Почему апостол Иоанн Богослов не вкусил смерти?

Почему апостол Иоанн Богослов не вкусил смерти?

Митрополит Трифон (Туркестанов). Слово в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сердечно приветствую вас, возлюбленные братия, с вашим престольным праздником и радуюсь, что Господь снова привел меня помолиться вместе с вами и принести за всех вас Безкровную жертву в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова, любимого Господом ученика.

Сегодня мы празднуем день его преставления. Но преставился ли он? Умер ли он действительно? Вот неожиданный вопрос, который я хочу вам предложить. Но он имеет основание в Евангелии. Там говориться, что прошел слух, что любимый Господом ученик, Иоанн, не умер (см.: Ин.21,23). Этот слух основан на словах Господа Иисуса Христа, Который на вопрос апостола Петра: А он что? – сказал: Если Я хочу, чтобы Он пребыл, пока приду, что тебе до того (Ин.21, 21-22). Видите, что сказал Господь апостолу Петру на вопрос, что будет с этим учеником. И таким образом Он действительно предсказал, что Иоанн Богослов не умрет и будет пребывать до второго пришествия Господа. И в тех духовных песнопениях, мы вчера слышали за всенощною, мы находим подтверждение сему. Там поется: «Ты, от земли отшед, земли не отлучился еси, но живеши и второе пришествие Спасово ожидаеши»[1].

Таким образом, если иметь в виду это предсказание, то, действительно, апостол Христов не вкусил смерти. Под смертью мы подразумеваем отделение души от тела – но такового с ним не случилось. Но если подразумевать удаление его от земли, то он невидим  для людей со второго столетия.

Что он не вкусил смерти, свидетельствует церковное предание. Оно говорит: когда ему было более 100 лет, он повелел выкопать ему могилу, лег в нее и велел засыпать его землей. И когда на другой день ученики пришли к его могиле, то они не нашли там его тела. И поняли они, что исполнилось то, что о нем говорил Господь – что он не вкусит смерти, подобно Пресвятой Деве Марии и некоторым святым Божиим.

Это открывается из того наименования, которым называл его Господь. Он носил имя ученика, его же любляше Иисус (Ин. 20,21). А Спаситель любил его не за внешние преимущества, ибо Он любит только тех, которые творят волю Отца Небесного. Он сам сказал: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь (Мф.12,50). А апостол именно творил волю Божию и назывался Богословом…

И мы, кончившие свое учение в духовных академиях, именуемся богословами. Но, увы, богословие для нас – только одно внешнее знание, а для него оно все проникло в душу.

А Бог есть свет – и душа апостола была проникнута светом! Бог есть любовь – и душа апостола была проникнута  этою любовию! Вот это-то сочетание света и любви проникло во все его существо, и он не вкусил смерти. И удивительно ли то, как Христос Спаситель Своею смертию и Воскресением победил смерть. Где твое, смерте, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор.15,55).  Это смертоносное жало уничтожено победою Христа над смертию. И это мы видим над некоторыми святыми людьми. В самом деле, что истлевает? И что может быть ужаснее тления человеческого тела? А между тем тела святых остаются нетленными, благоухающими, источают исцеления верующим и скорби их разрушают. Разве эти тела мертвые? Разве мертвы преподобный Сергий, преподобный Серафим, когда к ним прибегают верующие? Разве вы лобызаете их мертвые тела? Нет они живы и будут вечно жить. Им мы открываем нашу душу, наши скорби, наши страдания, наши болезни… И, о дивное чудо, эти тела исцеляют болезни, источают избавления.

Более четырехсот чудес записано от святителя Иоасафа[2], а сколько еще не записано! Сколько всего чудес, известно одному Господу Богу да исцеленным. Скажите, разве для несчастной девочки, страдавшей снедающей золотухой, гниющей в ранах, разве святитель Иоасаф был мертв, когда она простирала к нему свои ручонки и взывала от своего чистого страдающего детского сердца: «Святитель Божий, помоги! Святитель Божий, исцели! Тебе все возможно!»? Святитель услышал ее, и он ее исцелил. Такова сила молитвы!

Дорогие братие, если мы будем стремиться к Богу, если мы будем стремиться к небу, к любви Божией, то и мы, несомненно, после нашей кончины перейдем в вечную жизнь и будем вместе с праведными в вечной жизни, в вечной славе, в вечной любви, в вечной радости. Аминь.

В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 

За литургией 26 сентября 1911 года.

Митрополит Трифон (Туркестанов)

[1] Ср.: "Ублажим Иоанна, приснопамятного, от земли преселяющегося, и земли не отступающего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие" (служба на преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября, на малой вечерни, стихира на Господи воззвах, на "Слава").
[2] Церковное прославление святителя Иосафа совершилось 4 сентября 1911 года
 

 

Написать комментарий