Всегда радуйтесь

Всегда радуйтесь

Преподобный старец Амвросий Оптинский о духовной радости христианина

Христос Воскресе! Желаю вам встретить и провести знаменательные сказочные дни сии в мире и утешении духовном и радости о Воскресении Божием.

Не менее, а может быть еще и более, бывает радость душе христианской, сподобляющейся взыти в горние обители и вкусить тамошнего блаженного наслаждения. Словом этого выразить невозможно, как свидетельствует св. апостол: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его(1 Кор. 2, 9).

Мне пришли на мысль утешительные слова св. Златоуста, читаемые на пасхальной утрени: «Постившиися и не постившиися, возвеселитеся днесь; воздержницы и ленивии, день почтите». И как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселье светлого сего христианского торжества.

Во-первых, потому что Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния, как Сам глаголет во Св. Евангелии: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13). И паки: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния(Лк. 15, 7).

Во-вторых, потому, что никакая добродетель так не пpиятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример – мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже позади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк. 12, 32).

Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Иное есть возноситься, иное – не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй, хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает» (Степ. 25). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову св. аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.

Нас ради Распеншийся и в третий день воскресший Сын Божий наш Иисус Христос да помилует всех нас.

Что же будет с теми, которые тогда не будут восхищени на облацех? Ради всерадостного праздника умолчим о сем. А для пользы душевной рассмотрим пророческое псаломское слово: ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем (Пс. 11, 6).

Что значат слова Господни положуся во спасение, не обинюся о нем? Означают то, что человеколюбивый Господь наш прежде Воскресения Своего не обинуяся волею претерпел распятие и смерть на Кресте ради нашего спасения, а прежде крестной смерти претерпел оплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, по сказанному: иже вместо предлежащия Ему радости претерпе Крест, о срамоте нерадив, одесную же Престола Божия седе (Евр. 12, 2).

Что же скажем мы о себе, также желающих быть одесную Престола Божия во Второе Пришествиe Христово? Не обинуемся ли мы о своем спасении, не перенося иногда не только заплевания и заушения, но и малого укорительного слова и малого досаждения нам? Как же и чрез что надеемся быть одесную Распеншегося за нас волей и всякое уничижение Претерпевшего за спасение наше, когда апостол говорит: аще… с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8, 17)?

Если у нас найдутся подобные мне немощные и неисправные, по крайней мере зазрим себя в своей немощи и неисправности, не оставляя в светлый праздник радоваться о том, что имеем всеблагого Господа, пришедшего призвать грешных на покаяние и готового всегда принять искренно кающегося и нелицемерно смиряющегося, имея притом твердое намерение держаться со смирением хотя последних средств спасения, по слову Самого Господа: не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37). Еже буди всем нам получити милостью Распеншегося за нас и днесь Воскресшего.

Об истинных христианах апостол пишет, что они разграбление имений своих с радостию прияша (ср.: Евр. 10, 34).

Кто, особенно с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот в свое время достигает плодов духа, как говорит апостол: плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание(Гал. 5, 22–23). По достижении таких плодов человек, христианин, хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны по причине благой надежды и по причине помощи свыше от благодати Божией.

Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают; только при этом всегда должно стараться дела и поступки других предоставлять Суду Божию и собственной воле человека, памятуя апостольское слово: кийждо сам о себе воздаст слово Богу (ср.: Рим. 14, 22).

Поздравляю вас с праздником праздников – светлым днем Воскресения Господа Иисуса Христа и сердечно желаю вам во всерадостный сей праздник радоваться радостию неизглаголанною и утешаться утешением духовным.

В настоящий день св. Златоуст призывает всех безразлично к радости, как сказано в его Слове на сей праздник: «Внидите вcи в радость Господа своего, богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и не постившиися, возвеселитеся днесь; вcи насладитеся пира веры: вcи восприимите богатство благости».

В преддверии храма, пред затворенным оного входом, первенствующий служащий, сотворив обычное пасхальное начало прославлением Святой Троицы и пением «Христос Воскресе», с крестом в руках, отверзает двери церковные и первый входит в храм, а за ним входят безразлично и все прочие христиане, поющие радостную церковную песнь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Повторяя оную многократно, прилагают и другие всерадостные песнопения: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия» и т. д.

Не слышно уже обычного чтения, возбуждающего дух сокрушения, а слышно одно лишь непрерывное сладкопение, возбуждающее во всех радование. Непрестанно являются служители алтаря в блистающих одеждах, непрестанно зрим Крест Христов и поклоняемся сему знамению спасения нашего, непрестанно осеняемся курением священного фимиама; у всех в руках возжженные свечи; в устах же у всех, и служащих, и поющих, и предстоящих, только и слышится радостное «Христос Воскресе!»

Так празднуется временная Пасха Христова на земле, и к сему празднованию допускаются все христиане, достойные и недостойные, потому что настоящая жизнь подлежит изменению: нередко достойные делаются недостойными, и наоборот – недостойные делаются достойными, что явно сказалось на Иуде и разбойнике. Первый был в лике избранных двунадесяти апостолов Христовых, три лета последовал за Христом, слушая непрестанное учение Его, и имел дарование изгонять бесов и исцелять многоразличные болезни. Но наконец, обезумившись от нерадения и сребролюбия, предал Христа и погиб вечно. Последний же более 30 лет был в шайке закоренелых злодеев, но, вразумившись на кресте, исповедал волею Распеншегося Сына Божия Господом и Царем и первый вошел в рай. Примеры эти да содержим всегда в памяти, чтобы воздержать себя от греха осуждения, хотя бы мы видели кого-либо и при конце жизни грешащим, как убеждает нас св. Иоанн Лествичник.

Но иной будет порядок празднования на небеси Пасхи вечной после всеобщего Воскресения и Суда. К празднованию оной допустятся только одни избранные, достойные. И кто единожды допущен будет в чертог небесный к празднованию Пасхи вечной, тот вечно и останется в лике празднующих оную, во гласе радования. Кто же окажется недостойным участия в этом праздновании, тот уже пребудет в вечном лишении и вечном отчуждении.

Но теперь неблаговременно говорить подробно о горькой участи последних по причине всерадостного праздника. А скажем только одно, что все мы, христиане, пока живы, должны быть осторожны и внимательны к своему спасению. И мнящиеся из нас стояти, по слову апостольскому, да блюдутся, да не падут (ср.: 1 Кор. 10, 12), памятуя всегда ужасающий пример погибшего Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбуждаются надеждою исправления, видя утешительный пример благоразумного разбойника, наследовавшего рай.

«О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте, и Слове Божие, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», т. е. радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине (Еф. 5, 8–9).

Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира (Еф. 6, 14–15).

Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим (Лк. 10, 27). И паки: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.

Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближняго твоего яко сам себе (ср.: Лев. 19, 18; Mф. 22, 39). А т. к. эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам «облещися в броню правды», т. е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящия ны.

Остальными же словами – «плод благостыни» и «благовествование мира» – означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: мир имейте и святыню со всеми (Евр. 12, 14); взыщи мира, и пожени и (Пс. 33, 15), – или, как поет ныне Церковь: «Простим друг другу вся Воскресением».

Во всерадостных церковных песнях о Воскресении Христовом нередко слышим, что воспоминается Крест Христов и смерть, и погребение. Как например: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим», «Повешен на древе всю тварь поколебал еси, положен же во гробе, живущия во гробех воскресил еси». Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов.

Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «Крест есть хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – Ангелов слава и демонов язва».

Не Крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения креста Христова или, по крайней мере, христианского, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере, не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей крестной смерти претерпел, потому что воскресший Господь определенно изрек: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Если же, по слову апостола, со Христом, или о Христе, страждем, то с Ним и прославимся (ср.: Рим. 8, 17), радостно поюще церковную песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Bocкpeceниe Твое поем и славим». И паки: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 15), т. е. всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать.

Человек, как жук; в теплый, яркий, солнечный день летит жук, гордится собой и жужжит: все мои луга, все мои леса! Но лишь скрылось солнце, пахнул холодный ветер, и жук уже прижался к листику и жалобно пищит: не спихни!

Креста для человека Бог не творит. И как не тяжек бывает этот крест, а все же он вырастает на почве нашего собственного сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому, какие нужны.

Нигде нельзя прожить без искушений или чрез бесов, или чрез людей, или от собственных привычек, или от неукрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Св. Евангелии: нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное (ср.: Мф. 11, 12), и паки: в терпении вашем стяжите души вашя (Лк. 21, 19), и: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Тебя борют сомнения, что тебе, может быть, нужно было бы отнестись не в Оптину, а в другое место. А я, напротив, считаю приезд твой в Оптину делом промыслительным.

Любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (т. е. не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит (т. е. все покрывает), всему веру емлет, вся уповает (т. е. всегда надеется всего лучшего), вся терпит. Любы николиже отпадает (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах) (1 Кор. 13, 4–8).

Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя да стремимся к стяжанию свойств и качеств ее самоукорением, смирением и покаянием. Необходимые сии добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся, и кающейся с самоукорением, которое состоит том, чтобы всегда причиною скорбей и огорчений и стеснительных обстоятельств поставлять грехи свои и гордость.

Видимой гордости в нас как будто не заметно; но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других.

Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрек св. Давид: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18). Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами. А св. Лествичник еще смиреннее говорит: «Аще и на всю лествицу добродетелей взыдеши, о оставлении согрешений молися».

А у смиренного Никиты во Второй сотнице, в главе 21, сказано следующее: «На очищаемыя ныне души обыче некако дух похоти и ярости находити. Киим образом; да плоды истрясет Духа Святаго тяготеюща в них. А зане и радость свободы разлияние некое делает в таковых душах, вся на пользу устрояющая премудрость к себе присно хотящи своима даровании влещи их мысль, и пребывати тем в смиренномудрии непоколебимым, да не многою свободою и богатством дарований на инех вознесутся, или возмнятся своею силою и разумом великую стяжати сию палату мира: дает сим место духовом нападати на ня в сопряжении ея: да страхом уязвляеми падения, в своем стоят хранении блаженнаго смиренномудрия, и да уразумевше, яко плоти и крови привязани суть, взыщут естественне своего стражбища, в немже безвредны могут сохранитися силою духа» (Добротолюбие. Ч. 4).

Собственный опыт, повторяемый по опытам прежде бывших духовных лиц, есть хороший наставник, когда при этом поверяем жизнь свою и по евангельскому и по апостольскому, и по святоотеческому учению.

Пишешь, что ты в беседе с нею (сестрою) находишь для себя отраду и успокоение. Не вотще и Господь послал на проповедь апостолов два два. И в Св. Писании сказано: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (ср.:Притч. 18, 19)

Источник: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Слова утешительные преподобного старца Амвросия Оптинского. Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. 2018,: стр. 7-26

Написать комментарий