Монашество и монастыри в России

Монашество и монастыри в России

Монашество и монастыри в России
Появление монастырей на Руси, по всей вероятности, относится к первым временам русского христианства. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь во время ее Крещения. 

В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав в 1062 г. знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Строгая подвижническая жизнь первых печерских иноков способствовала развитию в народе аскетического духа, выражавшегося в постоянном основании новых монастырей. 

Монастыри в начальный период были общежительными и в основном городскими или располагались близ городов. В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленскe 5. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и других кочевых народов. Поэтому искавшие уединения избирали более спокойные, безопасные места на севере России. Там главным образом и развивается монашество. В Новгороде в XII в. было около 20 монастырей, в Новгородской области — около 10, в Ростове 2, в Суздале 4, во Владимире 5. 

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но и способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монашества на Руси. До половины XV века, за полтора столетия было основано до 180 новых монашеских обителей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар, с другой — усиление религиозного чувства под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. 

В этот период под влиянием внутренних и внешних факторов началось движение пустынножителей, мощный импульс которому дала деятельность прп. Сергия Радонежского, его учеников и последователей. Отшельничество  — по греч. «анахоретство» — подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом внутреннего освоения земель Северо-Восточной Руси, окультуривания дикой природы, расчистки леса под пашню, освоения природных угодий и промыслов, прокладки дорог, открытия водных источников. 

Особое значение получает Свято-Троицкий монастырь, основанный в середине XIV в. преподобным Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые обители.
 
В одних вновь созданных монастырях насчитывалось до 300 иноков, в других было 6, 5 и даже по 2 монаха. Малые монастыри в основном не были самостоятельны, но зависели от больших и управлялись их настоятелями. Общежительное устройство монастырей не было господствующим; в значительной их части каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно, и только для богослужения они сходились вместе. Таким характером отличались преимущественно северные небольшие монастыри, имевшие от 2 до 10 братий. 

В XV–XVI вв. насчитывают до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия, избирал себе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии — и образовывался монастырь, на который не стоило уже большого труда выхлопотать пожертвования от людей благочестивых. Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители высылали от себя как бы монастыри-колонии — приписные монастыри, которые и оставались в их заведовании. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства. Почти все более или менее значительные монастыри, кроме северных, были общежительными. В XVII в. возникло еще свыше 220 обителей. 

Император Петр I смотрел на монахов как на людей, которые «поедают чужие труды», от которых являются, сверх того, «забобоны, ереси и суеверия». Регламент духовной коллегии содержал постановление не строить без разрешения государя и Священного Синода новых монастырей, старые сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Синод должен был искоренять «предрассудок» русских людей, «будто можно было спастись только через пострижение». В 1723 г. был издан указ, вовсе запрещавший пострижение монахов; на освободившиеся места было повелено помещать в монастыри инвалидов, нищих, калек. Указ этот, грозивший уничтожением монастырей, был, впрочем, скоро отменен.  

Настоятелями монастырей могли быть назначаемы только лица, известные правительству. Монахам запрещалось держать чернила и писать что-нибудь без ведома настоятеля. Монах мог отлучаться из монастыря не более четырех раз в год и то каждый раз с особого разрешения настоятеля; не иначе как с дозволения последнего и только при свидетелях мог он принимать гостей. 

Такие строгие меры объясняются, главным образом, тем, что Петр I видел среди монастырей противодействие своим реформам. Если при Петре монастыри не были окончательно уничтожены, то по следующим двум основаниям:
• они должны были служить для удовлетворения религиозной потребности некоторых лиц, стремящихся к уединению;
• в них избранные монахи должны были приготовляться к высшим духовным должностям. Для этого при монастырях должны были учреждаться ученые братства, школы. Неученые монахи должны были заниматься каким-нибудь трудом — столярным, иконописным и т. п.; монахини должны были прясть, вышивать, плести кружева. При монастырях предполагалось открыть также больницы, богадельни и воспитательные дома.

При Анне Иоанновне был возобновлен закон об уменьшении числа монахов. Было запрещено постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священников и отставных солдат; наличных монахов велено было переписать. Перепись эта, произведенная в 1732 г., открыла массу постригшихся вопреки указам: их велено было расстригать и отдавать в солдаты. По свидетельству Синода, в 1740 г. в монастырях оставались только дряхлые старики, ни к какому богослужению не способные. Синод опасался, как бы монашество и вовсе не прекратилось на Руси. 

Законы Петра I были несколько смягчены при Елизавете Петровне. В 1760 г. было разрешено постригаться в монастырь лицам всех сословий. 

К началу царствования Екатерины II в России насчитывалось до 1072 монастырей. В 1764 г. были введены штаты, и число монастырей значительно уменьшилось. Здания закрытых монастырей обращались в казармы, госпитали и т. п. Новые монастыри строились только с высочайшего разрешения. Число монахов во многих обителях вследствие скудности их средств не увеличивалось и даже уменьшалось, часто не достигая цифры, положенной по штатам. 

Во всех монастырях Синод старался вводить общежитие с целью способствовать поднятию монастырской нравственности. Из среды монашествующих начинает теперь выделяться ученое монашество, пользующееся известными льготами и составляющее как бы привилегированный класс. Для него в 1766 г. были отменены указы Петра I, запрещавшие при монастырском общежитии иметь частную собственность. Кроме содержания от монастырей, ученые монахи получали также жалованье от школ, в которых состояли преподавателями. 

При Александре I, относившемся вообще с большими симпатиями к монашеству, положение последнего значительно улучшилось. Городское имущество монастырей освобождено от платежей и большинства повинностей, а недвижимое имущество вне городов — от платежа оброка в казну. Число насельников обителей стало увеличиваться. 

В Синодальный период (1721–1917 годы) монахи деятельно занимались духовным просвещением и миссионерством на окраинах Российской империи. 

После прихода большевиков к власти многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Практически все монастыри были закрыты и разграблены. 
Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году положило начало возрождению монашеской жизни в стране. Новым инокам предстояло не только восстановить сотни монастырей из руин, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного монашеского служения.

_________________________________________________
По материалам сайта Саввино-Сторожевского монастыря

Написать комментарий