Противокатолический Катехизис: Об исхождении Святаго Духа

Противокатолический Катехизис: Об исхождении Святаго Духа

Вопрос: Правильно ли утверждают Католики, будто Дух Святый исходит не только «от Отца» но «и от Сына»?
Ответ: Нет, неправильно. В Священном Писании имеются свидетельства, из которых ясно видно, что Дух Святый исходит только от Отца.

Вопрос: Из каких именно свидетельств св. Писания видно, что Дух Святый исходит только от Отца?
Ответ: Господь Иисус Христос сказал апостолам «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит». (Ин.15,26). Здесь прямо и ясно говорится, что Дух Святый исходит только от Отца.

Вопрос: Но, может быть, святый Дух на верующих исходит от Сына?
Ответ: Нет, слова Спасителя не дозволяют так думать. «И. Я», сказал Спаситель, «умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин.14,16). Из этих слов не менее ясно открывается, что Дух Святый и на верующих исходит от одного Отца, Сын же Божий лишь ходатайствует об этом пред Отцом Своим небесным.

Вопрос: Как поэтому должно учить об исхождении Св. Духа?
Ответ: Должно учить так: Дух Святый исходит от Отца, по молитвам Иисуса Христа, Сына Божия, как Он сказал далее в той же беседе с учениками: «Утешитель, Дух святый, которого пошлет Отец во имя Мое». (Ин.14,26).

Вопрос: Если Дух Святый не исходит от Сына, то как же тогда понимать слова Спасителя о Духе Святом, сказанные апостолам: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16,13-14)?
Ответ: Из дальнейших слов Христовых видно, что это изречение нужно понимать не буквально, а приблизительно. Так изъяснил Сам Спаситель, когда сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что (Дух Святый) от Моего возьмет и возвестит вам». (Ин.16,15). Значит, Дух Святый берет истину собственно от Отца, но поелику все, что у Отца, есть и у Сына, то можно приблизительно сказать, что учение, которое Дух Святый возвестит от Отца, есть тоже, которое возвещал Сын Божий.

Вопрос: Но если все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну, то нельзя ли сказать, что и исхождние св. Духа бывает и от Отца, и от Сына?
Ответ: Никак нельзя, потому что Сын имеет все от Отца кроме нерожденности и кроме изведения св. Духа, как и Дух Святый все имеет от Отца, кроме неисходности и кроме рождения Сына. Посему, как нельзя сказать, что Сын рождается от Отца и Духа так нельзя сказать, что св. Дух исходит от Отца и Сына.

Вопрос: Из какого повествования Евангелия видно, что св. Дух не может исходить от Сына?
Ответ: Из повествования о крещении Господнем, где говорится; что Дух Божий «сходил как голубь и ниспускался на Него» (Иисуса Христа). (Мф.3,16; Мк.1,10; Лк.3,22; Ин.1,33). Если бы Дух Святый исходил от Сына Божия, то для чего было бы Ему сходить на Него от Отца?

Вопрос: Если Дух Святый не исходит от Сына, то как должно понимать места св. Писания, в которых говорится о Духе Сына (Гал.4,6) и Духе Иисус Христовом (Фил.1,19; Рим.8,9)?
Ответ: В Приведенных местах говорится не о Боге — Духе Святом, а о тех духовных дарованиях, которые должны быть свойственны людям, верующим во Христа. Так св. апостол Павел писал, что«христиане не приняли Духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: авва отче» (Рим.8,15).

Вопрос: А нельзя ли учить об исхождении Духа Святого и от Сына на основании слов Спасителя:«Утешитель, Которого Я пошлю… от Отца»?
Ответ: Нет, нельзя. Во-первых, сказав «Я пошлю», Спаситель добавил «от Отца» и этим показал, что Дух Святый только от Отца исходит; во-вторых, если об исхождении Духа Святого учить только на основании слов «Я пошлю», тогда придется говорить об исхождении и Сына от Духа, так как в Писании имеются свидетельства о послании Сына Духом Святым. (Ис.48,16; Иса.61,1; Лк.4,18).

Вопрос: Как учила древняя Церковь об исхождении св. Духа?
Ответ: Древняя Церковь учила, что Дух Святый исходит только от Отца. Так св. Отцы Второго Вселенского Собора постановили: «Веруем и в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего».

Вопрос: Имели ли христиане право делать в этом определении Второго Собора о Духе Святом свои добавления, как, например, католики, которые прибавили слова: «и от Сына».
Ответ: Нет, не имели. «Аще кто-либо из всех, заповедали отцы Шестого Вселенского Собора, не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема, по определению, прежде-поставленному пред упомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианского, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти и не могли никоим образом». (6 Вс. Соб. пр.1).

Вопрос: Когда появилось у католиков прибавление в Символе Веры «и от Сына»?
Ответ: Определить это время с точностью трудно, но несомненно, что очень долгое время и католики, подобно православным, читали Символ Веры без слов «и от Сына». Известно, что еще в 8О9-м году Римский папа Лев III велел поставить в Церкви св. Петра в Риме две серебряные доски; на одной из них Символ Веры был написан на латинском языке, а на другой — на греческом без прибавления на обеих досках слов «и от Сына»?

Вопрос: На основании всего изложенного, что должно сказать об учении католиков, будто Дух Святый исходит и от Сына?
Ответ: Учение это новоизмышленное, противное св. Писанию и св. Преданию и потому еретическое.

Написать комментарий