Священномученики Вышегородские Александр и Феодор

Священномученики Вышегородские Александр и Феодор

Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фе­о­дор Ре­ми­зов бы­ли свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в по­лу­вер­сте друг от дру­га церк­вей се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Эти пас­ты­ри жи­ли и слу­жи­ли ря­дом, и пре­тер­петь му­че­ни­че­скую кон­чи­ну им до­ве­лось вме­сте.

Cвя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­мье по­чет­но­го граж­да­ни­на Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1898 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и стал слу­жить в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род. Храм на­хо­дил­ся в че­тыр­на­дца­ти вер­стах от го­ро­да Ве­реи и по­лу­вер­сте от Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви. При при­хо­де бы­ли цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в де­ревне Па­но­во и зем­ская шко­ла в де­ревне Сот­ни­ко­во. В 1903-1904 го­дах отец Алек­сандр был за­ко­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Па­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В фев­ра­ле 1911 го­да он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та. За про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ми­ло­сер­дие отец Алек­сандр был лю­бим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Ко­гда ко­му-ни­будь из них тре­бо­ва­лась по­мощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без со­мне­ний. Неукос­ни­тель­но ис­пол­нял цер­ков­ный устав, не до­пус­кая со­кра­ще­ний или от­ступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рых мно­го то­гда жи­ло в этом уез­де. Был на­де­лен от Бо­га кра­си­вым и силь­ным го­ло­сом, так что свя­щен­но­на­ча­лие не раз хо­те­ло пе­ре­ве­сти его в Моск­ву в один из со­бор­ных хра­мов.

В 1918 го­ду со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства. Де­крет за­пре­щал лю­бую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло и но­ше­ние свя­щен­ни­ком ря­сы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков из­ме­нить свой об­лик и, бы­ва­ло, за непод­чи­не­ние уби­ва­ли. Мест­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли и от от­ца Алек­сандра, чтобы он пе­ре­стал хо­дить по се­лу в ря­се и остриг во­ло­сы. По­сле со­ве­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что ни­ко­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не от­ка­жет­ся от об­ли­ка пра­во­слав­но­го пас­ты­ря.

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ре­ми­зо­ва. Он был ру­ко­по­ло­жен и слу­жил в де­ре­вян­ной Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви, ку­да он при­шел на ме­сто сво­е­го бра­та. В хра­ме бы­ло два пре­сто­ла: один во имя По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на. 14 но­яб­ря 1918 го­да в се­ле от­ме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – па­мять бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на, на ко­то­рый съе­ха­лось ду­хо­вен­ство и ми­ряне со всей окру­ги. По­сле ли­тур­гии, мо­леб­на и об­щей тра­пезы свя­щен­ни­ки разъ­е­ха­лись по при­хо­дам.

В тот же день, бли­же к ве­че­ру, в рас­по­ло­жен­ную ря­дом с Вы­ше­го­ро­дом де­рев­ню въе­хал во­ору­жен­ный от­ряд ла­ты­шей, при­е­хав­ших мстить за уби­то­го в этом рай­оне ми­ли­ци­о­не­ра. Пять­де­сят всад­ни­ков на­ме­ре­ва­лись же­сто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Од­на­ко не толь­ко кре­стьян они со­би­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, ко­то­рых удаст­ся за­хва­тить. Каз­ни на­ча­лись сра­зу же. По пу­ти по­встре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож – он был за­руб­лен. Кре­стьяне, за­по­до­зрен­ные в убий­стве ми­ли­ци­о­не­ра, бы­ли без вся­ко­го су­да каз­не­ны. По­сле это­го на­шли и аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра и от­ца Фе­до­ра. Свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они умрут.

– То­гда на­до по­мо­лить­ся, – ска­зал отец Алек­сандр.

– Мо­лись, – раз­ре­шил на­чаль­ник от­ря­да.

Свя­щен­ни­ки, пре­кло­нив ко­ле­на, ста­ли мо­лить­ся Бо­гу. По­лу­чив внут­рен­нее от­кро­ве­ние в мо­лит­ве отец Алек­сандр ска­зал:

– Я го­тов. Те­перь де­лай­те со мной, что хо­ти­те, но знай­те, что все вы вско­ре по­гиб­не­те.

Толь­ко лишь он это ска­зал, как па­лач взмах­нул шаш­кой. Дол­го и му­чи­тель­но уми­рал ба­тюш­ка Алек­сандр.
По­сле это­го па­ла­чи при­сту­пи­ли к от­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рый стал об­ли­чать их в же­сто­ко­сти и убий­ствах. В от­вет они на­ча­ли бить его по ли­цу, и ко­гда он упал, па­лач два­жды вы­стре­лил в него. Отец Фе­о­дор был еще жив, его не ста­ли до­би­вать: впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных свя­щен­ни­ков бы­ло та­ко­во, что ка­ра­те­ли спе­ши­ли по­ки­нуть ско­рей ме­сто каз­ни. Отец Фе­дор про­жил еще ночь и умер на сле­ду­ю­щее утро.

Про­ро­че­ство от­ца Алек­сандра пе­ре­да­ва­лось из уст в уста. Все ис­пол­ни­лось в точ­но­сти. Через несколь­ко дней от­ряд ка­ра­те­лей был уни­что­жен под се­лом Ба­ла­ба­но­вым.

На тре­тий день со­сто­я­лось от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков. На по­хо­ро­ны со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да. Сра­зу же по­сле убий­ства вла­сти из бо­яз­ни пе­ред на­ро­дом по­спе­ши­ли при­знать свя­щен­ни­ков неви­нов­ны­ми и при­сла­ли на по­гре­бе­ние сво­их пред­ста­ви­те­лей, ко­то­рые шли сре­ди при­хо­жан с бе­лым зна­ме­нем в знак неви­нов­но­сти му­че­ни­ков.

На де­вя­тый день по­сле кон­чи­ны отец Алек­сандр явил­ся во сне до­че­ри Елене и по­ве­лел ей со­брать остав­ши­е­ся на ме­сте уби­е­ния ко­сточ­ки го­ло­вы, ука­зав ей и са­мо ме­сто. При­мер­но через год по­сле кон­чи­ны он явил­ся сы­ну Алек­сан­дру, оде­тый в ри­зы осле­пи­тель­ной бе­лиз­ны.

Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли об­ре­те­ны 8 ок­тяб­ря 1986 го­да и с тех пор все, при­бе­гав­шие к мо­лит­вен­ной по­мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков, по­лу­ча­ли ее от сих ско­рых хо­да­та­ев и за­ступ­ни­ков. 

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Алек­сандр и Фе­о­дор бы­ли про­слав­ле­ны в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 го­да. 

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II и Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Ко­ло­мен­ско­го и Кру­тиц­ко­го Юве­на­лия 20 сен­тяб­ря 2003 го­да мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли по­ме­ще­ны в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в го­ро­де Ре­уто­ве, где в 2001 го­ду был освя­щен при­дел во имя Со­бо­ра Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра со­вер­ша­ет­ся в день их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны 1 (14) но­яб­ря, в день об­ре­те­ния их свя­тых мо­щей 25 сен­тяб­ря (8 ок­тяб­ря), а так же в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.


Источник: Иеро­мо­нах Да­мас­кин (Ор­лов­ский). «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия». Кн. 2. Тверь, 1996. С. 401-404.

Написать комментарий