Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(13-02-2018, 00:00)

Памяти старца иеромонаха Стефана (Игнатенко)

Иеросхимонах Стефан (Игнатенко)
Иеросхимонах Стефан  (в миру — Дмитрий Иванович Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенское Владикавказского уезда в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко.

 Митя Игнатенко учился в церковноприходской школе. С детства он полюбил монашество и подолгу оставался читать Священное Писание.  После кончины матери, семнадцатилетним юношей, Дмитрий вдвоем со старцем отправился на Святую Афонскую гору.

 Юноша в согласии со своим спутником постарался разыскать уважаемого земляка, настоятеля афонских монастырей во имя святого Иоанна Предтечи и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — иеросхимонаха Герасима Попова. Вскоре он не выдержал непривычных климатических условий, тяжело заболел малярийной лихорадкой и по совету афонских старцев вернулся в Россию. Отъезд Дмитрия Игнатенко совпал с основанием на Кавказе подворья Иоанно-Богословской пустыни.

 28 ноября/11 декабря 1904 года, в день памяти преподобномученика и исповедника Стефана Нового, состоялось торжественное освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в молодой обители на склоне горы Бештау.

 В годовщину основания монастыря состоялся постриг послушника Дмитрия Игнатенко в монашеский чин с именем Стефана в честь преподобномученика и исповедника Стефана Нового (+767).

 Богомольцев привлекала в обители строгая молитвенная сосредоточенность братии, неукоснительное выполнение древнего афонского устава, истовое служение. Само расположение Второ-Афонского монастыря высоко между тремя отрогами горы Бештау, на опушке густого леса, недалеко от источника с хрустальной ледяной водой, настраивало душу на молитвенное созерцание. Живописная местность, поэзия преданий древности, от­крытость обители пленяли душу паломника.

 Здесь, к 1913 году отец Стефан был рукоположен во иеромонахи и служил на подворье монастыря. Во время Первой мировой войны в 1914 году Второ-Афонский Успенский монастырь, вносил посильную помощь фронту, при­нимал участие в уходе за ранеными.

 В это же время, тяжелым испытанием для Кавказа был приезд туда  изгнанных в 1913 году с Афона взбунтовавшихся монахов-имябожников. Ослепленные   страстью, невежеством и ревностью не по разуму, имяславы вели себя агрессивно по отношению к православному монашеству. Много пришлось по­терпеть от них иеромонаху Стефану.

 Он отпрашивался у настоятеля и, получив благословение, подолгу жил вместе с отшельниками в горных пустыньках. Отцу Стефану была близка их молчаливая, плавная, молитвенная жизнь, их спокойное горение к Богу. Более всего покоряла их простота, которая невольно передавалась собеседнику.

 Пробыв в горах несколько месяцев, с умиротворенной, тихой душой отец Стефан возвращался во Второ-Афонский монастырь, подготовившись к темным и скробным вихрям, сокрушавшим как светскую, так и церковную жизнь.

 У отца Стефана, несмотря на его малое образование, был удивительный дар рассуждения. В те годы, первые два десятилетия нашего века, Кавказ был наводнен многими представителями вольнодумной интеллигенции: тут были и сектанты, и тол­стовцы, и теософы, и просто ищущие истину, потерявшие ее, разорвав связь с православной церковью. И вот эти совопросники мира сего», некоторые из которых учились в Сорбонне, знавшие по пять языков, склоняли головы перед простым, неученым монахом, оставляя у ног его все свои мудрования.

 В 1925-1926 годах иеромонах Стефан в поисках уединения покинул монастырь и ушел в горы со своим первым келейником Серафимом, которого очень любил. Впоследствии им пришлось расстаться. Там, в районе Цебельды, они устроили себе небольшие кельи и жили настоящей отшельнической жизнью.

 Окончательно батюшка Стефан оставил монастырь после праздника святых апостолов Петра и Павла в 1927 году вместе с остальными монахами, когда большевики закрыли обитель. Братия ушли в горы. Батюшка пробыл в Грузии до конца Великой Отечественной войны. После 1943 года было сделано некоторое временное послабление церкви.

Владыка принял отца Стефана и приписал его к клиру Ставропольской епархии. Постоянного прихода у старца не было,— он был командировочным священником, служил по станицам. Так, например, он замещал при необходимости известного кавказского подвижника отца Иоасафа в станице Архонская.

 Старец Стефан пробовал изменить место своего жительства. Купил в Горячеводске домик, где недолгое время жил. Он хотел переехать в Пятигорск, но по болезни сердца из-за неподходящих климатических условий был вынужден вернуться во Владикавказ. В те годы в Пятигорске служил бывший настоятель обители на Бештау схиархимандрит Иоанн Мирошников.

 В 1956 году знакомые предложили старцу вместе с его келейником Симеоном Иудовичем переселиться из Владикавказа в Кисловодск. Город им нравился и, что удивительно, учитывая тяжелое заболевание сердца отца Стефана, ему подошел климат Кисловодска. Решили перебираться. Хозяева дома во Владикавказе, Ирина Никитична и Андрей Петрович, настолько полюбили своих жильцов, что не допускали мысли о разлуке с ними. По их неотступным просьбам батюшка благословил переезжать всем вместе. Нашли подходящий, маленький, но вместительный, домик на самой окраине Кисловодска у подножия Кабан-горы. При доме был сад и огород. Ирина Никитична специально старалась подыскать удобную планировку, с покойной от­дельной кельей для отцов. Продали дом во Владикавказе. Прописаться в Кисловодске было очень трудно, но помогли супруги Сачковы, Агафья Федоровна и Максим Павлович, служивший начальником кисловодского УВД.

  До самой смерти старец жил в Кисловодске, хотя по необходимости выезжал то во Владикавказ, то в Тифлис.

 В Кисловодске он помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что ему перевалило за седьмой десяток, отец Стефан пешком ходил в церковь. В середине 1960-х годов церковь собрались закрывать. Нередко в алтарь храма стреляли неизвестные комсомольские активисты. Иван Михайлович, бывший в то время церковным старостой, поехал в Московскую Патриархию с ходатайством о прекращении дел по закрытию церкви. Отец Стефан понимал, что поездка будет безрезультатной, но не вмешивался. Иван Михайлович попал на прием к заместителю В.А. Куроедова, выдержал тяжелую и бесплодную беседу. Приход перевели в район «Минутка», церковь закрыли и взорвали в 1965 году.

 После закрытия Пантелеимоновского храма отец Стефан предпочитал молиться дома.

 К своей кончине отец Стефан относился очень спокойно: навещая его, мать Сергия иногда заставала его с Симеоном Иудовичем за тем, что они рассматривали крест, приготовленный старцу на могилу. Казалось, он в любой момент был готов разрешиться от земных уз для долгожданной встречи со Христом.

 Перед самым отходом батюшки в Вечность позвали знакомого врача, Нину Васильевну Думенову. Вечером она нашла его в очень тяжелом состоянии и посоветовала не медлить, пригласить священника, пообещала зайти на следующий день. В ту ночь с отцом Стефаном ночевал архимандрит Савва из Пятигорска. В последний раз он причастил старца в полном сознании в восемь часов утра. В девять часов утра пришла Нина Васильевна. Она увидела, что приблизилась кончина, и предложила читать канон на исход души. Врач стала в изголовье, чтобы удобнее было наблюдать за умирающим. Батюшка Стефан тяжело дышал. Рядом с Ниной Васильевной встала Анна Степановна. Симеон Иудович начал читать канон. Все, кто находился в келье, встали на колени перед постелью отходившего старца со свечами в руках и с трепетом прислушивались к его дыханию. Перед окончанием чтения врач поднялась с колен. Едва завершился канон на исход души, иеросхимонах Стефан вздохнул в последний раз, и на выдохе из его уст исшел круглый, диаметром примерно три сантиметра, снопик света, состоявший из мелких золотистых лучей. Свет прошел над телом почившего до самых его ног и исчез. В мире батюшка отошел в вечную жизнь в 10 часов 25 минут утра 31 января/13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня.

 Старец иеросхимонах отец Стефан имел множество духовных дарований: дар пророчества, чудотворения. Никто из приходящих к нему не уходил не утешенным, но всегда получал духовную помощь, поддержку и полезный совет. Те, кто пренебрегал советами и благословением старца, в последствии сильно об этом сожалели, а те, кто им следовал, а таких было большинство, были благодарны ему всю жизнь.

 Отец Стефан похоронен на кладбище в Кисловодске (по ул. Седлогорская). Над его могилой устроена сень, под которой не смолкает заупокойная молитва. Верующие люди постоянно приходят к старцу со своими нуждами и свидетельствуют, что сейчас благодатная помощь старца ощущается с особенной силой, о множестве чудес совершаемых по молитвам отца Стефана.

 Цитируется по материалам сайта благочиния Православных церквей Кисловодского округа http://jivonosniy-istochnik.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Глава Миссионерского отдела Архангельской епархии: «в Думе, и в Совете Федерации, и в аппаратах правительства и Президента — верующих людей нет»Председатель Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов в программе «Что скажете, батюшка?» на YouTube-канале иеромонаха Даниила (Плотникова) подверг резкой критике российские власти, которые готовы повысить срок выхода на пенсию, но не хотят отказываться от государственного финансирования абортов и лицемерно выделяют деньги на убийство детей в утробе матери, сообщает сайт Архангельской епархии. 

Сбербанк фиксирует до 9000 попыток в неделю украсть деньги клиентовКоличество киберпреступлении в Российской Федерации в 1 квартале 2018 года выросло более чем на треть в сравнении со всем предыдущим годом. Эксперты насчитали более чем 312 подобных случаев и это лишь те, о которых стало известно. Так же замечена тенденция по увеличению атак с целью нахождения той или иной информации о пользователе, а не ради моментального обогащения. В этом году их доля составила 36% от количества всех атак...

Либералы не отступают от плана по повышению пенсионного возраста «биообъектов» и готовят мощную атаку на регионы20 июня 2018 г. в правительстве состоялась рабочая встреча Дмитрия Медведева с руководством «Единой России» (ЕР) в связи с планируемой «пенсионной реформой». Как сообщила пресс-служба Белого дома, во встрече принимали участие представители социального блока правительства и администрации президента (АП). Встреча прошла «в закрытом режиме», состав участников от исполнительной власти не разглашали. 

В. Катасонов: Тринадцать предупреждений казнокрадамИзвестный сегодня во всем православном мире святитель Николай Сербский (1881-1956) напоминает нам, что казнокрадство – страшнейшее преступление. Это не только попрание юридических законов. В первую очередь, это грех, связанный с нарушением восьмой заповеди Декалога (десяти заповедей Моисеева закона). Этой теме у него посвящена даже специальная статья, которая называется «Не обкрадывай державу». 

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (120)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

МВД Украины отказалось предоставить УПЦ МП альтернативную форму паспортаМинистерство внутренних дел Украины направило письмо с разъяснениями в ответ на обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно возможности получения паспорта гражданина Украины в форме книжечки в адрес президента Украины (от 29.03.2018 г.), сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. В частности, в письме Министерства (от 10.05.2018р. № 6401 / 07136-2018) отмечается, что «в территориальных подразделениях ГМС (Государственно миграционной службы) приостановлено оформление и выдачу паспорта гражданина Украины в виде паспортной книжечки». 

22 июня 1941 года — день памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. Это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. В этот день мы вспоминаем всех, кто пал смертью храбрых на полях сражений, кто умер от ран в госпиталях, был замучен в концлагерях. Вечная им память и слава! Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Бомбардировкам подверглись Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь...

Константинопольский патриарх решил спасти «стоящую вне истины» украинскую нациюВарфоломей таки решил спасать наziю... «Существование раскола не является аргументом в пользу того, чтобы "с чистой совестью” оставить целую нацию за пределами правды и каноничности Церкви, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, – заявил т.н. Константинопольский патриарх 11 июня в день своих именин на литургии. – Скорее это стимул к поиску спасительных и объединительных решений». Свою «ответственность» в поиске решений проблем, существующих на чужой канонической территории, предстоятель карликового патриархата объясняет неким неизвестным в каноническом праве статусом «Церкви-Матери».

© Русь-Фронт
Православие в России