Девической чести и добродетелей венец

Девической чести и добродетелей венец

Девической чести
и добродетелей венец,
состоящий в следующих
двадцати добродетелях

Вот эти добродетели: охота и любовь к слову и службе Божией, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарение, исповедание веры, почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрость, правое сердце, и молчаливость, и прочие.
1.  Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девице прилична и пригожа, есть охота и любовь к слову Божию и правой вере. Охотно ходить в церкви и в школы, учиться читать, писать и молиться прилежно, слушать слово Божие, о нем размышлять, и примечать охотно, к Исповеди и Святому Причастию ходить, катехизис просто и с истолкованием знать, некоторые Псалмы и Притчи Священного Писания наизусть знать и прочее.
2.  Вторая добродетель девицы есть истинное познание Бога, и слова Его, правильное понимание творений Божиих и артикулов или членов нашей православной веры.
3.  Третья добродетель девическая есть девический страх перед Богом, когда человек, размышляя о гневе Божием за грехи свои, от сердца убоится гнева Божия, и Страшного его Суда устрашится, греха избегнет, Богу и родителям с должным почтением и послушанием покорится, а более всего, по воле Божией и по слову Его все свои намерения управлять будет.
4.  Четвертая девическая добродетель есть смирение, когда всякий в истинном страхе Божием свою собственную слабость признает и всем сердцем себя Богу отдает, как в делах призвания своего, которые с помощью Божией начинает, так и в наказании, и в приятном Кресте, который с терпением и покорностью несет, притом ближнему своему надлежащую и должную честь выказывает.
5.  Здесь последует пятая девическая добродетель, то есть: молитва и призывание Бога, когда человек у всещедрого Бога, который в слове Евангелия Своего и в Сыне Своем открылся, всяких вечных и временных даров просит и уповает, что услышан будет по обещанию ходатая Господа Иисуса Христа.
6.  Шестая добродетель есть благодарение, во-первых, к Богу, когда кто-то сердцем и устами исповедует, что всякое благо не от себя, но от Бога получаемо бывает, потом и к благодетелям, когда кто-то признает и исповедует, что от другого получил благое и не только на словах показывает свою благодарность, но и делом воздает и вознаграждает по возможности.
7.  В-седьмых следует исповедание веры, в котором христианин твердую и постоянную волю и желание имеет пред Богом и людьми чистое учение Евангелия исповедать и при том исповедании и вере оставаться, несмотря ни на какой страх, зависть, напасть и муку изгнания.
8.  Восьмая девственная добродетель касается четвертой заповеди, то есть, должного почтения к родителям и тем, которые вместо них бывают. Эта добродетель весьма преизящна и украшает девиц безмерно. Сам Соломон в Притчах, в главе первой, так о ней говорит: Это прекрасный венец для головы твоей и украшение для шеи твоей (Притч. 1, 9). И такие дщери родителям своим и другим честным людям благоприятны, угодны Богу и получат милость не только от родителей своих, но и от неприятелей, как свидетельствует история о некоей милосердной дочери, которая мать свою плененную, которую неприятель хотел голодом в темнице умертвить, тайно посещая ее, сосцами своими голод ее утоляла, и в течение долгого времени так жизнь ее спасала. Узнав об этом, римляне с великой готовностью мать ее освободили и, сломав ту темницу, на месте том церковь построили, которую назвали Церковь Страха Божия. Итак, эта добродетель есть истинный признак действительного девического смирения и страха Божия. Так же потребует честь, чтобы родителей своих почитали, или тех, которые вместо них бывают по повелению Божию, также за отца и мать своих почитать. Потому что их сам Бог устроил и наставил, а через них и нас наставит. Поэтому нужно им от сердца всякого добра желать и почитать их, как вышний дар от Бога на земле честно содержать, честно о них мыслить и говорить, почитать их за мудрых и благочестивых людей и с особенным почтением и смирением к ним обращаться, как Сирах в главе седьмой упоминает: Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей (Сир. 7,29), — а Товит в главе четвертой: Почитай матерь твою во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. Вспомни, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения (Тов. 4, 3-4).
9.  Теперь приступим к девятой добродетели, которая молодым девицам пристойна, это — трудолюбие. От молодости человек должен привыкать к работе и размышлять, для чего она ему от Бога определена и наложена. И когда ты все то выполняешь, что званию и чину твоему принадлежит, то и благословение наследуешь. При этом должен ты все попечение мысленное и прилежание к этому устремить, чтобы то, что в призванном чине делать тебе велено, со всяким прилежанием, верностью, охотой, скоростью и уверенностью исполнить мог, Богу в честь и во всенародную пользу.
10.  Десятая девическая добродетель называется благочиние и постоянство, когда человек все свои злые желании, похоти и прелести так, обуздав, воздержит, что в речах, в поступках и в делах всегда всякий усмотреть может, что сердце его богобоязливо, любя благочиние и постоянство, и, напротив, ненавидя всякие злые страсти и легкомыслия избегая. И таким образом обретет он милость от Бога и от людей получит себе благодать. Впрочем, должны молодые девы и молодые жены всегда благочинию обучаться, и, где бы ни были, везде: на постели в доме, на торжище, на улице, в церкви, или в гостях, или в бане, сколько можно подражать постоянству, как о том апостол Павел напоминает, что надо подражать постоянству пред каждым, — а напротив, должны избегать всяких побуждений к злочинству и всякой злой прелести, таких, как злые беседы, нечистые обычаи и поступки, скверные слова, легкомысленные и прелестные одежды, блудные письма, блудные песни, скверные басни, сказки, песни, истории, загадки, глупые пословицы и обидные забавы и издевки. Все это есть мерзость пред Богом.
11.  Здесь приступим по чину к добродетели приветливости, сюда же и другие подобные добродетели относятся, а именно: кротость, терпение, приятность и обходительность, услужливость к благочестным, доброе содружество, никого нарочно или по умыслу не обижать. Ко всякому быть услужливым, ближнему сострадать, терпеть, ласковым и единодушным быть, а не выставлять себя на показ, и с другими в повседневной беседе приветливо и тихо обходиться. С чужим говорить учтиво, отвечать ласково, других охотно слушать и всякое доброжелательство показывать в поступках, словах и делах, все эти добродетели выше всех мер украшают девицу.
12.  После этой добродетели следует милосердие, когда человек милосерден к нищим, и с благонравием сострадание и терпение имеет, чтобы и к нему, когда нужно, помощи рука протянулась бы.
13.  Тринадцатая добродетель, пристойная девицам, есть стыдливость: когда человек дурной славы и бесчестия боится, и явного греха избегает, и опасается гнева Божия и злой совести, так же и честных людей, которые иногда о других рассуждать могут, как кто живет: худо или хорошо. Все свои желания и похоти усмиряет, чтобы в словах и в делах так себя показать, что всякий похвалит.
14.  Четырнадцатая девическая добродетель есть чистота телесная, при которой девица, умываясь, в чистой одежде и пристойном убранстве, чисто себя содержать умеет, таким образом, чтобы, с одной стороны, гордости, а с другой, скверны не было в поступках.
15.  Здесь последует воздержание и трезвость, когда человек в еде и питии желание свое и хотение так умеренно укрощает, что, с одной стороны, не может это ему помешать в молитве и в повседневном труде отягчением тела, а с другой стороны, здоровья своего и спокойствия повседневным истощением и голодом не разрушит.
16.  Шестнадцатая добродетель есть девственное целомудрие, когда человек без всякого порока и без прельщений плотских наружно и внутренне, душою и телом, чисто себя вне супружества содержит...
17.  Семнадцатая добродетель есть бережливость и довольство, когда человек в настоящем времени тем, что ему Бог определил, довольствуется. Помогает убогим, и несет тяготы ближнего, и свое имение, которое он от Бога честно получил, осторожно и бережно хранит, и из него столько расточает, сколько скромная потребность повелит.
18.  Восемнадцатая добродетель девическая есть благотворение, благодеяние и щедрость, когда человек из собственного своего имения нищим уделяет и им служит на определенной ему должности, когда в том потребность будет, так, чтобы в этом не было ни скупости, ни распродажи имению.
19.  Девятнадцатая добродетель девическая — это правое сердце, верность и правда, когда человек мнение сердца своего истинно, праведно, ясно и чисто открывает и объявляет и к словам и делам других людей доброжелателен: а что сомнительно сказано или сделано бывает, в лучшую сторону толкует и объясняет. А без крайней и важной причины о мысли и намерении другого, подозревая его во зле, не рассуждает, и когда кому добра желает, то от прямого доброго сердца, а не лицемерно, о благополучии и счастье другого от сердца радуется и веселится.
20.  Теперь приступим к двадцатой и последней добродетели девической, а именно к молчаливости. Природа устроила нам только один рот, а уха дала два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, этому и древние детей своих обучали. Когда придешь в чуждый дом, то будь слеп, глух и нем, это тебе может в молчаливость причтено быть.

Написать комментарий