Истинная вера – одна

Истинная вера – одна

Так много значит для человека вера! Но вот вопрос: вер на свете много, и притом вер разных, одна с другой несогласных. Почти каждый народ верует и служит Богу по-своему. Как же быть? Как убедиться в том, что одна вера – истинная, другая – ложная? Ясно, что все они вместе не могут быть правы. Если об одном и том же предмете один человек говорит так, а другой – иначе, то каждый понимает, что один говорит правду, а другой – ложь.

Когда русский Князь Владимир решил переменить свою языческую веру на истинную, то к нему приходили посланные от различных народов и каждый хвалил свою веру и осуждал веру других. Умный и осторожный Князь, выслушав различных проповедников, сказал: «Подожду да умом пораскину». Эти слова Великого Князя хорошо помнить каждому русскому человеку. Когда речь идет о вере, каждый думай усердно и рассуждай внимательно!

Мы верим, что полная правда и чистая истина Божия заключаются в одной Православной вере. В других же она более или менее испорчена и повреждена. Множество вер означает, что порчи и искажений в истину Божию внесено много. Поясним сказанное наглядным примером. Когда мы идем в большом лесу, встречаем много дорог. Они имеют разную ширину, направляются в разные стороны. Одни протоптаны больше, другие – меньше... Каждому понятно, что только одна дорога ведет к месту жительства людей. Другие же – тропы и дорожки – идут в глубь леса и пропадают в его чаще. Точно так же, хотя вер на свете много, только одна из них – правая и истинная, это – вера Православная: только она одна ведет к месту, для всех желаемому и приятному – Царству Небесному.

Вот в подтверждение этой мысли красноречивое доказательство. К святому старцу Кириаку, подвизавшемуся близ реки Иордан, пришел однажды инок по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси (несторианской). Святой Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере Христианской. На это Феофан отвечал: «Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру». Старец с радостью согласился на эту просьбу: «Останься в моей келии, – сказал он, – я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину». После этого святой Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося.

На другой день в десятом часу Феофан увидел перед собой прекрасного, но грозного видом юношу, который сказал ему: «Пойди и познай истину». Взяв еретика за руку, он привел его на некоторое мрачное, смрадное и жаркое место и показал ему в огне Нестория, Евтихия, Аполлинария, Диоскора и других еретиков. «Вот место тех, – указывая на ад, сказал юноша, – которые нечестиво умствуют, и тех, которые следуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к которой принадлежит наставляющий тебя старец. Я говорю тебе истину. Не забудь ее: если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, придет на это место». После этого юноша стал невидим, а Феофан поспешил обратиться к Православной Церкви.

Так, нет другого пути ко спасению, как только через Православную веру. Все же другие веры содержат в себе много разных погрешностей и потому жить в них нельзя: можно заблудиться и погубить свою душу навеки.

Чтобы видеть, как далеко отстоят от истины все другие вероучения, кроме Православного, и по каким ложным путям они ведут своих последователей, сделаем краткие замечания о язычестве, еврействе, магометанстве, католичестве, протестантстве, сектантстве и «старообрядчестве».

ЯЗЫЧЕСТВО

Язычество до пришествия Господа Иисуса Христа на землю существовало у всех народов и доселе существует во многих странах мира. Современное язычество можно разделить на две главнейшие группы: 1) то, которого держатся первобытные, дикие племена и 2) исповедуемое более развитыми и образованными народами.

Отличительным признаком религиозных верований язычества первого рода служило и служит идолопоклонство. А главнейший грех последнего состоит в том, что вместо Бога истинного люди почитают разные творения Божии: солнце, луну, звезды.

Разве это не безумие, не ослепление душевное – воздавать божескую честь тому, что не есть Бог и что не достойно такой чести? Разве это не оскорбительно для Бога? Какой Царь мог бы спокойно относиться к тому, если бы его подданные стали принимать и почитать за Царя не его, а кого-либо из слуг и подчиненных? Не разгневался ли бы он на таких безумцев и не наказал ли бы их достойным образом? Так точно и Богу неприятно, когда люди, Его создания, на которых Он всегда изливает дары Своей милости, не хотят знать Его, своего Творца и Благодетеля, и не воздают Ему подобающей чести.

До тех пор, пока Сын Божий не пришел на землю и не научил нас истине, люди не имели возможности знать Бога и могли оставаться в идолопоклонстве по неведению. Но теперь, с пришествием Христа в мир, языческая вера потеряла всякое оправдание, и держаться ее – величайшее заблуждение, неизбежно приводящее человека к вечной погибели.

Продолжениеследует

Протоиерей Иоанн Морев «В защиту веры, и особенно Православной»

Написать комментарий