ГОНИМЫЙ ДО СМЕРТИ ХРИСТА РАДИ

ГОНИМЫЙ ДО СМЕРТИ ХРИСТА РАДИ

Память священномученика Владимира (Введенского)

Священномученик Владимир родился в 1869 г. в г. Шуе Владимирской губернии в семье псаломщика Феодора Введенского. В 1889 г. Владимир окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 г. Владимир Федорович был рукоположен во священника к Рождественской церкви в с. Лежнево Ковровского уезда Владимирской губ., в которой он прослужил всю жизнь; в 1920-х он был в ней настоятелем. В первый раз о. Владимир был арестован в 1922 г. по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но вскоре освобожден.

 

В начале 1930 года власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, и поскольку ни прихожане, ни священники не собирались отказываться от богослужений, то прекратить их можно было, лишь арестовав священников. 4 февраля были допрошены лжесвидетели, которые показали: «Поп Владимир Введенский через церковь и молебны по домам разносит антисоветскую заразу — свои религиозные суждения, ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти. С амвона произносит проповеди почти после каждого богослужения, и главным образом у священников происходят собрания верующих по своему плану, где они дают инструкции сей черни».

 

«Священник Владимир Федорович Введенский очень осторожен и своих взглядов на советскую власть прямо не высказывает. Бывая с требами по домам, иногда говорит, что, вот, жмут православную веру, этого допускать не нужно».

 

«Вокруг церкви поселка Лежнево группируются антисоветские элементы из бывших торговцев во главе со священником Владимиром Введенским, который до сих пор читает проповеди, по существу антисоветские».

 

В тот же день отец Владимир был задержан, все его имущество переписано, а жене было запрещено продавать или передавать его кому-либо. 5 февраля 1930 г. власти допросили священника; отвечая на вопросы следователя, о. Владимир сказал: «Лично я веду свою жизнь замкнуто, никаких посещений между нами, церковным причтом, не бывает и не было, за исключением случаев исполнения религиозных обрядов. Так, на праздник Рождества в 1929 г. вместе со священником Кумашенским я заходил к священнику Побединскому... У меня никогда ни с кем из прихожан не было разговоров о политике советского правительства в связи с закрытием церкви, хозяйственными и другими вопросами».

 

Следователь спросил, как о. Владимир относится к обновленчеству, которое, будучи активно поддерживаемо властями, было весьма сильно в этих местах. Отец Владимир ответил: «В период обсуждения вопроса о переходе в обновленческую ориентацию, когда особо в этом инициативу проявляли члены причта Смирнов и Цветков, я лично и остальной церковный причт были не согласны с этим, как, например, в части хотя бы того, что мы церковные служители при этом должны были выполнять только исключительно свои обязанности как бы “технически”. В это обсуждение приходской совет не был втянут; после этого строй церковной службы остался прежний, сейчас этот Смирнов вышел из церкви (в 1923 г.), а Цветков служит священником в селе Хомутово Тейковского района».

 

6 февраля 1930 г. власти перевели о. Владимира в тюрьму в г. Шую. Тогда же, в селе Лежнево, после предварительных допросов, были арестованы священники, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц.

 

11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела «антисоветскую агитацию и пропаганду, направленную к срыву проводимых мероприятий и возбуждению крестьян и рабочих Лежневского района против советской власти. Группа спаяна на почве единства религиозных воззрений и общности политических интересов. Встречаясь в церкви после молений под видом решения церковных дел, разрешали вопросы антисоветского характера».    

 

15 февраля тройка ОГПУ приговорила о. Владимира к трем годам заключения в концлагере. 30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья. Начальник командировки писал в характеристике о нем: «Трудолюбивый и исполнительный работник, несмотря на свой преклонный возраст. Дисциплинирован и вежлив. Взысканиям и вообще замечаниям не подвергался. В культурной работе не участвует как служитель культа».

 

Оставшиеся дома жена священника София Николаевна, дочери Мария, Анна, Вера и сын Василий, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию. 6 марта 1930 г. Мария написала заявление председателю ВЦИКа Калинину: «По распоряжению местной власти я и ряд других девиц поселка Лежнево, как “лишенцы”, посланы на лесозаготовительные работы наряду с мужчинами. Труд наш нисколько не разделен с ними; мы, как и они, пилим лес, валим деревья, что зачастую подвергает риску нашу жизнь, так как мы совершенно с этой работой не знакомы… На нашу просьбу — освободить нас от этой работы наш председатель не обращает никакого внимания, указывая на распоряжение государства, но странно, что это распоряжение распространяется не на всех “лишенцев”…».

 

29 апреля 1930 г. дочери о. Владимира Мария и Анна направили заявление в Иваново-Вознесенский горсовет с просьбой о восстановлении их в гражданских правах. Но им отказали.

 

5 марта 1931 г. об о. Владимире администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика, в которой он характеризовался как антисоветски настроенный. 13 марта при амбулаторном обследовании о. Владимиру был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в отделении поселка Анзер на командировке «Голгофа» в 4-м лагере. 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 г. в половине восьмого вечера и был погребен 5 апреля на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.

 

И после смерти отца Анна Введенская не была восстановлена в своих гражданских правах.

 

По материалам сайта "Новомученики и исповедники Российские"

Написать комментарий