О послушании и покорности: В день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго

О послушании и покорности: В день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго

Проходя близь моря Галилейскаго, Он (Христос) увидел двух братьев, Симона, называемаго Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним (Матф. 4, 18-20).
Торжествуем обычный годовой праздник нашего главнаго городскаго храма в честь св. апостола Христова Андрея Первозваннаго, учителя вселенной. От рыбачьей сети Господь призвал его к званию и делу апостольства или спасительной ловитвы из глубины греховной душ человеческих, уловленных врагом душетленным. Довольно было Господу сказать рыбарям несколько слов — и они, тотчас, оставивши сети, последовали за Ним — навсегда. Блаженное, безпрекословное, твердое послушание! Они сразу поняли, простым сердцем своим, Кто и для чего их зовет и — как они исполнят дело, на которое призываются. И они, действительно, прекрасно его исполнили до конца, и — сколь великое трудное дело, и, по человеческим соображениям, невозможное; потому что нимного, нимало, они имели, благодатию Божиею, преобразовать человеческий род, закосневший в безверии и беззаконии, перестихийствовать мир, во зле лежащий, обновить растленную природу человеческую, оживить омертвевшую, очистить оскверненную безмерными грехами, облагоухать возсмердевшую всякими нечистотами, и от греховнаго растления возвести к жизни нетленной, вечной, к обожению.

Вот к чему были призваны, и вот что сделали силою Божиею и своим безпрекословным послушанием апостолы Христовы! — Чудная сила послушания добровольнаго, разумнаго, твердаго, неизменнаго до конца, — так как они запечатлели свою спасительную проповедь добровольною крестною смертию, подобно Самому Богочеловеку Христу.

Раскроем и разовьем мысль — почему нужно безпрекословное послушание разумных тварей Творцу своему и почему гибельно непослушание.
Творец мира и наш — Один безначален, свят, праведен, всеблаг, премудр, всесовершен, всемогущ, всесвободен, и безконечно превосходит Своею мудростию, святостию, благостию и правдою всех разумных тварей — Ангелов и человеков, коих Он призвал единственно по благости Своей из небытия к бытию, и Один указал им цель бытия — стремление к совершенству и уподобление Ему. Будьте святы, говорит Он, ибо Я свят, Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Будьте совершенни, как совершен Отец ваш небесный (Матф. 5, 48). Он один, как всеблагий и премудрый, указал и средство к достижению этой великой цели. Средство это — единственно верное и нетрудное — доверие и послушание своему всеблагому Творцу. При этом указано было человеку и на горькие плоды лукаваго недоверия и непослушания — на проклятие и вечную смерть.

Указанное средство дерзновенно и безразсудно было отвергнуто первочеловеками, заповедь Творца преслушана, человек дал место своеволию, безумному непослушанию (а ведь был одарен умом светлым, хотя ограниченным). Перстные человеки возмнили быть сами богами (в роде того, как ныне учащаяся молодежь возмечтала быть автономною). Так как люди сотворены были с даром свободы (неправильно понимаемой ныне большинством) и с ответственностию за свои действия, и — свободно подчинились противнику Божию, раньше их из благаго ангела сделавшемуся отступником от Бога, чрез гордость и непослушание, и наследовавшему в наказание от Бога вечную смерть и державу смерти, — то и сами, по справедливости, подверглись проклятию и смерти, и сначала умерли духовно, лишившись света, мира и радости, а потом и — телесно. Таким образом чрез одного человека Адама вошел в мир грех, а чрез грех — смерть, которая вошла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12).

Вот плоды непослушания! Что бы уничтожить их, надо было, во исполнение правды Божией, Самому Сыну Божию воплотиться и стать человеком совершенным, не переставая быть Богом, и быть послушным Отцу небесному до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8), и загладить непослушание верующаго в Него человечества, — и Он добровольно, с безмерною благостию и долготерпением совершил Свое всеискупительное послушание, исполнив за человечество всю правду, весь закон Божий, приняв и искушение от диавола в пустыне и победив его словом Божиим. Теперь человечество должно быть совершенно послушно Своему Искупителю, Сыну Божию, если желает избавиться от проклятия и смерти, и ради своего спасения и будущей жизни, творить дела покаяния и правды, искренно веруя в Него, как Агнца Божия, взявшаго на Себя грехи мира (Иоан. 1, 29), и спасающаго послушных Ему. Без послушания Ему и церкви Его, которой Он дал всю власть — разрешать и связывать грехи человеков, невозможно никому наследовать благословение Божие и достигнуть святости и вечной жизни. Неверным, непослушным и нераскаянным будет сказано от праведнаго Судии: идите от Меня проклятые в огонь вечный, приготовленный дьяволу и ангелам его (Матф. 25, 41).

Обратим теперь речь к себе. Мы крестились во Христа или во Святую Троицу — во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как заповедал Господь апостолам; имеем Евангелие Христово, послания апостольския, священную повесть о их деяниях, — словом имеем истинное, полное, всеспасительное учение Христово и апостольское, — имеем счастие и блаженство быть членами Церкви Христовой или духовнаго тела Его, Коего Он есть вечная Глава.

И так, если мы крещены во имя Христа и Св. Троицы, то сочетались ли мы со Христом? искренно ли веруем в Него? любим ли слово Его? послушны ли церкви Его? подчиняемся ли охотно и разумно ея руководству? участвуем ли в ея Богослужении, в в таинствах? не охладели ли мы к Богу, к Его церкви? не возмечтали ли мы, что не нужна нам церковь, не нужно Богослужение, что можно только дома молиться? Ей, нет; не так думали, жили и спасались предки наши, святые отцы и праведники земли нашей и все святые угодники Божии; они были смиренно-послушными сынами и дщерями церкви Христовой. Живите же и вы, братия, по духу Христову и апостольскому, по духу церковному, а не по духу мира сего, во зле лежащаго. Мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Иоан. 2, 17).

Я намеренно начал слово свое сказанием о призвании рыбарей к апостольскому делу и о их безпрекословном послушании Христу, чтобы всем дать урок совершеннаго послушания Спасителю нашему, Который Сам был послушлив Отцу небесному ради нас — до смерти крестной. Ныне почти исчезло послушание; все хотят жить по своей грешной воле, а отсюда происходит крайне пагубное разстройство церковной и общественной жизни. Апостол учит нас повиноваться безпрекословно друг другу: все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием (1 Петр. 5, 5).

Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены. По сему противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13, 1-2). Аминь. 

Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Новыя слова, произнесенныя в 1905 году. — Издание первое, под редакцией автора. — Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1906. — С 146-150. 

Написать комментарий