Смерть — образ Божией правды
Увидел и приметил я теперь, возлюбленные, что смерть образ Божией
правды, потому что похищает всех равно. Не стыдится ни царя, ни
великого, ни малого; но поемлет всех вместе: и царя, и бедного, и
нищего. Как правда, в день воздаяния, не смотрит на лица, так и смерть, в
день кончины, не щадит никого. И царя, как и всякого другого, поемлет
бедным и обнаженным, и его связывает, как последнего из людей, и его
ввергает в шеол, — туда же, где и все. И власть, и величие отъемлет у
князей, потому что уже ни величия, ни власти нет у того, кто вошел во
врата смерти. Сгнетает она высокорослых, сильных и гордых, заставляет,
наклонясь, входить в тесную дверь гроба, в котором заключает их.
Надменных и горделивых вводит и заключает она в жилище мертвых; с
угнетенными и несчастными равняет их в шеоле. Смиряет она гордого,
уничижает превознесенного и, наравне с незнатными и простолюдинами, в
наследие дает им тление в шеоле.
Приди же, мудрец, и рассмотри здесь Божию правду, и прославь
Правосудного, Который не взирает на лицо великого и богатого; посмотри
на царя в его порфире, в величии, в славе. Потом посмотри, как обратился
он в персть, и прославь вечно Превознесенного.
Посмотри на царя, когда украшен он великолепными царскими одеждами, и
потом посмотри, когда он в шеоле, среди мертвых, когда моль и червь
стали для него постелью. Смотри: повелевал и высился он, как бог, и вот,
с уничиженными в шеоле, как и все прочие, иобщее всех тление служит для нас образом Божией
правды.
Страшный день смерти, возлюбленные, подобен великому дню отмщения; и тот и другойстлевает безмолвно.
К такому великому равенству (увидел я) приводит смерть, которая поемлет всякого; и равно правдивы.
Преп. Ефрем Сирин