Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(8-01-2018, 00:02)

Память преподобномученицы Августы (Защук)

Память преподобномученицы Августы (Защук)К 80-летию мученической кончины прпмч. Августы (Защук). 
Приговор особой тройки УНКВД Тульской области был объявлен в канун праздника Рождества Христова. В морозные январские дни 1938 года ждали расстрела схиигуменья Августа (Защук), настоятель Оптиной пустыни Исаакий (Бобраков), иеродиакон Вадим (Антонов), послушники Григорий Ларин, Даниил Пятибрат и около двадцати человек монахинь, священников и мирян.
...Игуменья Августа погрузилась в молитву. Спокойной и твердой запечатлела ее последняя прижизнен­ная фотография: руки монахини — тяжелые, но мягкие, опираются на посох, без которого она не могла хо­дить после перелома ноги. Сейчас она сидит в камере смертников и ждет казни. Ей уже около семидеся­ти, и в этой полноватой женщине, со светлыми, ясными глазами на добром усталом лице, трудно узнать то­ненькую, застенчивую девушку — Лидию Васильевну Казнакову. Все давно привыкли к ее новому имени и обращаются к ней просто: мать Августа.
В Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии, расположенном на берегу реки Волхов, находи­лось родовое имение Казнаковых, за которым несколько деревень, в том числе деревня Панково-Покой, где они проживали. В уезде насчитывалось шестьдесят пять приходских церквей и четыре монастыря. В этих исконно русских местах и прошло детство преподобномученицы Августы. Ее отец, Василий Геннадие­вич Казнаков, был тайным советником. Родовитая семья Казнаковых происходила из потомственных дво­рян Тверской губернии. Василий Геннадиевич был человеком весьма образованным. 1 октября 1836 го­да он поступил в Кадетский корпус, а с 1840 по 1848 год воспитывался в Институте инженеров путей сооб­щения, откуда был выпущен поручиком. 21 апреля 1847 года он получил орден св. Анны 3-й степени. По­сле окончания института Василий Геннадиевич женился на дочери штабс-капитана Лидии Алексеевне Гла­вацкой.
Будущая преподобномученица родилась 2 июня 1871 года в Санкт-Петербурге и была крещена с именем матери — Лидия. Лидочка была девочкой слабенькой, поэтому постоянно жила и воспитывалась в име­нии. Когда ей исполнилось шесть лет — скончался отец. После кончины Василия Геннадиевича Казнакова между братьями, вдовой и малолетней Лидией было поделено оставшееся после него наследство. Те­перь все тяготы большой семьи легли на плечи уже немолодой Лидии Алексеевны, которая стала опекун­шей троих малолетних детей. Денег не хватало, имение пришло в полный упадок. Лидия Алексеевна уси­ленно хлопотала о получении образования младшей дочери, Лидии, которая 1 сентября 1880 года была, наконец, определена в 7 класс Александровского Смольного института. Тогда ее мать еще сумела вне­сти соответствующую плату за обучение.
В институте Лидия Казнакова выделялась большими способностями, училась хорошо и охотно, хотя и не отличалась хорошим здоровьем. Подруги часто удивлялись ее необычным поступкам, тонкому восприя­тию жизни и природы. Лидия Алексеевна поселилась в это время недалеко от Смольного института, на Ли­тейном проспекте, 45, кв. 16, у госпожи Соколовской. Она подала прошение в Дворянское собрание с просьбой о помощи, и в августе 1884 года Лидия Казнакова была переведена на бесплатное содержание и обучение. 30 мая 1887 года состоялся 55-й выпуск Смольного института. Лидия Васильевна Казнакова была среди выпускниц этого известного всей России учебного заведения. Впоследствии она всегда с бла­годарностью вспоминала Смольный институт и стала членом Общества взаимопомощи нуждающимся смо­лянкам.
После окончания института Лидия уехала с матерью в Тверскую губернию, к деду, где пробыла два года. Вернувшись в столицу, она стала жить в меблированных комнатах. Здесь же поселился молодой, блестя­ще образованный офицер Всеволод Защук. Через два года знакомства они поженились. Венчание состоя­лось 23 июля 1895 года.
Только два года семейная жизнь для Лидии была радостной. Лидия относилась к мужу с удивительной скромностью и доверчивостью, а получала в ответ лишь грубости. Помимо денежных затруднений, отно­шения между супругами осложнялись отсутствием в их семье детей. С тягот семейной жизни начинался путь мученичества будущей игумении и схимницы. Брак преподнес Лидии великие уроки терпения и смире­ния, без которых невозможно выдержать монашескую жизнь. Супруги прожили вместе десять с полови­ной лет и расстались.
Поначалу Лидия Васильевна все же получала от мужа сто рублей в месяц, затем он снизил сумму до пяти­десяти рублей, а позже сократил до сорока. 4 июля 1906 года Лидия Васильевна Защук подала на имя Го­сударя прошение с просьбой «приказать мужу моему вернуть мои деньги и выдать мне паспорт». 15 нояб­ря 1907 года Лидия Васильевна получила, наконец, вид на отдельное жительство от мужа на четыре го­да.
В 1909 году они с матерью переехали на улицу Галерную, 56, там, по-видимому, Л.А. Казнакова и сконча­лась на 77-м году жизни. Лидия Васильевна сразу же переехала в меблированные комнаты на Невском пр., д. 104, где прожила три года, ведя тихую, уединенную жизнь среди книг и переводов, работая на Адми­ралтейском судостроительном заводе младшим делопроизводителем и переводчиком. Ей исполнилось 38 лет.
Шло время, но примирение супругов было невозможным: муж не хотел вернуть деньги, жена не могла без этого условия вернуться к нему. На развод Лидия не соглашалась, не хотела отпустить и освободить му­жа от своей жизни, несмотря на все провокации с его стороны. Всеволод считал решение Лидии капризом и не давал согласия на отдельное жительство, хотя не возражал против развода. 22 ноября 1911 года Ли­дия Васильевна просила выдать постоянный вид на жительство с правом получения заграничного паспор­та без разрешения мужа, который категорически отказал ей в этом.
С 3 сентября 1911 года ей все-таки удалось уехать в Монте-Карло, где она скромно, не держа даже при­слуги, оставалась до 10 октября.16 февраля 1912 года Лидия Васильевна, наконец, получила постанов­ление о праве раздельного проживания от мужа.
Революционные потрясения в столице застали Л.В. Казнакову служащей Городской думы, где Лидия Ва­сильевна выдавала промысловые свидетельства. В бездне революционного хаоса у Лидии Васильевны не осталось ничего, кроме могил близких людей и никого, на чье плечо она могла бы опереться. Ее душа устремилась Богу, к Оптиной пустыни: родилась мысль стать монахиней и уйти от мирской жизни. С боль­шими трудностями пришлось ей тогда преодолеть тяжелый путь в Москву, затем в Козельск и увидеть, на­конец, долгожданную Оптину пустынь.
Теперь вся ее жизнь была связана с этим прославленным своими старцами монастырем. Вдохнув уходя­щую благодать Оптиной, она не только услышала воспоминания о великих старцах, но и застала некото­рых из них. Прежде всего это был старец Нектарий. Посчастливилось ей работать и вместе с о. Никоном (Беляевым).
В Оптиной пустыни, как и во всех других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами монахи организовали Садово-парковое товарищество, которое затем вступило в юридический договор о совместном использовании и охране зданий в Оптиной с созданным в ней музеем, но в 1924 году Товари­щество было закрыто «за антисоветскую агитацию». Многие насельники обители после окончательного разгрома монастыря и Товарищества переселились в Козельск и его окрестности.
По прибытии в Оптину Лидия Васильевна около полутора лет трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе, а с декабря 1919 года начала работать в оптинском музее.
Музей, основанный как заповедник, состоял не только из экспозиции и фондов, к нему отошли монастыр­ская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея был о. Никон (Беляев). А когда осенью 1919 года он был арестован, работать там начала Л.В. Защук. С 20 июня 1920 года она занимала должность заведующей музеем. Как видно из архивных документов, немало сил и старания было приложено Л.В. Защук для работы музея.
В 1924 году на территории музея расположился детский дом, с проживающими в нем 180 детьми. Нача­лось постепенное посягательство на территорию музея и его вытеснение. В 1928 году музей был реорга­низован и превращен в краеведческий, причем, большая часть музейного материала была отправлена в кладовую. Вскоре пришло решение о закрытии музея. Сразу после увольнения Л.В. Защук с должности зав. музеем началась распродажа его имущества.
В 1924 году Лидия Васильевна познакомилась с Надеждой Григорьевной Чулковой, приехавшей в Оптину на дачу. Когда Лидию Васильевну ее уволили из музея, она осталась без средств к существованию. Н.Г. Чулкова стала помогать безработной Л.В. Защук, ежегодно высылая определенную сумму денег. Лидия Васильевна переселилась в Козельск, где сменила несколько адресов. Вскоре она стала давать част­ные уроки немецкого и французского языков, а когда средств на пропитание не хватало — продавала свое имущество. В июле 1926 года, когда Лидия Васильевна сломала ногу, то смогла поправиться только благодаря уходу и помощи Надежды Григорьевны.
Несмотря на то, что Л.В. Защук была больна и отошла от музейных дел, интерес чекистов к ее жизни не ис­тощался. Искать повод для ареста долго не пришлось, тем более, что от органов ОГПУ в то время скрыть что-либо было сложно. Каждый шаг «социально опасных элементов» был под гласным и неглас­ным присмотром осведомителей. Об этом сейчас говорят их доносы. Тогда же в секретном доносе, на­званном «докладной запиской», в Президиум калужского губисполкома поступили сведения о монастыре, где в частности говорилось: «...Вот Л.В. Защук, бывшая зав. музеем (с большим трудом отстраненная), жена полковника, странная, эксцентричная женщина, при изъятии церковных ценностей была за противо­действие арестована, религиозна до крайней фанатичности, свою службу сочетавшая с поклонением стар­цам...»
17 июня 1927 года Лидия Васильевна вновь была арестована. Ее вызвали на допрос сразу после аре­ста. Лидия Васильевна вины за собой не признала. Она, как опытный юрист, спокойно и умно мотивирова­ла все свои действия, обосновывая их распоряжениями и постановлениями правительства. Например, обвинение в незаконных богослужениях, со стороны арестованной Л.В. Защук, имело такое обоснование: «За молитвы частных лиц в своих помещениях никто отвечать не может, а богослужений там не допуска­лось, да никто и не просил о сем». Она даже позволила себе со свойственной ей деликатностью смолянки напомнить следователю о законах и указать на распоряжения властей: «Таким образом я ответила на об­винение по ст. 109 и 113 статье и 126-ой. Благодарю за данную возможность и радуюсь, что могу дать по­лезные вам №№ всех этих отношений, отмеченные мною вследствие внимания при прежней деятельно­сти, чтобы все шло законно, больше я, старуха, ничего и припомнить не могу».
Как видно, обвинения в отношении Л.В. Защук рассыпались в ходе следствия, и она была освобождена 1 июля 1927 года по подписке о невыезде, но лишена права проживания в семи городах и их губерниях с прикреплением к месту жительства. Лидия Васильевна вернулась домой, в Козельск.
После ссылки Лидия Васильевна приехала в город Белев. В 30-е годы здесь жили ссыльные монахи Опти­ной пустыни и монахини Шамординского монастыря. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе Белева. Именно тогда епископ Белевской епархии Игнатий (Садковский) организовал подполь­ный женский монастырь при Казачьей церкви в Белеве. По его благословению в 1934 году епископ Геор­гий (Садковский), его брат, совершил чин пострижения Лидии Васильевны Защук в монахини с наречени­ем имени Августы, а затем посвятил в схиму и назначил игуменией подпольного женского монастыря.
16 декабря 1937 года матушка Августа была арестована вместе с двадцатью монахами, монахинями, ми­рянами и священниками в городе Белеве. Незадолго до расстрела заключенных перевезли в город Тулу. Мать Августу дважды вызывали на допрос. На первом матушка ничего не сказала, а на втором подтвер­дила, что в городе Белеве был организован подпольный монастырь при Никольской Казачьей церкви. На требование дать показания относительно деятельности монастыря и назвать имена сестер она сказала: «От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь».
Не прошло и двух недель, как следствие было закончено. 25 декабря 1937 года начальник Госбезопасно­сти Белевского райотдела НКВД по Тульской области составил обвинительное заключение. Мать Августу обвинили в том, что она «создала и возглавила женский монастырь из лиц служителей монашеского эле­мента... возглавила контрреволюционную деятельность среди населения».

8 января 1938 года арестованных — иеродиакона Вадима (Антонова), послушников Григория Ларина и Даниила Пятибрата, послушницу Лактионову М.М., Лесину А.И., настоятеля Оптиной пустыни прпмч. Исаакия (Бобракова) и прпмц. Августу (Защук) вместе с другими священниками и монахинями — привезли на 162-й км Симферопольского шоссе под Тулой… Здесь, где в настоящее время установлена часовня, прозвучали выстрелы в вечность, и просиял венец мученичества над душами русских людей. 
 
Соколова Л. И. «Высшая мера послушания. Материалы к житию преподобномученицы Августы (Защук)».
Источник: http://pstgu.ru

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


В Сахаровском центре сорван антироссийский фестиваль1 мая представители Союза Добровольцев Донбасса, активисты организации «17 вагон» и казаки воспрепятствовали проведению экстремистского бандеровского и антиросссийского фестиваля «Муза Непокорных», который должен был пройти в Сахаровском центре, известном своей антирусской и либеральной направленностью. За несколько недель до мероприятия Союз добровольцев Донбасса опубликовал на своем сайте информацию о фестивале...

«...Услышите о войнах и о военных слухах»: О бомбардировке Сирии преступниками из СШАПодобно Гитлеру, ранним утром напавшему на Россию, президент США Дональд Трамп в 4 часа 20 минут 14 апреля 2018 года отдал приказ о начале новой военной операции на Ближнем Востоке. Вооруженные силы США, Франции и Великобритании нанесли ракетные удары с моря и воздуха по истерзанной гражданской войной Сирии. Силами преступной коалиции было выпущено более 100 ракет по военным и гражданским объектам. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь...

В. Катасонов: Санкции США на руку РоссииХристос Воскресе! Мы, православные люди, празднуем величайший в году праздник – Пасху, или Воскресение Христово. Вся неделя, следующая за Пасхальным Воскресением, называется «светлой седмицей». И вот российские СМИ в светлый понедельник огорошивают нас новостью, сообщая, что он, понедельник, на самом деле «черный». Наступил вторник, его также назвали «черным». Затем последовала такая же «черная» среда… Откуда взялся черный цвет? 

Вооруженные силы России приводятся в полную боевую готовностьПо имеющейся информации, объявлена внезапная тревога по всем подразделениям Сухопутных войск, Военно-космических сил и войскам ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. 8-9 апреля большое количество военных кораблей выведено в море. В рамках проведения учебных маневров вышли в море для выполнения поставленных задач и ракетные корабли Черноморского флота. Наблюдается движение боевой техники, включая системы тактического и оперативного развертывания, практически по всей стране. 

Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Май 2018 (109)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Декабрь 2017 (155)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Российская экономика получит цифровые праваГосдума до конца мая примет в первом чтении законопроект о правовом статусе криптовалют. Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи на минувшей неделе рекомендовал принять в первом чтении законопроект, нормативно закрепляющий понятия «цифровое право» и «цифровые деньги». В целом документ, внесённый на рассмотрение депутатов спикером палаты Вячеславом Володиным и председателем думского Комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым, поддерживает и Комитет палаты по финансовому рынку.

Слово в Неделю Святых ОтецПо вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить дванадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, «испаде Иуда ити в место свое» (Деян. I. 25). Святый Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, и из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, «и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом» (Деян. I. 26). Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, – день, который в Книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется «единою ...от суббот»...

Понять подвиг Царя: ко Дню рождения Государя Николая IIИзвестны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, т. к. Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без Него Россия – не Россия» (св. прав. Иоанн Кронштадтский); «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а… не будет Царя – не будет и России… 

© Русь-Фронт
Православие в России