О добродетелях и совершенствах Богоматери

О добродетелях и совершенствах Богоматери

Собор Пресвятой Богородицы.  

I. Вчера церковные песни прославляли Рожденного в вертепе и яслях, а ныне Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу. 

Праздник этот называется собором потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святых храмах для прославления Богоматери. 

II. В день собора верующих для прославления Пресвятой Девы Марии укажем главнейшие добродетли и совершенства, коими украшалась на земле Пресвятая Дева, не дерзая входить в самую глубину благодати на Ней почивавшей.

а) Первая добродетель, и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли. Необходимая для человека добродетель эта постоянно преисполняла собою всю душу и всю жизнь св. Девы Марии. Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему! - сказала Она архангелу, благовествовавшему Ей зачатие Сына Божия. По видимому, не трудно было изъявить таковую преданность в то время, когда следовало решиться не на что либо прискорбное и уничиженное, а на честь и славу — быть Матерью Сына Божия: но на самом деле это был верх преданности и самоотвержения человеческого. Ибо, во первых, к сану и званию Матери Божией принадлежало, как мы увидим, множество скорбей и искушений, таких притом, кои не посещают самых великих подвижников благочестия. Поэтому сказать: се раба Господня, значило сказать:  Я готова на все лишения, скорби и страдания, — готова на то, чтобы оружие прошло самую Мою душу! (Лук. 2, 35). Само достоинство Матери Божией, хотя есть высшее всех достоинств, но для души, истинно смиренной, какова была душа Марии, решиться на приятие его еще труднее, нежели решиться на скорби: ибо последние человек смиренный почитает естественной своей долей и принадлежностью за свое нравственное несовершенство, — а стать выше херувимов и серафимов — как подобало Матери Божией, — на это душу воистину смиренную могла приклонить одна безпредельная преданность в волю Божию. И эта-то преданность во всей силе выразилась в словах Приснодевы: се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему!Сказано так один раз — архангелу; а исполняемо было всегда, не только перед ангелами, но и перед упорными врагами истины и правды. Ничто не могло поколебать этой преданности в Марии, — ни самый крест Сына Ее, поколебавший собою всю землю.

б) Вторая добродетель души праведной есть чистота тела и духа: ею украшаются все рабы Божии: но никто не украшался в такой полноте, как Пресвятая Дева. По этой-то добродетели Она, принадлежа еще к ветхому завету, где безбрачное состояние было как бы даже противно закону, обещавшему в награду за исполнение его многочадие и многочисленное потомство, — избрала для Себя на всю жизнь девство, и таким образом показала в Себе пример совершенства, принадлежащего завету новому. По этой-то добродетели Преблагословенная не прежде согласилась на благовестие архангела, как узнав, что исполнением его над Нею не нарушится нисколько святой обет девства. Ибо что Она говорит ему? Како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лук. 1, 34). Как бы, то есть, так рекла Она: дело, о котором ты поведашь, все и во всем зависит от того, могу ли Я при нем остаться в безбрачном состоянии, Мною для Себя избранном: если могу, то Я готова послужить тайне; если нет, то да пройдет благовестие твое на голову иную! — Вот до чего, как видите, простиралась любовь к чистоте духа и тела в Пречистой!

в) Третья добродетель душ святых есть мужественно перенесение скорбей и искушений. Св. Дева Мария, после Сына Свого и Бога, есть первый и высочайший пример этой добродетели. Какого искушения не принесла Она, какой скорби не вытерпела? Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), то есть, зачалось от Духа во чреве Приснодевы: для последней из матерей есть в подобном положении ослаба и снисхождние; для Матери Сына Божия — нет его! Святой обрученник, не ведая тайны, подозревает  в бракоокрадовании!.. Что может быть тяжелее этого искушения? Но св. Дева переносит его безмолвно. — Одно слово Ее могло бы успокоить старца, а с ним и  рассеять подозрения; но Она не смеет сказать этого слова, потому что это тайна промысла — страдает и безмолвствует! Приближается потом время рождения — тут еще более нужнее покой; а Матери Сына Божия надлежало в это само время идти в Вифлием с Иосифом, чтобы подвергнуться переписи народной. В самую минуту рождения не хватает места в обители; и Мария идет для этого в вертеп, полагает рожденного в яслях!.. Едва радость о родившемся заставляет забыть стесненность Своего положения, как меч Ирода простирается уж над вертепом; и Матерь с Отрочатем принуждена бежать в Египет тем путем, которым и среди дня доныне с трудом проходят люди самые крепкие и вооруженные.

Подражая евангелисту, приходим в молчании годы последующие. Вот, Мария уж на Голгофе. Какое мучение для сердца Матери видеть на кресте в муках Сына, Того Сына, Который зачат от Духа Святого, Который, по проречению архангела, имел воцариться в дому Иаковли во веки!.. (Лук. 1. 33). Чужие не могли выносить этого зрелища, и возвращались с Голгофы, биюще в перси своя (Лук. 23, 48); а Матерь Иисуса стоит у креста в безмолвии, — погруженная мыслию в бездну путей Божиих. Что может сравниться с этим святым мужеством духа и сердца?

III. Но продолжим повествования о величии Честнейшей херувим. Вместо прославления Пречистой поспешим обратиться к Ней же с молитвою. О чем? Более всего о том, чтобы Ее благодатным содействием и в нашей нечистой душе отразился хотя малый и слабый образ тех добродетелей и совершенств, которые украшали  на земли, — чтобы мы в действиях своих водились и управлялись не своими суетными желаниями, а пресвятой волей Божией, — чтобы сохраняли, сколько возможно, душу и тело свое от скверн мирских, и чтобы умели благодушно приносить те бедствия и печали, кои встречают нас на пути нашего земного странствия. Аминь. (Сост. по проп. Иннокентия, архип. херс. и тавр., т. III).

 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящн. событиям, воспоминамым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе просмотренное и значитльно дополннное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 765-767.

 

http://slovo.russportal.ru/index.php?id=diachenko.sermons.december_gd2603 

 


Написать комментарий