Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(15-05-2018, 00:00)

Виктор Михайлович Васнецов — к 170-летию со дня рождения

Автопортрет. В. М. ВаснецовРассказывать о Викторе Михайловиче Васнецове легко и трудно одновременно. Легко потому, что многие поколения русских людей выросли в окружении его картин, его персонажей, его мироощущения, наконец. Его работы тиражировались в репродукциях более других художников. Они стали хрестоматийными, вошли в фольклор, стали частью нашего мировоззрения. Поэтому писать о Васнецове нелегко, так как каждый человек имеет о нём своё сложившееся мнение.

Попробуем легко, но с благодарностью, вспомнить творческий путь этого замечательного художника и человека.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых художников XIX века знал и огромный успех своих картин, и резкую критику. Он не был равнодушен и к популярности, и к критике, но громадная внутренняя сила в нём поднимала его над славой и над хулой. Недаром его называли «истинным богатырём русской живописи».

Но самая главная заслуга Васнецова в том, что он первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач — создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное — его православной духовности.

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Уклад жизни этой большой семьи, скорее, напоминал быт крестьянина-середняка. В то же время, это была широко образованная семья. Много читали, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание художественные наклонности русского живописца.

Естественно, что его первыми зарисовками стали деревенские пейзажи, и жители его родного села. Здесь должно отметить суровую и величественную красоту Вятского края, которую мы знаем по картинам Ивана Шишкина, много работавшего в Вятке. (Шишкин родился в Елабуге, которая до революции 1917 года территориально относилась к Вятке).

Красота природы и жизнь в крестьянской среде, богатой фольклором, в семье религиозной и высоко духовной, где труд был естественной нормой, всё это формировало юного Васнецова.

Он учился в духовном училище, затем поступил в духовную семинарию в Вятке. Её в своё время закончили его отец, дед и прадед. Такая вот династия… Надо отметить, что в семинарии получали широкое классическое образование — в то время преподавали: математику, логику, церковную архитектуру, латынь, французский и немецкий языки, литературу, поэзию и стихосложение. Все это — помимо обязательных для будущего священника, дисциплин.

Известно, что братья художника Николай и Аркадий после окончания той же семинарии стали земскими учителями. Николай Михайлович позже составил «Словарь вятского говора», а говор тот покруче хинди будет, заявляю вам авторитетно, так как ваш покорный слуга тоже родом из Вятки.

В семинарии Васнецов изучал летописные своды, жития святых, древнерусскую литературу, православную символику. В последствии это помогло ему в создании храмовых росписей.

Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885В это же время юноша принимал участие в декорировании вятского кафедрального собора, иллюстрировал «Собрание русских поговорок» этнографа Николая Трапицина и написал свои первые картины: «Жница», «Баба-Чертовка», «Молочница», которые благосклонно были приняты зрителями.

С разрешения и благословения отца Виктор в 1867 году уходит с последнего курса семинарии и поступает в Петербургскую Академию художеств. Начинается новый этап в его жизни. Здесь он знакомится с Ильей Репиным, Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским. Как вспоминал Репин: «Засиживались до утра, читали, спорили, а главное вырабатывалось сознание прав и обязанности художников».

Учился Васнецов у знаменитого педагога Чистякова, которого называли «всеобщий педагог», так как у него учились в разное время почти все выдающиеся художники XIX-XX века: Поленов, Репин, Серов, Врубель и другие. Занятия в Академии шли успешно, в 1870 году Васнецов получил Большую серебряную медаль за ученическую работу.

В том же году умирает его отец. На иждивении Васнецова оказался шестнадцатилетний брат Аполлинарий, в последствии — крупный художник, которого он взял в Петербург. Необходимо было думать о заработке.

В эти годы Васнецов выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдаткой азбуке», к «Русской азбуке для детей», им были иллюстрированы сказки «Конёк-Горбунок», «Жар-птица», и др.

Современники хвалили Васнецова как «типиста» — замечательного рисовальщика, умеющего точно и ярко выразить характер модели. Рисунки Васнецова, выполненные выразительными и точными штрихами, имели большой успех. Его листы «Книжный лавочник», «Мальчик с бутылью вина» на Всемирной выставке в Лондоне 1874 года получили бронзовые медали. Это был большой успех для молодого художника.

Постепенно Васнецов охладевал к учению в Академических стенах, чувствуя в себе силы для самостоятельной работы. Главное, что он уже сформировался как творческая личность. Им написаны картины «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», которые заявили о появлении Большого художника. Но это пока ещё «проба пера». Васнецов только ищет свой неповторимый васнецовский стиль. Он только начинает работать над рисунками и эскизами к «Витязю на распутье».

Витязь на распутьеНадо отметить, что в русском обществе нарастал интерес к национальной старине, необыкновенный подъём в музыкальной, художественной жизни. Взлёт философской, религиозной мысли. Теперь конец XIX-го, начало XX-го века называют «русским ренессансом». Можно вспомнить о композиторах «Могучей кучки» — Бородине, Даргомыжском, Мусоргском. Архитекторах — Гартмане, Щусеве, Ропете.

Именно в это время (конец семидесятых годов XIX-го века) Васнецов по приглашению Репина едет в Париж.

В то время Париж был культурной столицей мира. Все лучшее, талантливое и оригинальное собиралось, бурлило, горело и сгорало, иногда дотла, в этом городе. Там было на что посмотреть: академисты, романтисты, импрессионисты и прочие «исты», о которых сейчас никто и не помнит. Но вся эта канитель не вскружила голову молодому художнику, а наоборот, крепкий вятский характер смог впитать все лучшее из этого водоворота, сделать выводы о бренности всего ежеминутного и суетного, а главное — укрепиться в своих убеждениях.

Конечно, художник не смог пройти равнодушно мимо Парижа. Васнецов привёз домой множество рисунков, этюдов. Написал картину «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» не случайно: этот сюжет напомнил ему вятские ярмарки — красочные и яркие балаганы.

В конце 1878 года Васнецов переезжает жить и работать в Москву, туда же переезжают Репин, Поленов.

Здесь была написана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая в 1880 году стала своеобразном манифестом, утверждающим новые художественные принципы в искусстве. Картина была с восторгом принята зрителями, историк и художник Игорь Грабарь писал: «Картиной «После побоища» открывается эра в русском искусстве, с неё начинается длинный ряд страстных попыток разгадать идеал национальной красоты, которые не прекращаются до сих пор и, вероятно, долго ещё будут вдохновлять художников, чувствующих свою связь с народом».

Буквально сразу же были написаны «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства». В последней картине автор вновь возвратился к поискам типа национальной красоты. Эта тема занимала многих художников — современников Васнецова.

В предыдущие века, в академической живописи, пришедшей в Россию из Италии через Европу, господствовал итальянский идеал красоты. И это естественно, ведь родина реализма — Италия. Карл Брюллов является ярчайшим представителем академизма и выразителем итальянского идеала. В этом нет ничего плохого, каждая эпоха в разных странах рождает свои идеалы.

Вспомним Рубенса, Климта, Кустодиева. Россия на рубеже веков XIX и XX болела своим идеалом, идея эта носилась в воздухе. Естественно, такая личность, как Васнецов, не мог не загореться этой идеей.

Известно, что Васнецов не зарабатывал денег писанием портретов, как, например Репин. Но в рамках своей концепции и при подготовительной работе над картинами он написал большое количество портретов. Работая над образом «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-царевича», он, конечно, писал с натуры, но задача его была не в том, чтобы передать характерные черты портретируемого. Это он мог делать превосходно. Но он стремился сформировать, вылепить, тот национальный, обобщающий тип, который бы отвечал его идеалам. Портретируемый человек был базой, точкой отсчёта в поиске образа. Это ничуть не принижает значения и достоинства. Просто Васнецов был художником исторического жанра, а не портретистом. У каждого жанра свои законы.

Конечно, не обошлось и без яростной критики: художника обвиняли в провинциальности, нецивилизованности, в неумении смотреть на мир глазами «европейски образованного человека». В России всегда находились люди, которые мечтали надеть на российскую, в общем-то, азиатскую физиономию, европейскую маску, а когда напяливали, то получалось весьма неуклюже. И дело здесь не в «особом пути России», а в разности и индивидуальности. Это как люди, каждый со своей историей, органикой, болезнями, характером, дактилоскопией, наконец. Цель может быть одна и даже благородная, а добирается каждый по-своему.

Васнецов тяжело переживал эти нападки, понимая, что, кроме «медных труб», необходимы «огонь и вода». Здесь ему оказывали дружескую поддержку его друзья — художники Остроухов, Коровин, Поленов, Нестеров, Суриков, Серов, Врубель — все они были членами «Абрамцевского кружка», названного в честь загородной усадьбы крупного российского мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Знаток живописи и музыки, Мамонтов сам занимался скульптурой, пел, выступал в любительских спектаклях, но главным его дарованием был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу. Устраивались музыкальные вечера, спектакли, организовали частную оперу.

Художники, артисты, литераторы собирались у Мамонтовых, в Абрамцеве, подолгу жили там. Ходили на этюды, писали картины, устраивали чтения, живо обсуждали события в художественной и духовной жизни. Это были настоящие единомышленники.

Христос Вседержитель. Подготовительная композиция росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве.В лице Саввы Мамонтова Виктор Васнецов долгие годы имел мощную моральную и материальную поддержку. Здесь же, в Абрамцеве, Васнецов имел возможность воплотить в жизнь свои архитектурные идеи: в 1881 году он стал автором архитектурного проекта Абрамцевской церкви.

Благодаря Васнецовским приёмам стилизации, уже найденным в былинно-сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен.

Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы — образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы. В росписи храма принимали активное участие и другие участники Абрамцевского кружка. Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.

В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По его проектам были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова (1892), собственный дом в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.

Одновременно с архитектурными проектами Васнецов не оставляет работу и над картинами. Были созданы эскизы к «Богатырям», театральные эскизы, книжные иллюстрации, написано множество пейзажей. А к юбилейной XXV выставке Товарищества представил большое полотно «Царь Иван Васильевич Грозный», которое всех повергло в изумление. Царь у Васнецова — умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно. Художник убедительно представил крупный характер и сильную личность.

В 1885 году произошло событие, которое Васнецов считал главным в своей жизни. Ему было предложено выполнить росписи только что отстроенного Владимирского собора в Киеве. Он взялся за эту работу и посвятил ей десять лет, вложив всю страсть и тревогу своей души.

Основной идеей для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвящённого 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, её включённости через православие в мировую культуру. И поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено не только на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, но и на создании галереи русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников православия. Это должно было стать своеобразным путеводителем по духовной истории России.

Здесь пригодился громадный опыт, накопленный с годами изучения древнерусского искусства, архитектуры, древних рукописей, и духовного образования, полученного в семинарии. Им были созданы образы князя Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, княгини Ольги. Работая над ними, художник реалистически точно воплощает своё представление о национальном идеале, в котором выразились народные представления об умных, волевых, решительных и справедливых столпах православия.

Богоматерь. Роспись конхи Владимирского собора в Киеве.Сильное впечатление производит запрестольный образ Богоматери. Великолепная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствовала над всем пространством. Она держит Младенца не себе, не для себя, а именно несёт Его миру. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь к стоящим в храме людям.

Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Очень важно, что, работая над росписями собора, Васнецов не мог опираться лишь на свои собственные представления, эмоции и опыт, или руководствоваться порывами фантазий. Он постоянно сверял свои работы с духом Церкви, с каноном. Помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.

Здесь уместно сказать несколько слов о каноне. В глянцево-ширпотребной литературе принято ругать канон, который сковывает по рукам и ногам «творческий порыв» художника. Призывается отбросить все каноны и заниматься свободным поиском (инсталляцией). Очень знакомая нотка — вспоминается «Отречемся от старого мира». В очередной раз предлагается строить дома на песке. Как правило, «творческие порывы» и искания большинства художников, не имеющих базового образования, лежат в плоскости изыскания новых форм, внешней непохожести на других. Всё это мы можем наблюдать на большинстве современных выставок. Неуклюжее скольжение по поверхности дилетантизма — зрелище грустное. Особенно переживать по этому поводу не стоит. В природе все устроено достаточно гармонично. Тупиковые направления отмирают сами собой, правда, успевают немного попортить воздух.

Итак, вернёмся к канону. Кроме образования, которое в разные времена и в разных странах приобреталось художниками, примерно в течение десяти лет обучения, существовали ещё и традиции, и опыт, накопленный мировой культурой в течение тысячелетий.

В православном искусстве так же существуют традиции и опыт, свои законы, которые помогают через изображение донести суть православия. Они не выдуманы впопыхах, а с большим старанием складывались, формировались тысячелетиями. Художник же, принимающий православие и работающий в этом направлении, должен принимать традиции. Любая отсебятина искажает суть православия. Представьте себе, если священник в своём приходе начнёт совершать службы так, как ему вздумается, получится «перформенс», в русском понимании этого слова. Талантливому художнику и внутри канона всегда можно проявить себя, ничего не ломая, вспомните Рублёва, Ушакова и других.

Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве.Когда в августе 1896 года леса в соборе были сняты, можно было уже составить полное представление о работе.

Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».

Васнецов оформил храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве. Не оставлял мастер и станковую живопись, им были созданы картины «Богатыри», «Сирин и Алканост», «Гамаюн — птица вещая», иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге» Пушкина (1899) для академического издания, детские рассказы Тургенева и Толстова.

В завершении хотелось заглянуть в залы Третьяковской галерее, где я часто бываю. Они и сегодня заполнены зрителями. Люди с интересом вглядываются в историю культуры своей Родины.

А сколько было ёрничества и передёргиваний вокруг творчества Шишкина, Айвазовского, Левитана, Серова, Васнецова, но при всех этих невероятных усилиях не удалось их втиснуть в «чёрный квадрат» Малевича. История расставила всё по своим местам, кстати, и квадрат поставила на отведённое ему место. Судить о художниках можно только по делам их, то есть, по их картинам, легло на сердце, понравилось, значит, всё хорошо, не стоит составлять мнение из прочитанного или рассказанного «дядей», доверяйте себе, а дядя деньги зарабатывает. Жизнь продолжается! Главное — сохранить в памяти светлые образы, не растрясти свои идеалы на ухабах повседневной жизни.

Художник Сергей Минин.


Глава Миссионерского отдела Архангельской епархии: «в Думе, и в Совете Федерации, и в аппаратах правительства и Президента — верующих людей нет»Председатель Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов в программе «Что скажете, батюшка?» на YouTube-канале иеромонаха Даниила (Плотникова) подверг резкой критике российские власти, которые готовы повысить срок выхода на пенсию, но не хотят отказываться от государственного финансирования абортов и лицемерно выделяют деньги на убийство детей в утробе матери, сообщает сайт Архангельской епархии. 

Сбербанк фиксирует до 9000 попыток в неделю украсть деньги клиентовКоличество киберпреступлении в Российской Федерации в 1 квартале 2018 года выросло более чем на треть в сравнении со всем предыдущим годом. Эксперты насчитали более чем 312 подобных случаев и это лишь те, о которых стало известно. Так же замечена тенденция по увеличению атак с целью нахождения той или иной информации о пользователе, а не ради моментального обогащения. В этом году их доля составила 36% от количества всех атак...

Либералы не отступают от плана по повышению пенсионного возраста «биообъектов» и готовят мощную атаку на регионы20 июня 2018 г. в правительстве состоялась рабочая встреча Дмитрия Медведева с руководством «Единой России» (ЕР) в связи с планируемой «пенсионной реформой». Как сообщила пресс-служба Белого дома, во встрече принимали участие представители социального блока правительства и администрации президента (АП). Встреча прошла «в закрытом режиме», состав участников от исполнительной власти не разглашали. 

В. Катасонов: Тринадцать предупреждений казнокрадамИзвестный сегодня во всем православном мире святитель Николай Сербский (1881-1956) напоминает нам, что казнокрадство – страшнейшее преступление. Это не только попрание юридических законов. В первую очередь, это грех, связанный с нарушением восьмой заповеди Декалога (десяти заповедей Моисеева закона). Этой теме у него посвящена даже специальная статья, которая называется «Не обкрадывай державу». 

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (120)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

МВД Украины отказалось предоставить УПЦ МП альтернативную форму паспортаМинистерство внутренних дел Украины направило письмо с разъяснениями в ответ на обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно возможности получения паспорта гражданина Украины в форме книжечки в адрес президента Украины (от 29.03.2018 г.), сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. В частности, в письме Министерства (от 10.05.2018р. № 6401 / 07136-2018) отмечается, что «в территориальных подразделениях ГМС (Государственно миграционной службы) приостановлено оформление и выдачу паспорта гражданина Украины в виде паспортной книжечки». 

22 июня 1941 года — день памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. Это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. В этот день мы вспоминаем всех, кто пал смертью храбрых на полях сражений, кто умер от ран в госпиталях, был замучен в концлагерях. Вечная им память и слава! Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Бомбардировкам подверглись Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь...

Константинопольский патриарх решил спасти «стоящую вне истины» украинскую нациюВарфоломей таки решил спасать наziю... «Существование раскола не является аргументом в пользу того, чтобы "с чистой совестью” оставить целую нацию за пределами правды и каноничности Церкви, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, – заявил т.н. Константинопольский патриарх 11 июня в день своих именин на литургии. – Скорее это стимул к поиску спасительных и объединительных решений». Свою «ответственность» в поиске решений проблем, существующих на чужой канонической территории, предстоятель карликового патриархата объясняет неким неизвестным в каноническом праве статусом «Церкви-Матери».

© Русь-Фронт
Православие в России