Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(20-03-2018, 00:10)

Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

В январе 2018 года группа из 57 православных клириков и мирян в США выпустила публичное обращение против восстановления практики рукоположения «диаконисс». Среди них представители Американской Православной Церкви, американских епархий Русской Православной Церкви Заграницей, Константинопольского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов, в том числе известные своей консервативной позицией протоиереи Джон Уайтфорд, Стивен Фримэн, протопресвитер Питер Хирс. Обращение стало ответом на заявление группы богословов (в основном греческих), которые поддержали возрождение института «диаконисс».

Напомним, в 2016 году Александрийский Патриархат принял решение о восстановлении «диаконисс», а в 2017 году в Конго (в миссионерском центре в Колвези). Патриарх Александрийский Феодор назначил шестерых «диаконисс» (см. на фото ниже). К слову, в 2016 году папа римский Франциск учредил комиссию по изучению вопроса «диаконисс».

Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

По состоянию на 13 марта 2018 г. обращение консервативной общественности против возрождения института «диаконисс» поддержали 214 других подписантов (поставить подпись может любой желающий под текстом обращения; русский текст обращения приведён ниже).

Свой комментарий по этому поводу дал научный руководитель Аналитического центра святителя Василия Великого Евгений Иванов:

«Служение диаконисс давно ушло из церковной жизни (по всей видимости, не позднее XII века). Изменились как внутренние, так и внешние обстоятельства, потребность в диакониссах попросту отпала. Чем они занимались в древности? Делами милосердия и помощью в совершении Крещения и Миропомазания. Например, в древности святым миром мазали всё тело – понятно, что мужчина в отношении взрослых женщин этого делать не мог, поэтому епископам и пресвитерам была нужна помощница-диаконисса. Но у нас давно уже помазывают не всё тело, к тому же большинство людей крестят в младенчестве.

Попытки возрождения института «диаконисс» были предприняты в XIX веке, причём протестантами. У англикан это привело к закономерному результату – появлению женского «священства» и «епископата». Соответствующие инициативы выдвигались и в Православной Церкви.

Несомненно, то, что произошло в Конго в 2017 году, является грубым нарушением православного Предания. Как часто бывает в подобных случаях (например, если говорить о так называемой «литургии святого апостола Иакова»), модернисты обосновывают богослужебные реформы обращением к древности. На самом деле, ни современная «литургия апостола Иакова», ни новоявленные «диакониссы» не имеют никакого отношения к традиции Церкви. Это очевидные новоделы и проявление модернистского волюнтаризма.

Жаль, что так называемое «возрождение» чина «диаконисс» произошло именно в Колвези. Ведь там служил незабвенный миссионер и настоящий православный традиционалист иеромонах Косма Григориатский, ученик преподобного Паисия Святогорца.

Оправдывая те или иные реформы, добиваясь их частичного осуществления, модернисты как бы просовывают ногу в дверь, которую им доверчиво приоткрывают, чтобы потом уже распахнуть её полностью и заявиться непрошеными гостями, как слон в посудную лавку, чтобы диктовать свою волю и разрушать каноническое устроение Церкви. Это нужно пресекать.

Мне думается, что нам, православным в России, полезно знать о том, что происходит во Вселенском Православии. Сегодня у нас в Русской Церкви не стоит вопрос о женском священстве (и слава Богу!), но периодически поднимается различными маргинальными деятелями (например, протодиаконом Андреем Кураевым). Нам следует быть в курсе дел. Кто гарантирует, например, что через несколько лет в рамках подготовки очередного псевдовсеправославного собора тема «роли женщины в Церкви» не будет заявлена в повестке? Напомню, именно на межправославном совещании на Родосе в 1988 г. было заявлено о необходимости возрождения чина «диаконисс», а развивающие эту тему богословы поддержали критское собрание 2016 г.

Конечно, следует поддержать обращение консервативных клириков и мирян и пресечь любые попытки возрождения чина «диаконисс».

А что касается наших дорогих сестёр – женщин, то никаких препятствий для их служения Богу и Церкви нет, никаких древних служений для них переизобретать не нужно».

* * *
Публичное заявление обеспокоенных клириков и мирян относительно «православных диаконисс»

Назначение Александрийским Патриархатом шести «диаконис» в Конго в феврале 2017 года вызвало в некоторых кругах призывы последовать этому примеру в других Поместных Церквах. В частности, группа православных учёных-литургистов опубликовала открытое заявление в поддержку Александрии, заявив, что «восстановление женского диаконата таково, что о каких-либо вероучительных проблемах или административных прецедентах речь не идёт».

Мы, нижеподписавшиеся, духовенство и миряне, позволяем себе не согласиться и пишем сейчас с тремя целями: поставить под сомнение то, что совершилось в Конго, разъяснить историческое место диаконисс в православной традиции и указать на серьёзные вероучительные последствия, возникающие в связи с назначением диаконисс.

Во-первых, что касается сделанного в Конго, мы отмечаем, что Патриарх Александрийский не использовал византийский чин возведения в диакониссы. Он возложил руки на одну женщину, чтобы сделать её «диакониссой для миссии», а затем помолился над пятью другими женщинами, используя «молитву за приступающего к церковному служению», – это общее благословение (по-гречески «архиератикон») для мирянина, приступающего к церковному труду. Он не даровал ораря ни одной из женщин, пока пять женщин не помогали ему мыть руки, как это делали бы иподиаконы. Всё это делалось не во время Божественной Литургии, как принято во время рукоположения, а в конце. Эти факты, а также анекдотические сообщения из Африки о том, что этим новым диакониссам были поручены обязанности чтецов, ставят под сомнение утверждение о том, что то, что произошло в Конго, действительно было «восстановлением женского диаконата», поскольку способ их поставления и возложения на них обязанностей имеет лишь частичное сходство с тем, как было в случае древних диаконисс.

Во-вторых,  относительно исторического наличия, роли и статуса диаконис в Православной Церкви можно с уверенностью сказать, что определение женщин в служение диаконисс было просто одним из нескольких способов ранней Церкви защитить честь женщин, доверяя определённым женщинам выполнение определённых обязанностей, таких как помощь во время Таинства Крещения, помазание взрослых женщин и посещение женщин у них дома, когда мужчинам это не разрешено (строго в пределах, указанных для женщин святыми апостолами в Священном Писании). Обязанности и статус диаконисс менялись в зависимости от времени и места, как и способ их назначения. Такие же обязанности были возложены и на вдов, мирянок, мужское духовенство или монахинь, поэтому потребность в диакониссах не существовала повсеместно. Большая часть древней Церкви никогда не имела диаконисс. За пределами Сирии, Анатолии, Греции и Палестины диакониссы были настолько редки, что можно говорить об их отсутствии.

Вопрос диаконисс также не обходился без споров. Несколько поместных Соборов запретили их назначение (Нимский в 396 году; Оранжский в 441 году; Эпаонский в 517 году; Орлеанский в 533 году), и многие тексты свидетельствуют об обеспокоенности отцов Церкви тем, чтобы минимизировать роль диаконисс, иногда в пользу вдов. Как представляется, чин диаконисс достиг пика в V или VI веке, сохранившись главным образом в крупных восточных городах в качестве почётного поста благочестивых знатных женщин, жён мужчин, ставших епископами, и глав женских монашеских общин. В XII веке канонист Феодор Вальсамон писал, что «диакониссы» в Константинополе в своё время не были подлинными диакониссами. Спустя столетие святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, приказал не назначать новых диаконисс. Разрозненные предложения и попытки назначить диаконисс снова в XIX и XX веках не получили достаточной поддержки, чтобы вызвать стабильное возрождение этого чина. И даже сегодня другие автокефальные православные Церкви не спешат следовать примеру Александрии.

В-третьих, некоторые считают сопротивление рукоположению диаконисс суетным мирским явлением, находя в этом чисто культурные предрассудки по отношению к  женщинам. Но это обвинение в нечестности Церкви несправедливо и игнорирует законные благоразумные возражения против создания института диаконисс, мотивированные подлинной заботой о сохранении истинно христианского и прямо апостольского уважения к различию мужчин и женщин, к которому наш постхристианский мир становится всё более враждебным.

Само заявление богословов даёт повод для такого беспокойства. Их аргументы в пользу «возрождения» рукоположения диаконисс не основаны на потребностях современных женщин, которым должны служить диакониссы, – нуждами, которые так или иначе требуют рукоположения, нуждами, которым монахини, мирянки, миряне или мужчины-клирики уже не отвечают. Скорее, аргумент заявления основан на предполагаемой потребности женщин быть диакониссами. Сделать их диакониссами было бы «позитивным ответом» на  «вызовы современного мира»,  «возможностью для подготовленных женщин предложить в нашу эпоху свои уникальные и особые дары» и «особым способом» подчеркнуть «достоинство женщин и дать признание её вкладу в труды Церкви». Такие аргументы унижают  призвание православных мирян, подразумевая, что только священнослужители служат Церкви осмысленным образом, вопреки православной вере в то, что все православные христиане получают дары Святого Духа и личное призвание через Святое Миропомазание служить Церкви.

В заявлении богословов также уточняется, что они не намерены действительно «восстанавливать» древний обычай рукоположения диаконис. Их целью является новый чин женщин-«священнослужителей», уполномоченных делать вещи, никогда не совершавшиеся православными диакониссами, а в некоторых случаях и явно запрещённые Апостольскими постановлениями и церковными канонами. Они хотели бы, чтобы женщины проповедовали, чего апостолы и отцы никогда не допускали в Церкви. Они оставляют открытым вопрос о других литургических обязанностях, не допуская ограничений, которые должны уважать даже епископы. Они задаются вопросом, какие «качества и квалификация» действительно имеют значение, сомневаясь, должны ли диакониссы быть взрослыми и незамужними, несмотря на древнее правило, наиболее решительно отстаиваемое в VI веке святым царём Юстинианом, чтобы диакониссы были по крайней мере среднего возраста и оставались безбрачными как диакониссы.

Наиболее зловещим утверждением литургистов является их хитрая мысль (предвосхищающая народное неприятие их идей) о том, что «адекватная подготовка и образование» необходимы не женщинам, которые будут назначены диаконисами, а «людям, которые будут призваны принимать, чтить и уважать диаконисс, назначенных на их приходы». Ясно, что они предвидят необходимость заставить духовенство и мирян принять диаконисс, чем вряд ли выражается доверие Святому Духу или традиционное уважительное отношение Православной Церкви к епископской власти.

Короче говоря, акцент заявления направлен на то, чтобы потворствовать женщинам, игнорируя Предание, и, прибегая к силе, наметить феминистскую перспективу и подход, соотнесённый с обезверившимся западным миром, а не с Православной Церковью. Больше доказательств намерений литургистов можно найти в других местах. Например, двое деятелей призвали к удалению отрывка из послания святого апостола Павла Ефесянам (гл. 5) из чина венчания на том основании, что он не соответствует современному мышлению и поэтому может быть неправильно понят. Они предлагают отрывок из другого послания или, как вариант, часть гл. 5 из послания версия Ефесянам без стиха 33 («так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»).

Учитывая это состояние веры, мы считаем, что назначение диаконисс в любой форме в нынешнюю эпоху, вероятно, разделит Церковь и обескуражит верующих, бросая вызов основному церковному пониманию человеческой природы. Бог создал каждого из нас либо мужчиной, либо женщиной и предопределил, чтобы мы жили соответственно, как мужчина или как женщина. Он также дал нам много авторитетных заповедей, отличающих мужчин и женщин в Законе, в решениях апостолов, в канонах Церкви и в литературе наших святых отцов (в отрывках, слишком многочисленных для цитирования). Но если законов и канонов и заповедей недостаточно для того, чтобы обратить нас к покаянию, Бог дал нам две различные модели совершенного человечества, одну мужскую и одну женскую: Иисус Христос, воплощённое Слово Божие, и Его Пречистая Матерь Богородица, чьи иконы всегда стоят перед нами во время богослужения как напоминание о том, как мы должны мыслить себя в качестве мужчин и женщин.

Тем не менее, есть сторонники института диаконисс, которые хотят, чтобы женщины трудились в Церкви так же, как мужчины (как и в миру), и поэтому используют обряд «рукоположения» диаконисс из немногих византийских богослужебных книг, чтобы утверждать, что диакониссы когда-то были «преобладающим духовенством». Эти люди жаждут звания, чести и авторитета духовенства. Некоторые хотели бы, чтобы диакониссы были тем же, что и диаконы, только женщинами. Они бы в конечном итоге хотели вместо естественного и мудрого соотношения мужчин и женщин возвысить женщин над мужчинами в иерархии Церкви. Они бы желали «посвящать» женщин, которые молоды, женаты и имеют детей, и хотели бы дать им роль произносителей молитв в богослужении и обязанности диакона (которые, на их взгляд, могут осуществлять и мужчины, и женщины). Литургисты не заходят так далеко, но их заявление оставляет эту возможность, либо игнорируя, либо ставя под сомнение традиционные ограничения относительно диаконисс.

Мы не можем поэтому серьёзно отнестись к утверждению литургистов о том, что «восстановление женского диаконата таково, что о каких-либо вероучительных проблемах или административных прецедентах речь не идёт». Мы также не можем принять их заверения о том, что появление диаконисс сегодня не приведёт к появлению «женского священства» завтра, зная, к чему подобные постепенные новшества привели в инославных сообществах. Мы также не должны думать только о том, что мы сами могли бы допускать сегодня. Мы должны мыслить в масштабе поколений. Ведь дети, которые растут в приходах с чтецами-женщинами, во взрослом возрасте с большей вероятностью будут считать, что женщинам следует быть диаконами (диакониссами). Так и дети, которые растут в приходах с диакониссами, будучи взрослыми с большей вероятностью станут полагать, что женщинам следует быть священниками и епископами.

Поэтому мы призываем всех православных иерархов и прочих клириков, а также богословов отстаивать догматическое учение Церкви о сотворении и призвании человека как мужчины и женщины, сопротивляясь вызывающему распри призыву назначать диаконисс.

Перевод обращения выполнен соучредителем Аналитического центра святителя Василия Великого Максимом Козловым-Шульженко и научным руководителем Центра Евгением Ивановым.

Аналитический центр святителя Василия Великого

  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


В. Катасонов: Санкции США на руку РоссииХристос Воскресе! Мы, православные люди, празднуем величайший в году праздник – Пасху, или Воскресение Христово. Вся неделя, следующая за Пасхальным Воскресением, называется «светлой седмицей». И вот российские СМИ в светлый понедельник огорошивают нас новостью, сообщая, что он, понедельник, на самом деле «черный». Наступил вторник, его также назвали «черным». Затем последовала такая же «черная» среда… Откуда взялся черный цвет? 

Вооруженные силы России приводятся в полную боевую готовностьПо имеющейся информации, объявлена внезапная тревога по всем подразделениям Сухопутных войск, Военно-космических сил и войскам ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. 8-9 апреля большое количество военных кораблей выведено в море. В рамках проведения учебных маневров вышли в море для выполнения поставленных задач и ракетные корабли Черноморского флота. Наблюдается движение боевой техники, включая системы тактического и оперативного развертывания, практически по всей стране. 

Об артистах, с презрением говорящих о русском народе: Их идеология - презрение к русской культуре и ненависть к Православной Церкви«Звездная болезнь» среди кумиров российской публики, похоже, приобретает характер эпидемии. Не успел утихнуть шум вокруг презрительной реплики в отношении русского народа, которую бросил актер Алексей Серебряков, заявивший, будто в России «национальной идеей являются сила, наглость и хамство», как вдруг – новый скандал. «Хамами и ненавистниками» назвал российских зрителей тот, от кого таких слов уж никак нельзя было ожидать – один из наиболее популярных сегодня актеров Данила Козловский.

Что празднуем, или А где же Христос?В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные слова, и вроде обязанность выполнил – не забыл, поздравил. А вот какой смысл картинок, люди не задумываются, главное, чтобы была красивая заставка. За неделю перед Пасхой всех поздравят с «Вербным воскресеньем», потом с «Чистым четвергом», летом будут поздравлять с «медовым», «яблочным» и «ореховым» Спасом. А если вчитаться в пожелания?

Календарь

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Апрель 2018 (120)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Декабрь 2017 (155)
Ноябрь 2017 (150)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Достойный ответ киевскому режиму: Заявление ОВЦС УПЦ по поводу обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею об автокефалииЗаявление Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви по поводу обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». 19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины Постановлением № 8284 поддержала обращение Президента Украины П. А. Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». В связи с этим, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Отдел внешних церковных связей УПЦ обращает внимание на следующее. 

В Неделю святых жен-мироносиц: любовь побеждает страхСегодня, в третье воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование памяти святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Это особое празднование, потому что здесь прославляется сила Божия. Сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор.12:9). И благодать Божия действует вопреки человеческой логике и рассуждению. Здесь, на земле, мы обычно рассуждаем так: раз человек святой жизни, значит, у него благодать. Всё это верно. Однако Святое Писание говорит: Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). А как тогда понять эти слова?

Как разоблачили миф о «великой пользе цифровой экономики»18-19 апреля 2018 года в Северной столице состоялся Первый Петербургский цифровой форум. Он собрал более 3 тысяч человек. Представители власти, науки, бизнеса, финансов и IT-индустрии обсуждали перспективы развития цифровой экономики. Дискуссии предваряли громкие анонсы, размещенные на сайте Форума. «Цифровая экономика – это не просто новые технологии, не просто перевод в цифровой формат коммуникаций предприятий друг с другом и с органами власти, не просто автоматизация отдельных рабочих процессов и замена человеческого ресурса программными средствами. Цифровая экономика – это в первую очередь изменение сознания и трансформация менталитета... 

© Русь-Фронт
Православие в России