Глупо и вредно: О законе, приравнивающем пятилетнее сожительство к официальному браку

Глупо и вредно: О законе, приравнивающем пятилетнее сожительство к официальному браку

Сенатор Антон Беляков 22 января с.г. внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, который приравняет пятилетнее сожительство к официальному браку, сообщает РИА Новости. Он считает, что нужно включить в Семейный кодекс понятие «фактические брачные отношения» — незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе в течение пяти лет и ведущих общее хозяйство. При этом при наличии ребенка этот срок предлагается сократить до двух лет.

В соответствии с документом, статус «фактические брачные отношения» наделяет супругов правами и обязанностями, предусмотренными семейным и гражданским законодательством. При этом нажитое парой имущество признается их совместной собственностью.

Первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева отметила, что совместное проживание — недостаточное основание для того, чтобы считать людей супругами. «Я еще пока не видела самой инициативы, не могу обсуждать ее в деталях как законопроект. Но в том числе как координатору проекта "Крепкая семья", мне кажется, что у нас есть традиционные семейные ценности, которых надо придерживаться, есть семейное законодательство — какой брак считается официальным», — пояснила она.

Она выразила надежду, что пары, живущие в т.н. гражданском браке, все же оформят свои отношения. «Это не только права супругов, но и еще ответственность и перед своими детьми, потому что когда рождаются дети в браке, тоже важно, чтобы между родителями были оформлены отношения», — подчеркнула парламентарий.

Идея Белякова не нашла поддержки в Совете Федерации. Заместитель председателя комитета по конституционному законодательству, глава комиссии по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина заявила, что к семейным вопросам нельзя относиться с такой легкостью. Саму инициативу она назвала вредительством. «Если мы хотим нанести вред России, то давайте примем такой закон», — заявила сенатор РИА Новости.

Мизулина отметила, что настоящие патриоты никогда не поддержат такую инициативу, так как «ослабление института брака и семьи — это удар по общественной и государственной стабильности». Она напомнила, что в советской истории уже был период, когда узаконили сожительство, что, как считает сенатор, привело к негативным последствиям. «Число разводов выросло катастрофически. На десять браков приходилось девять разводов. 92% семей разваливались», — напомнила Мизулина. Она предложила искать причины распространения сожительства и добавила, что в таких отношениях больше всего страдают дети.

Заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отметил, в свою очередь, что инициативу нужно детально изучить. «Исходим из того, что зарегистрированный брак является формой сожительства мужчины и женщины, которая обеспечивает взаимную ответственность супругов, регулирует их права и обязанности, создает условия для воспитания детей. Церковь исходит из того, что во всех случаях, кроме исключительных, венчанию должна предшествовать регистрация брака», — отметил Кипшидзе.

Он призвал рассматривать законопроект с точки зрения того, способствует ли он укреплению ответственности в отношениях между мужчиной и женщиной.

Законопроект Белякова прокомментировал в интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Инициатива сенатора Антона Белякова выглядит до позора несерьезной. Нынешний вектор государственной политики – это контроль, регистрация, проверка и известное недоверие к собственным подданным. Можно многое говорить о том, что законопроект плох. Однако в ряде случаев, когда мы встречаемся с людскими пороками, безответственностью, бесстыдством и бессовестностью, данная инициатива является хорошей и разумной. Так и в случае с так называемыми гражданскими браками, а на самом деле, извините, просто с блудными сожительствами. Меня поражает удивительное «целомудрие» юношей и девушек, которые готовы пускаться во все тяжкие, спать со всеми подряд, но при этом трепетно хранить девственную чистоту своего паспорта. Они не желают нести никакой ответственности: ни материальной, ни гражданской, не желают кормить собственных детей, потому что их производительность касается только, извините, сферы интимных отношений. Во всем остальном они часто проявляют себя безрукими импотентами. В этом случае жизненно важен государственный контроль и опека, законодательный хлыст, который должен заставить таких людей вспомнить не только о своих правах, но и об обязанностях.

Предложение Антона Белякова не только вредно, но и глупо до чрезвычайности. Думаю, что он даже и не верит в успех своего законопроекта, а выдвинул его с целью достижения рекламы и популярности среди некоторых бессовестных, бесстыдных и безответственных наших сограждан. В его законопроекте бесстыдство, бессовестность и безответственность теснейшим образом соединяются. Даже на это предложение не следовало бы реагировать, если бы оно не было растрезвонено всеми СМИ. Впрочем, как говорится, лес пошумит – шишки полетят и все успокоится. Через день уже все забудут об этом бредовом предложении. Я категорично не верю, что в нынешней ситуации государство может принять подобный законопроект, и Церкви придется с этим как-то считаться. Но если, не дай Бог, государство примет подобный законопроект, то Церковь тогда будет должна решительно объявить таковой брак действительным блудом. Церковь в определении брака до сих пор руководствуется определением римского юриста Модестина, зафиксированного в Кормчей книге. Брак есть союз мужчины и женщины, общность в делах Божественных и человеческих.

В свое время в Церкви шла бурная дискуссия о том, признавать ли официальный государственный брак. Конечно, есть огромная разница между священником, соединяющим брачующихся перед лицом Бога и вечности, и какой-нибудь прокуренной теткой, которая просто ставит штамп. Но, тем не менее, зарегистрированный брак – это все-таки обязательство и своего рода обещание и клятва, если не перед лицом Бога, то перед людьми. Между государственным браком и так называемым гражданским браком, а проще говоря, блудом, - непроходимая бездна. К сожалению, в Церкви принято уделять слишком пристальное внимание государственной регистрации брака и в целом ряде тонких и деликатных ситуаций подобное выглядит несколько неразумно и даже не канонично. Безусловно, не следует настаивать на примате государственного брака в сфере церковных отношений, но если будет принята безумная и беззаконная норма господина Антона Белякова, то Церкви не подобает с ней считаться и подобных людей венчать.

Написать комментарий