Господь болезнями сохраняет истинное наше счастие

Господь болезнями сохраняет истинное наше счастие

Кто мог быть несчастнее упоминаемаго в ныне чтенном Евангелии больнаго, над которым милосердый Спаситель, Всемогущий Врач душ и телес, удивил Свою благость? Тело его до такой степени поражено было разслаблением во всех членах, что он лежал недвижим на одре болезненном. Четырем сострадательным человекам надлежало употребить свои силы, чтоб принести его пред милосердый взор Иисуса Христа. Случаются болезни и благочестивым людям, в которых страждущий, подобно праведному Иову, находит утешение в невинности и в чистоте своей совести; а разслабленный лишен был и сей отрады, – душа его обременена была грехами столько же, сколько тело болезнями. Он чувствовал, что неисцельная болезнь его была следствием его беззаконий. Но как скоро несчастное его состояние пременилось в самое счастливейшее, когда он приближился к самому источнику жизни и всяких благ подателю Господу Иисусу! – Как скоро безотрадное сердце его, колебавшееся между отчаянием и слабою надеждою исцеления, исполнилось радости, когда сей страдалец услышал от самых уст Господа и Бога утешительнейший для грешника глас: «дерзай чадо, отпущаются тебе греси твои!» Когда милует Бог, милует вполне. По величию благости своей, Он любит изобильно изливать благодать свою, когда находит сердце способное к принятию оной. Спаситель отпущением грехов разслабленному, исторгнув из него корень его болезни, не умедлил даровать здравие всему его составу. – Он простирает к нему творческий всемогущий глас свой: «тебе глаголю, востани и возми одр твой, и иди в дом твой». И сей разслабленный, принесенный из дома своего к Спасителю на одре, тотчас востает, и сам приносит одр свой в дом. Не остановимся, слушатели, на одном холодном веровании всемогущей силе Иисуса Христа, мгновенно исцелившей разслабленнаго; – из сего чудеснаго исцеления почерпнем назидание для душ наших, дабы слышание наше словес Евангелия было для нас плодоносно. –

Спаситель, Божественный врач, с премудрым намерением начинает врачевание разслабленнаго с души его, дабы показать, что начало всех болезней рода человеческаго есть грех, сие разрушительное жало смерти. Конечно прекраснейшее творение рук Божиих, человек сохранил бы и тело свое в состоянии безболезненности и безсмертия, ежели бы не допустил греху уязвить душу свою смертоносным своим жалом. Но подивимся безпредельной премудрости и милосердию Создателя нашего, который и самыя телесныя болезни наши обращает во врачевство душ наших, и самую временную смерть для нас делает входом в вечную жизнь. Грешнику страдать, болезновать и умирать есть естественная и неизбежная его дань, и дань без всякой для него заслуги. Но Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, всеблагий Искупитель наш, своими крестными болезнями и смертию, и самыя болезни и смерть верующих в Него соделал для них средствами очищения и освящения, и обратил их им в заслугу. Истинно верующие, страданиями своими приобщаяся к живоносным страстям Спасителя, делаются общниками Его жизни и славы: «с Ним страждем», говорит св. Апостол Павел, «да и с Ним воцаримся» во славе Его (2Тим. 2, 11–12). –

Так, братие, не всегда состоит в воле нашей отвратить от себя болезни и скорби, но всегда в воле Христианина обратить их в истинную для себя пользу. Часто Господь, посещая нас болезнями, которыя мы считаем для себя несчастиями, посредством их отечески сохраняет истинное наше счастие. Упоминаемый в Евангелии разслабленный, вероятно, накогда бы не приближился к Спасителю, а, может быть, и пристал бы к Богоубийственному совету Иудеев распинателей Иисуса Христа, ежели бы не был поражен болезнию. Ежели и каждый из нас внимательно разсмотрит свою жизнь, – без сомнения много найдет случаев, в которых рука Господня, подобными посещениями своей благости, охраняла Его от истинных бед и зол.

Часто, и более всего попущает Господь болезни телесныя для очищения душ наших от грехов, и для освящения нашего: надлежит только уметь пользоваться сими посещениями милосердия Его. Здесь благовременно заметить тот неблагоразумный обычай многих больных и близких к ним: вместо того, чтоб в таковых случаях прежде всего обращаться к Богу, и принеся Ему покаяние приобщиться самому источнику жизни, Святым и животворящим Тайнам – Божественной плоти и крови Господа Иисуса Христа, обыкновенно отлагают сие до самой крайности; а прежде всего и более всего прибегают к средствам человеческим к пособиям врачей. Разве не Бог умудряет и самых врачей, и врачевствам их подает целительную силу? От сего-то и бывает что больный отходит в вечность без напутствия Святыми таинствами Христовыми – а хотя тело и врачуется, но душа болящаго, и после болезни, остается в болезненном состоянии греховности. Грешник, оставленный самому себе, в состоянии своей греховности, есть истинно разслабленный душею, когда он не имеет в себе сил ни побеждать свои страсти, ни оставлять греховных своих навыков, ви ходить безпреткновенно по пути заповедей Господних. Одно для него врачевство, – истинное покаяние. Но почему часто бывает, что и после принятия таинства покаяния, и даже после причащения св. Тайнам тела и крови Господни, грешник возвращается в дом свой с прежними своими слабостями? От того, братие, что покаяние таковых не было истинное; что они еще не сокрушили и не смирили сердца своего болезненным раскаянием во грехах своих; еще не стяжали живой, крепкой веры во Иисуса Христа; еще не положили твердаго и непреклоннаго намерения исправить свою жизнь, не по своим мечтательным правилам, но по заповедям Евангелия. А каждый истинно кающийся, верно, услышит от милосердаго Спасителя утешительный и животворящий глас: «дерзай чадо, отпущаются тебе греси твои», – и во уверение прощения от Господа грехов своих, ощутит самым делом в душе своей новыя силы благодати Божией – востать и ходить твердыми стопами во свете заповедей Господних. Аминь.




    Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

Написать комментарий