Елецкая-Черниговская икона Божией Матери

Елецкая-Черниговская икона Божией Матери

Ко­гда прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский (скон. 1072 г.) в 1060 го­ду был из­гнан из Ки­е­ва ве­ли­ким кня­зем Изя­с­ла­вом (1054–1073), он тай­но уда­лил­ся в пре­де­лы Чер­ни­го­ва. Там он ис­ко­пал се­бе на го­рах Бол­ди­ных пе­ще­ру и стал ве­сти уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. В это имен­но вре­мя им и бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он уви­дел ее на ели си­я­ю­щей свет­лы­ми лу­ча­ми, так что она ка­за­лась окру­жен­ной ог­нем.

Бла­го­да­ря со­дей­ствию Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва прп. Ан­то­ний на ме­сте об­ре­те­ния ико­ны ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Как оби­тель, так и яв­лен­ная ико­на, ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в этой оби­те­ли, бы­ли на­зва­ны Елец­ки­ми. Елец­кая оби­тель су­ще­ство­ва­ла до вре­мен на­ше­ствия на Русь та­тар. В 1238 го­ду та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя вторг­лись в пре­де­лы рус­ских вла­де­ний и раз­ру­ши­ли как цер­ковь, так и оби­тель, ос­но­ван­ные прп. Ан­то­ни­ем. Елец­кая ико­на, од­на­ко, со­хра­ни­лась во внут­рен­но­сти мо­на­стыр­ской сте­ны.

По­сле это­го там, где под­ви­зал­ся прп. Ан­то­ний, бо­лее двух сто­ле­тий вид­не­лись лишь од­ни раз­ва­ли­ны. Толь­ко в 1470 го­ду бла­го­че­сти­вый Ки­ев­ский князь Си­ме­он Олель­ко­вич воз­об­но­вил Елец­кий мо­на­стырь. Cв. ико­на опять бы­ла по­став­ле­на в хра­ме. Од­на­ко в на­ча­ле XVII сто­ле­тия Елец­кий мо­на­стырь по­стиг­ла та же участь, что и в XIII ве­ке: он вто­рич­но был раз­ру­шен пол­ко­вод­цем Поль­ско­го ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III Гор­но­ста­ем. В это тя­же­лое вре­мя чу­до­твор­ный об­раз Елец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­шен­но утра­тил­ся, и даль­ней­шая ис­то­рия его со­вер­шен­но неиз­вест­на хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Впро­чем, есть еще дру­гое из­ве­стие, по ко­то­ро­му св. ико­ну еще рань­ше, — ко­гда в 1579 го­ду, в Ба­то­ри­е­ву вой­ну, Чер­ни­гов пе­ре­шел в ру­ки Поль­ско­го ко­ро­ля, — взял в Моск­ву князь Ба­ря­тин­ский, по­то­мок Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1676 го­ду бра­тья Ко­зе­лы при­вез­ли из го­ро­да Вла­ди­ми­ра в Чер­ни­гов дру­гой об­раз Бо­го­ма­те­ри, так­же на­зы­ва­е­мый Елец­ким. Ныне эта св. ико­на на­хо­дит­ся в Елец­кой оби­те­ли. Она не ори­ги­нал, най­ден­ный прп. Ан­то­ни­ем, а один из мно­го­чис­лен­ных спис­ков с древ­ней Елец­кой ико­ны, про­слав­лен­ный, по­доб­но древ­ней иконе, мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, быв­ший на­сто­я­те­лем Елец­ко­го мо­на­сты­ря в XVII ве­ке, го­во­рит об этом чу­до­твор­ном об­ра­зе сле­ду­ю­щее: «Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ни­ки­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин (Кон­стан­ти­но­вич), князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его (вза­мен утра­чен­но­го) в цер­ковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы. Ибо та­кой об­раз мос­ков­ские лю­ди на­зы­ва­ют Бо­го­ро­ди­цей Елец­кой, так как он об­ре­тен в Чер­ни­го­ве на ели, что они вы­чи­та­ли у ка­ко­го-то рус­ско­го ле­то­пис­ца».

В том же 1676 го­ду Иоан­ни­кий по­сы­лал сво­их стар­цев в Моск­ву для то­го, чтобы точ­но уста­но­вить, по­че­му эта ико­на име­ну­ет­ся Елец­кой. На это про­ис­хо­див­ший от Чер­ни­гов­ских кня­зей бо­ярин Ни­ки­та Ива­но­вич Одо­ев­ский от­ве­чал: «Слы­ша­ли мы от сво­их де­дов и пра­де­дов, что близ Чер­ни­го­ва на ели най­ден был об­раз Бо­го­ма­те­ри, а по­то­му и цер­ковь, там ос­но­ван­ная, на­зва­на Бо­го­ро­ди­це-Елец­кая. Кем был по­став­лен ту­да об­раз, неиз­вест­но, но то из­вест­но, что это бы­ло при кня­зе Чер­ни­гов­ском Свя­то­сла­ве Яро­сла­ви­че, как за­пи­са­но в си­но­ди­ке епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го Зо­си­мы Про­ко­по­ви­ча: цер­ковь Елец­кая ос­но­ва­на в 6568 (т. е. в 1060) го­ду. Из Чер­ни­го­ва во вре­мя во­ен­ное сия ико­на пе­ре­не­се­на в Моск­ву, а в Чер­ни­го­ве сей ико­ны нет».

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский воз­об­но­вил раз­ру­шен­ный поль­ским пол­ко­вод­цем Гор­но­ста­ем Елец­кий мо­на­стырь Бо­го­ро­ди­цы и по­ста­вил в нем по­жерт­во­ван­ную кня­зем Острож­ским св. ико­ну. Кро­ме то­го, он опи­сал в сво­ей кни­ге «Скарб­ни­ца», или «Скрав­ни­ца» (Со­кро­вищ­ни­ца), из­дан­ной в 1678 го­ду в Нов­го­ро­де-Се­вер­ском, те мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые со­вер­ша­лись от этой ико­ны.

На Елец­кой Чер­ни­гов­ской иконе изо­бра­же­на ель, сре­ди зе­ле­ных вет­вей ко­то­рой по­ме­ща­ет­ся сам об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. Ве­ли­чи­на все­го изо­бра­же­ния — 1 ар­шин и 14 верш­ков в вы­ши­ну (ес­ли из­ме­рять по­се­ре­дине, так как ввер­ху ико­на по­лу­круг­ла) и 1 ар­шин 1 вер­шок в ши­ри­ну. Дли­на же са­мой ико­ны, на­хо­дя­щей­ся в вет­вях де­ре­ва, со­став­ля­ет 10 3/4 верш­ка, а ши­ри­на — 51/2 верш­ков. Вся ли­це­вая сто­ро­на об­ра­за по­кры­та се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой, а ве­нец Бо­жи­ей Ма­те­ри укра­шен до­ро­ги­ми кам­ня­ми.

Елец­кая ико­на Бо­го­ро­ди­цы в лет­нее вре­мя на­хо­дит­ся в глав­ном Успен­ском со­бор­ном хра­ме оби­те­ли, а на зим­нее вре­мя пе­ре­но­сит­ся в теп­лый Пет­ров­ский, где и за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в ки­о­те, с пра­вой сто­ро­ны за кли­ро­сом. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ша­ет­ся с осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью, при со­бор­ном уча­стии бра­тии в свя­щен­ных об­ла­че­ни­ях, с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­ма­те­ри и при ко­ло­коль­ном звоне.

В Чер­ни­гов­ском Елец­ком мо­на­сты­ре с очень дав­них вре­мен су­ще­ству­ет обы­чай каж­дую сре­ду пред ли­тур­ги­ей слу­жить мо­ле­бен Бо­го­ма­те­ри с ака­фи­стом. К это­му мо­леб­но­му пе­нию и ака­фи­сту, со­вер­ша­е­мым пред чу­до­твор­ной ико­ной, усерд­ные бо­го­моль­цы, несмот­ря ни на ка­кую по­го­ду, все­гда сте­ка­ют­ся в зна­чи­тель­ном чис­ле. Жи­те­ли Чер­ни­го­ва име­ют обык­но­ве­ние брать этот чу­до­твор­ный об­раз в свои до­ма.

Ико­на Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мая Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, име­ет­ся так­же в Харь­ков­ском Успен­ском со­бо­ре. Околь­ни­чий князь Да­ни­ил Ба­ря­тин­ский, на­хо­див­ший­ся под на­чаль­ством кня­зя Ва­си­лия Го­ли­цы­на и ко­ман­до­вав­ший нов­го­род­ски­ми пол­ка­ми, в 1687 го­ду воз­вра­щал­ся из по­хо­да в Крым. В Харь­ко­ве он силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь уже при смер­ти, от­дал быв­шую при нем в по­хо­де Елец­кую ико­ну Бо­го­ма­те­ри в харь­ков­ский Успен­ский со­бор, где она и на­хо­дит­ся до се­го дня.

Этот об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. На нем име­ет­ся весь­ма древ­няя над­пись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью: «Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, по­да­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Гри­го­ри­ем Квет­кою». Та­ким об­ра­зом, древ­ность этой ико­ны вне вся­ко­го со­мне­ния.

Написать комментарий