Феофан Затворник о браке и семейной жизни

Феофан Затворник о браке и семейной жизни

Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются и во всяком звании и состоянии…
Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче, пополам делятся. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы…

Супругам — «Благо обещано чтущим родителей» — Родителям о детях — Отношение свекрови к новобрачной невестке

Святитель Феофан Затворник (1815-1894):

Супругам

Добре, что вас муж любит. Вы любите мужа… И се – ваш рай. Ограда сего рая – взаимная друг в друге уверенность. Ее храните как зеницу ока, и счастье ваше не поколеблется…

Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни… Надо только страсти погашать и искоренять.  На сие все внимание и обратите…

Хорошо ты делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа, Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы. Учись, однако, жить. Мудрость большая… Но страх Божий всему научит…

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни.

Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено, напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский.

…Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей.

…Вы – жена, мать, хозяйка. Обязанности сюда относящиеся – ваше спасение.

Тяжело, тяжело! А то что, что же бы вам терпеть-то? Без терпения нет спасения. Вот Господь, устрояющий спасение вам, и дает вам случаи показать терпение и подвинуться вперед на пути спасения. След вам – почувствовав тяжело – надо прибавлять и словом и чувством: слава Тебе, Господи!

Феофан Затворник о браке и семейной жизниМужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог. Вот и ваш муж, не дав вам позволения побывать на Выше, волю Божию исполняет. Воля же Божия всегда блага. Воставьте такую веру. И успокоитесь!

Муж ваш глубоко любит вас; суровость его только видимая. Такой бывает склад у людей. И не смотрите на это. Пусть он есть, как есть. И вы будьте, как есть. Бог свел вас: верно вам так быть, есть наилучший быт на земле.

…Лучше принимать от Господа с покорностью то, что подаст жизнь ли, смерть ли. Здоровье или болезнь. Достаток или скудость. И о всем благодарите.

О брачных союзах рассуждать очень мудрено. Усложнилось дело. Есть жены – ведьмы, есть мужья – лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена – от мужа… а плоть своего требует… А в молодости – вспышки любвишки… и пошли ребятишки… Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем не повинных… Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и пристроение рожденных и требовать его от родивших, не перенося пятна со лба родивших на рожденных, когда они вступят в черед живущих в обществе… ибо они не виноваты.

…Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче, пополам делятся. Помоги вам Господи ничем не делиться, а все иметь общее – и сердце одно, путь один…

…Настоящее теперь начало вашей семейной жизни! Положите его со страхом Божиим, – и ведите во славу Божию!.. И все пойдет добре. Не гонитесь за блеском и тем, чтоб другие, смотря на вас, охали! Тихо и тихо! Без шума и крика, без загадок и строения воздушных замков.

Мир между собою… и со всеми сожителями, и соседями… и маленькое довольство и довольно. Апостол пишет: имущие пищу и одежду, сими довольни будем…

…Семья – крест житейский для ея главы. Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его св. Воле угодно. Семья ваша разве не Божия? И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? Молиться же о сем никакого нет греха… Кто научил нас в молитве взывать: хлеб наш насущный даждь нам… не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его. Семья – это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию.

Благослови вас Господи на пути, которым идете. Господь всюду есть, и все видит, что кто для Него собственно делает. Он же всегда готов и с помощью ко всякому, кто прибегает к Нему за нею. Таким образом, если положите в сердце внимать всегда Господу, присущему вам и в вас, и все направлять на угождение Ему Единому, а затем со всяким недоумением, со всякою духовною нуждою к Нему обращаться, с верою к Нему только прибегать, ожидая несомненно помощи.

Совесть да будет чиста всегда. Но совесть надо просветить Словом Божиим, а то она часто безпокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководствоваться совесть.

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях Апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как-то и другое от Бога, то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется…

О ЧИСТОТЕ НАМЕРЕНИЙ У СЕМЕЙНЫХ: БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДИ ТРУДИТЬСЯ. МОНАХАМ ДЕЛО – ПОМЫСЛЫ ОЧИЩАТЬ; А У МИРЯН ГЛАВНОЕ НАМЕРЕНИЯ ПРИ ДЕЛАХ ИСПРАВНЫЯ ДЕРЖАТЬ; А УЖ ДО ЧИСТОТЫ КУДА ИМ. И БОГ НЕ ВЗЫЩЕТ. НЕ ТАКОВЫ ПОРЯДКИ У НИХ.

«Благо обещано чтущим родителей»

Дщерь, блюдущая покой матери, благословенна, сын же, не чтущий, как следует, матерь и не пекущийся о покое ее, заключает над собою небо и пресекает нисхождение оттуда благословений Божиих.

Причина вашей слабости – ваша резкость в разговоре с матушкою своею. Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, виднее же их – неблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для нечтущих – лишение благ.

Феофан Затворник о браке и семейной жизни
Родителям о детях

Надо терпеть: таков предел Божий, которого перешагнуть нельзя. Всякий раз, как будет забирать за сердце неправость сына, восстановляйте веру, что тут рука Господня и Господь посылает вам то, за что улучите спасение, если благодушно то примете и перенесете. Эта мысль сгладит остроту и горечь окружающего вас течения дел.

Дети вам много горя причиняют. Это материнское мученичество! Если се благодушно и с благодарением Господу будете переносить, то воистину так будет. Буди воля Божия над вами во всем, а в вас соответственные тому преданность Богу и покорность.

Отношение свекрови к новобрачной невестке 

Вы, я думаю, теперь уже давно уехали на свадьбу. А может быть, брак уже совершен.

Пишу однако ж к вам, чтоб успокоить вас: «какова-то будет»? Какова будет, видно будет после, а наперед нечего тревожиться. Можно ограничиться одним желанием и молитвою «пошли Господи: смиренную, послушную, трудолюбивую, хозяйку -домоседку, а не разгульную». Пошлет Господь такую, благодарение воздадите. А не пошлет, надо будет принять, какая есть. И не охать, а потихоньку придумывать, как бы исправить неисправное…

Ведь вы уж многое видели… ну и эту статью знаете… Где милостью, где строгостью… Бог даст все поправите. Но любовь сильнее всего. Полюбите ее как дочь… Эта любовь и в ней зародит любовь. Когда же это будет, тогда не нужны указания: любовь сама все устроит.

 «Как сохранить благочестие в семейной жизни»
«Мудрые советы ищущим спасения по письмам
святителя Феофана из Вышенского затвора».

Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001г.

Написать комментарий