Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(13-03-2018, 00:02)

Вопросы ученика и ответы старца

Вопросы ученика (Антония Бочкова) и ответы старца Льва.

1. Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу?

- Осуждение есть, когда ты, видя или зная грехи, или порок брата твоего, говоришь от сердца: "Он, по-моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни." Тогда ты становишься якобы судия ближняго, и хощешь воссесть на престол единаго Судии - Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Ино есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Ино есть соблазн, когда невольно по естественному чувству, душа соблазняется на постыдное дело или слово. Молчание отцев, занимавшихся внутренним деланием, не знало грехов ближнего, а видело только одно свое падение.

2. Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле?

- Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем: согреших злословием или страстными разглагольствиями, или чем-либо от таковых.

3. Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе?

(Старец улыбнулся) - Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, что помолиться лучше, чтобы Господь Сам то ему внушил.

4. Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это?

- Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедываться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но видно старцы знали великое милосердие Божие, не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного.

5. Поэтому злые и хульные помыслы на старца, на его жизнь и слабости лучше умалчивать?

- Каков старец. Лучше умалчивать о подробностях помыслов, а сказать только вообще, что были хульные помыслы на вас. Диавол иногда хочет поругать и похулить твоими устами старца, а ты потешишь диавола, ставши его передатчиком. Если же старец опытен, то он, не злобясь, тебе это разъяснит; а если малосилен, то возмутится, особливо если такая брань твоя будет продолжительна. Старец может отринуть тебя за твою и свою неопытность. Обличение старца редко Господь попущает сделать младшему, хотя мы должны возлюбить обличающих нас.

6. Как же узнать, какие помыслы собственно наши, какие от противного?

- Мне сказывал один Коневский пустынник, что занимаясь немалое время умным вниманием, он не мог отличить свои помыслы от вражеских. Враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: "Иди, сделай то и то"; а как будто думает за тебя, и говорит тебе мыслию твоею: "Мне хочется сделать то и то; я полагаю, что это полезно, а это вредно; я решился на то и то." И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоим или его я. Ты полагаешь, что это твои мысли; нет, ты только слушаешь вражеские внушения.

7. Некоторые священники-богословы требуют тончайшего исповедания, для очищения души?

- Оставим их, это их дело. А могут ли они свои правила выполнить, например, если исповедников у иного 500 в три часа?

8. Всем ли дается умная молитва?

- Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом.

9. Некоторые, знаемые мною отцы имеют великую любовь к Матери Божией, и хвалятся тем; мне сомнительно в них такое усердие? 

- Да! Кто выставляет на вид свое ублажение, в тех сомнительно. Иногда мы хвалимся и нашими молениями, а между тем далеки от Царицы Небесной. Матерь Божию восхвалим Ея добродетелями, - чистотою, смирением, а не нашим велехвалением.

10. Какие книги святых отцев лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсанофия?

- Слова святых деяньми читай.

11. Что скажете об акафистах, которыми иные переполняют свои правила?

- Слова акафиста кто понимает так, как их песнописец, и вникает в каждое их слово, тот и во акафисте молит или хвалит не без ума; только бы он не приписал себе и своему уму чужие труды и чужие слова, псалмы или гимны: мы только их чтецы. Еще не все Давиды, прочетшие Псалтирь, и не все Дамаскины, прочетшие каноны. Лучше простое, всем нам близкое мытарево моление.

12. Как легче спастись? Каким путем? Я о себе только спрашиваю.

- Вообрази, что Господь Иисус Христос ходит по земле со всею Своею простотою человеческою и евангельскою. Ходя при Нем, был ли бы ты лучше, нежели теперь?
Подумавши, я отвечал старцу: полагаю, что остался бы по-прежнему без особенной благодати Божией; мало ли было последовавших Христу и отпавших?

Вопрос старца: А чем наипаче привлекается благодать Божия?

Ученик: Не ведаю, батюшка.

Старец: Если бы ты был, яко апостолы, простосердечен, не скрывал бы своих человеческих недостатков, не притворял бы себе особеннаго благоговения, ходил бы нелицемерствуя, то этот путь, хотя как будто легкий, но не всем дается, не всем понятен; а этот путь ближайший ко спасению и привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души, - вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие.

13. Отчего я досадую на приходящих к вам, на их глупости, на их невежество, хоть и знаю, что многие пользуются вами?

- Оттого, что сердце твое не сокрушенно. Кто болит любовию к ближнему, тот мало замечает их глупости; а молит Господа со страхом, да внушится, что сказать ближнему на пользу, и дело совета исполняет благоговейно, яко дело Божие. Иногда и после молитвы не находишь ответа полезного: тут устыждаешься и окаяваешь самого себя. При таком чувстве собственного недостоинства - не до глупостей человеческих; готов всякому сказать: помолися обо мне, рабе Божий.

14. Отчего я вас иногда так люблю: как вот теперь (при этом у меня были слезы на глазах и голос дрожал), а иногда на вас досадую на множество к вам приходящих и стружающих Вам?

- Поймешь ли ты меня? - Оттого, что ты еще не монах, а мимоходящий, еще не оторвался от мира. Ты налету хочешь схватить мои слова, мимоходом спастись, наскоро научиться. Потому и восторги, целованье батюшкина плеча или руки. Я при о.Феодоре был к нему без фанатизма (часто употребляемое слово старца - Прим. авт.), мысленно же готов был кланяться ему в ноги с сыновним почтением. Посмотри на игуменью Анатолию и м. Аркадию: оне не завидуют приходящим ко мне, готовы уступить всякому свое время и место, а между тем любят меня более твоего, потому что слова мои исполняют делом (Анатолия Борисовская необыкновенной доброты и теплого сердца женщина; Аркадия Севская, которую и по виду, и по достоинству старец шутя звал царицею. - Прим. авт.). Когда-то Господь и тебя совсем освободит от мира. Может быть и ты возлюбишь ближняго своего, яко сам себя. Не желаю тебе и после того Тавифина устроения. (Упоминаемая здесь м. Тавифа жила в Борисовской девичьей пустыни и была не только строгая по жизни монахиня, но и бойкая старица: принимала участие в других и многих наставляла. Но сама была восторженного настроения духа и искала высокого в духовной жизни, не презревши еще вполне человеческой славы и не очистивши себя и от других страстей; недостатки же других судила строго, вероятно по недостатку собственного смирения. Хотя и много была вразумлена старцами, но не оставляла неправильного своего стремления и восторженного настроения; чрез что и впала в прелесть вражию, и скончалась в помешательстве или полупомешательстве. - Прим. авт.).

Слова же старца о.Антонию, что может быть и он возлюбит ближняго своего, яко сам себя, сбылись более 30-ти лет спустя после кончины о. Леонида. О. Антоний Бочков, отказавшись от настоятельства в Череменецком монастыре, в 1871 г. поселился в ските Николо-Угрешскаго монастыря близ Москвы. В этом году в Москве стала усиливаться холера, и потому просили Угрешского настоятеля прислать в Москву иеромонахов в помощь московским священникам для напутствования больных и умирающих и для отпевания умерших. Тогда о. Антоний сам изъявил желание посвятить себя этому делу человеколюбия, и в начале 1872 г. перешел в московскую больницу Чернорабочих, где для него была устроена особая келья; и в продолжение двух месяцев семидесятилетний старец-игумен ежедневно исповедывал и приобщал многих больных, и сам каждый день приобщался; также соборовал человека по три в день, и, случалось, человек по шести в день отпевал умерших, в зимнее время, в холодной часовне. Исполняя все это, о.Антоний говорил о себе, что во всю жизнь никогда не пользовался таким здоровьем и не был так покоен духом, как в это время. Наконец 17 марта, в день бывшего своего тезоименитства, в память Алексия человека Божия, заболел тифом, и 5 апреля скончался. Похоронен в Николо-Угрешском монастыре.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


В. Катасонов: Тринадцать предупреждений казнокрадамИзвестный сегодня во всем православном мире святитель Николай Сербский (1881-1956) напоминает нам, что казнокрадство – страшнейшее преступление. Это не только попрание юридических законов. В первую очередь, это грех, связанный с нарушением восьмой заповеди Декалога (десяти заповедей Моисеева закона). Этой теме у него посвящена даже специальная статья, которая называется «Не обкрадывай державу». 

ЛГБТ=бандеровцы«Марш равенства» извращенцев в поддержку ЛГБТ-сообщества состоялся в центре Киева в прошедшее воскресенье. В нем приняли участие 3,5 тысячи человек. Стычка противников марша и полиции произошли только рано утром, еще до начала марша. Были задержаны около 50-ти человек, большую часть из которых сразу отпустили. Представители ЛГБТ-сообщества чувствуют себя на Украине, как дома, неоднократно проводили акции и намерены далее шествовать...

Прот. Владимир Василик: «Нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет народа»В очередной раз либеральные круги в правительстве и парламенте пытаются решить свои проблемы за счет собственного народа. Подобное явление мы наблюдаем и сейчас, когда миллионы наших соотечественников лишаются своего будущего, но не просто обеспеченного и светлого будущего, а будущего как такового. Повышение пенсионного возраста для очень многих означает работу на износ в старости или вообще отсутствие работы. 

Патриарх Варфоломей снова намекнул на возможность признания украинской автокефалииК сожалению, беззаконие вполне может свершиться, Перед Вселенской Патриархией стоит обязательства и ответственность вернуть народы Украины и Македонии к истине и каноническим рамкам Церкви. Об этом лицемерно заявил патриарх Варфоломей в день своих именин, 11 июня, во время Литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре. На самом деле этими елейными словесами он пытается обосновать свое беззаконное вмешательство...

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (110)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Константинопольский патриарх решил спасти «стоящую вне истины» украинскую нациюВарфоломей таки решил спасать наziю... «Существование раскола не является аргументом в пользу того, чтобы "с чистой совестью” оставить целую нацию за пределами правды и каноничности Церкви, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, – заявил т.н. Константинопольский патриарх 11 июня в день своих именин на литургии. – Скорее это стимул к поиску спасительных и объединительных решений». Свою «ответственность» в поиске решений проблем, существующих на чужой канонической территории, предстоятель карликового патриархата объясняет неким неизвестным в каноническом праве статусом «Церкви-Матери».

Биометрический контроль населения: о скором вступлении в силу закона о единой биометрической базе жителей России30 мая 2018 г. в Москве состоялось экстренное совещание общественности по вопросу нарушения Конституции РФ и прав граждан в связи со скорым вступлением в силу закона №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о биометрической базе данных). В его работе приняли участие руководители и активисты общественных движений «Народный собор», «Семья, любовь, Отечество», «Союз православных граждан», «Народная защита», «Национальное освободительное движение», других патриотических, семейно-родительских, казачьих, спортивных общественных организаций и объединений...

«Мы не доживем!»: пенсионная реформа необоснована и нелогична - как пирамиды МММ16 июня 2018 года, под прикрытием всемирного ажиотажного футбольного зрелища, кабинет министров РФ внес в Госдуму непопулярный проект закона о повышении пенсионного возраста. Заявленной целью законопроекта является «увеличение благосостояния населения». В тот же день председатель Госдумы Вячеслав Володин направил поступивший из правительства законопроект в профильные комитеты палаты. Ожидается, что Совет ГД рассмотрит документы 18 июня и направит их для обсуждения в регионы в течение месяца. «В соответствии с процедурой, после рассмотрения на Совете, проекты федеральных законов перед рассмотрением в первом чтении будут направлены...

© Русь-Фронт
Православие в России