евгения Аквилонова 
«Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (СПб., 1905)

Написать комментарий