К наставнику, да не оскорбляется на послушника

К наставнику, да не оскорбляется на послушника

Если брат или ученик предлагает отцу о некоей вещи с желанием и намерением добрым, по своему мнению, изобретая лучшее, (при этом) сам же не верует своему разуму, но возлагается на волю и хотение отца своего и желает только показать свое усердие, то неправедно отцу на такого ученика негодовать, если бы он и не правое что-то предложил, но должно с отеческою любовью исправить его неправое мнение и внушить о его ошибке; усердия же его не отвергать и не связывать его сво­боды и простосердечие. Ибо если ученик заметит, что отец не благосклонен к нему бывает за слова его, то будет бояться и опасаться что-либо возвещать; но и горячей вседушной любовью к отцу за гнев его привязан быть не может, так как при гневливом отце должно брату как рабу жить и обращаться. Но так свирепо обходиться с послушником – не отеческой любви знамение, но властительства над рабами. Но и рабу позволяется о всем извещать. То неужели и рабской свободы покорного ученика не удостоить? Такое же обхождение здравым разумом не приемлется.

Поэтому тот есть добрый отец, который благосклонностью своею подает ученику дерзновение быть свободным в откровении всех своих чувств и помышлений. Благоразумною же своею строгостью отсекает в нем своеволие, угашает желание его хотений и пристрастий, обуздывает излишнюю вольность, возбраняет прекословие, и отеческим своим вниманием и наблюдением внушает к себе любовь и уважение. Истинный же послушник со смиренным повиновением, правдиво, без опасения обо всем извещает, готов будучи с любовью во всем повиноваться.

Послушник, подающий совет начальнику (или игумену), так должен думать о себе, если бы самый малейший брат, увидевши воров и злодеев, шел поведать бы игумену, указывая и советуя с которой стороны (удобнее) зайти и одолеть воров, и радуется о том, что своего любимого отца и начальника избавил от опасности (которую хотели нанести ему воры). Такого ради охранения, не думаю, чтобы игумен вознегодовал, почему малейший брат дерзнул предостерегать его и подает совет, как победить воров. Чрез это он не может подумать, чтобы брат этот хотел над ним преимуществовать, но более обязан его возблагодарить и возлюбить за такое его усердие и ох­ранение. Если же презрит и не поверит ему того ради, потому что есть малый и неключимый, то не сам ли своему бедствию повинен будет?

Духовному же отцу должно все свои тайности открывать верному и усердному ученику. Первое: потому что он к отцу есть очень сильно привязан любовью и верен во всем, и никому не откроет. Второе: ученик много будет получать пользы, т.к. познает чрез это любовь и благосклонность отца к себе. Третье: не для того объявлять ученику, чтобы послушать и склонным быть на слова его, но может быть некий и полезный ответ услышит от ученика на свои слова. Если ж увидит отец в ученике нечто несогласное с его совестью, такое да отвергает и чрез то в ученике заблуждение его исправит. ­Если же отец, может быть за совершенство свое и видя непогрешительное свое умствование, утаить захочет, то осужден будет от Бога, хотя вся деяния и помышления его правы суть, так как презирает и лишает пользы усердного брата и ученика, могущего своим откро­вением вразумлять его малоумие.

_____________________________________________________________________________________
Поучение о послушании в Боге почившего отца нашего схимонаха и пустынножителя Зосимы Верховского
предавшимся ему по Богу в духовное окормление сестрам общежительной Троицкой Одигитриевой пустыни, устроенной им самим.

Написать комментарий