ПРОСИТЬ ПОКАЯНИЯ

ПРОСИТЬ ПОКАЯНИЯ

Из наставлений старца Паисия Святогорца

О, если бы мы осознавали Божие долготерпение! Для строительства Ноева ковчега понадобилось сто лет [см. Быт.5:32 и ниже]. Думаете, Бог не мог быстро построить какой-то там ковчег? Конечно, мог, но Он оставил Ноя мучиться сто лет, чтобы остальные тоже поняли, что их ждет, и покаялись.

 

«Смотрите, – говорил людям Ной, – будет потоп! Покайтесь!» Но его поднимали на смех. «Что за ящик он строит!» – иронизировали современники Ноя и продолжали свое. И сейчас Бог может за две минуты потрясти весь мiр и заставить его измениться – так, чтобы все стали верующими и даже «суперверующими». Как? А вот как: если Он переключит тумблер на «землетрясение» и станет потихонечку поворачивать регулятор усилителя: сначала на «5 баллов Рихтера», потом – на «6», потом – на «7»... На «восьми» многоэтажки начнут качаться как пьяные и биться одна о другую. На «десятке» все скажут: «Согрешили! Умоляем Тебя, спаси нас!» А может быть, люди даже дадут обет уйти в монахи – все до одного! Но лишь только землетрясение закончится, а люди, хотя и будут еще немного покачиваться – уже смогут удерживаться на ногах, опять побегут в бары и на дискотеки! Потому что в таком обращении людей к Богу не будет настоящего покаяния, они произнесут слова покаяния поверхностно, чтобы спастись от зла.


– Геронда, а если какое-то, к примеру, стихийное бедствие случается как гнев Божий и праведные люди молят Бога о милости, то слышит ли Бог их молитвы?

– Знаешь, в чем тут дело? У людей нет покаяния, и поэтому Бог не слышит молитвы праведников. Если, прогневав Бога, мы признаем свою вину, это совсем другое дело – тогда Бог умилостивляется над нами и нам помогает. Но если человек не признаёт, что он прогневал Бога, и продолжает дудеть в свою дуду, то как Бог услышит молитвы праведных?

 

Для того, чтобы Бог простил человека, совершившего какой-то проступок, он должен этот проступок осознать. А, кроме того, если погрешности совершают люди духовные, то смягчающих вину обстоятельств у них нет. «О наших гресех и о людских неведениях» [молитва Приношения по Великом Входе на Божественной Литургии Святого Иоанна Златоустаго] – говорится в одной молитве. Если проступки несчастных мiрских людей – это «неведения», то проступки людей духовных – это уже «греси». Поэтому если проступок совершают духовные люди, то это не шутки. Смягчающие вину обстоятельства есть у людей мiрских.


В нынешнем году [произнесено в ноябре 1990 г.], когда Успенским постом на Святой Горе разбушевался пожар, творилось что-то ужасное. Все самые лучшие пожарные собрались на Афоне, но никто из них не мог ничего сделать, им оставалось только смотреть на то, как бушует пламя. Самолеты пожарной охраны, казалось, только усиливали и раздували пожар еще больше. Один монастырь обнесли специальными противопожарными поясами, чтобы воспрепятствовать огню пройти через них, но огонь – наперекор всем поясам – перескочил внутрь монастыря – в архондарик – туда, где его никто не ждал. Святая Гора горела пятнадцать дней – и пятнадцатого августа [по церковному стилю – в самый день Успения Пресвятой Богородицы] огонь погас сам по себе. Некоторые говорили: «А почему Матерь Божия его не погасит?» То есть, мы доходим уже до того, что начинаем хулить имя Божие. Но вот, когда через шесть дней опять начался пожар – на этот раз уже в другом месте Святой Горы, – сразу же пошел дождь и все погасил. Один пожар погас, а другой – нет. Неужели непонятно почему?


Некоторые люди, не зная действующих духовных законов, молятся с болью, но не бывают услышаны, поскольку происходящее несчастье является гневом Божиим. А другие при каком-то бедствии совсем не молятся – ни одной четки, потому что признают справедливость гнева Божия, целью которого является вразумление людей.

 

Да подаст Бог больше просвещения нам, монахам, потому что по большей части мы – юродивые девы [см. Мф.25:1-13], а наши светильники наполнены водой – один только фитиль чуточку пропитан маслом. А люди мiрские ждут, что мы осветим им путь, и они не будут спотыкаться!


Будем же просить Бога, чтобы Он дал мiру покаяние, и мы избежали Его праведного гнева. Грядущего гнева Божия нельзя избежать иначе, как покаянием и хранением Его заповедей.

Написать комментарий